Из любого положения всегда есть выход

Выпуск - №6(603)   :   15.02.2024
1961

В феврале Региональному центру психологической поддержки и дополнительного образования исполняется пять лет. Его отличительная особенность и крайне важный вектор деятельности – развитие психологической грамотности взрослых, формирование психологического благополучия детей. Об и поговорим подробнее с директором РЦППиДО Еленой ПЕТРЕНКО. 

- Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования был создан на базе Детского центра в 2019 году. Конечно, вначале было сложно, потому что опыта в создании такого центра ни у кого не было, и до сих пор он единственный во всём Казахстане, – рассказывает Елена Александровна. – Акимат поставил задачу – понизить суицидальность среди несовершеннолетних в нашей области. На момент 2018 года этот показатель был высоким, но уже за первый год нашей работы удалось снизить его с 50 случаев до 37. Из года в год мы снижаем этот показатель совместно с психологическими службами городов и районов, с заинтересованными ведомствами и соответствующими специалистами. На данный момент можно уверено сказать, что у нас сформирована отлаженная система профилактики деструктивных поведений детей и подростков. В каждом городе и районе области есть представители регионального центра. В самом РЦППиДО сейчас работают девять психологов, семь методистов и специалисты, которые осуществляют техническую поддержку. Ещё у нас есть мобильная группа, оперативно выезжающая по тревожным случаям для консультирования. Также этой командой проводятся семинары по районам и работа с участниками образовательного процесса. Кроме того, у нас действует телефон доверия, который работает круглосуточно. На «горячей линии» задействованы четыре специалиста, хорошо владеющие казахским и русским языками. Поддержка по телефону бывает очень важна, когда у человека стоит вопрос жизни и смерти. 

Обычно телефонная консультация – это первая ступенька на пути к прохождению консультаций в нашем центре. Вообще консультации сейчас очень востребованы, проходят в очном или дистанционном формате – всё зависит от потребностей клиента. И если в 2019 году, когда мы только открылись, 80% консультирования приходилось на Костанай, то сейчас 40% клиентов – это люди из городов близлежащих областей, что говорит о востребованности центра в других регионах страны. Учитывая профессиональную тайну и интересы тех, кто к нам обращается, все системные консультации проводятся анонимно. После первой консультации человек записывается столько раз, сколько это необходимо для получения стойкого результата. Были даже случаи, когда мама приезжала с пятью детьми, и всем оказывалась профессиональная помощь. За каждым ребёнком закрепляется специалист, с родителями тоже проходит индивидуальная работа. Во фронт-офисе всё хорошо оборудовано, у нас имеется электрический подъёмник, который позволяет в полной мере помогать людям с ограниченными возможностями. Кроме того, у нас есть комнаты для тренинговой работы, семейной терапии, в работе используем различные психологические методы и подходы. Наш центр работает совершено бесплатно. Часто бывают случаи, когда частные психологи обращаются к нам с просьбой принять мать или отца, у которых нет денег, но им требуется психологическая помощь. Мы, конечно же, принимаем всех участников образовательного процесса (дети, родители и педагоги). На сегодняшний день могу констатировать, что обращений от взрослых (педагогов и родителей) больше, чем от детей. А главной задачей центра было и остаётся снижение психологического напряжения в нашем регионе.

- Хотелось бы узнать о планах по развитию Регионального центра. Какие проекты у вас сейчас в приоритете?
- Сейчас, мы совместно с Центром информатизации и оценки качества образования Костанайской области работаем над новым проектом – программой автоматического диагностирования «Сигнал». Она обрабатывает анкеты с целью сокращения времени проверки персоналом и исключения возможных ошибок из-за человеческого фактора. Итоговый результат всегда будет верный. До окончания 2024 года, необходимо внедрить этот проект во всех районах и городах, чтобы психологи больше работали с детьми и меньше занимались бумажной волокитой. Программа «Сигнал» будет абсолютно бесплатной. Ещё одним интересным проектом в нашем центре является «Школа молодого психолога», где мы помогаем новым специалистам закрепиться в учебных учреждениях. Даём пакет методических документов, осуществляем практическую поддержку и вместе отрабатываем проблемные случаи. Более того, обучаем различным методам психологической работы: консультирование, коррекция, терапия. Параллельно активно ведется работа по развитию дополнительного образования с использованием психологической поддержки по укреплению семейных ценностей, личности ребенка. К примеру, в рамках республиканского проекта «Ұшқыр ой алаңы», ежегодно в феврале у нас проводится дебатный турнир среди школьников, родителей и педагогов под названием «Мы за справедливый Казахстан». В этом году он состоится 22 февраля. Дети, участвуя в подобных мероприятиях, развивают свои ораторские навыки, критическое мышление и способность рассуждать на различные темы, но главное еще больше укрепляют детско-родительские отношения. Все эти умения в будущем им обязательно пригодятся. 

- Каких успехов достиг Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования на уровне республики? Удалось ли стать примером для всей страны?
- В прошлом году у нас было более 25 побед на республиканском уровне, то есть наши дети показывают впечатляющие результаты, в связи с чем мы стоим на первых строчках в сфере дополнительного образования. Более того, нас включили в состав республиканской группы по развитию детских движений. В 2022 году мы заняли девять призовых мест на республиканском конкурсе юных музыкантов, что является весомым результатом. Более того, наши проекты «Үндестік» и «Семейный клуб», которые направлены на усиление педагогического и родительского блока стали известны в республике. И в связи с тем, что на протяжении четырёх лет мы демонстрировали уверенный показатель снижения суицидальности, представители республики ежегодно рекомендуют обращаться к костанайскому опыту и создавать подобные центры. По нашему опыту уже открывались отделы при помощи органов управления. А сейчас по поручению правительства страны ведётся целенаправленная работа по созданию таких центров во всех областях Казахстана. С сентября 2024 года они должны везде заработать. К примеру, открытие регионального центра в Шымкенте должно состояться уже в марте, а семь отделов-лабораторий, которые были сформированы в разных областях при управлениях образования и на базе нашего опыта, должны трансформироваться в центры уже в мае. 

- Как вы считаете, Региональный центр изменил отношение граждан к психологии? Донёс необходимость взаимодействия с  психологическими службами как работникам образования, так и родителям? 
- У многих детей были стереотипы, что если они идут к психологу, значит с ними что-то не так. Сейчас же, за пять лет работы центра, можно сказать, что мы видим значительное улучшение понимания задач психологии, работы специалистов. Количество обращений за психологической помощью растёт, и это отмечаем не только мы, но и частные психологи. На наш телефон доверия ежедневно поступает от 2 до 20 звонков, за прошлый год мы провели на 500 консультаций больше, чем за 2022 год. Это говорит о доверии к нашей психологической службе. Также мы сотрудничаем со СМИ, готовим с журналистами познавательные материалы психологической направленности. Кроме того, активная работа проводится и в интернете, где мы имеем аккаунты во всех популярных социальных сетях и других медиаресурсах. Это очень важно, потому что многие люди обращаются к нам за онлайн-консультированием. Ещё у нас есть такая форма работы, как прямые эфиры. Два раза в день наши эксперты проводят мини-лекции по интересующим аудиторию вопросам: кибербуллинг, трудности воспитания, нарушения детско-родительских отношений, адаптация первоклассников и на другие темы. И, конечно, с нами можно связаться через мессенджеры. В последнее время в нашем центре популярностью пользуется WhatsApp-консультирование. 

- Что вот уже пять лет вдохновляет вас и ваших специалистов?
- Меня вдохновляют сами дети, их навыки, результаты и стремление к изменениям. Хочется привести в пример проект «Жулдызай». Это творческий конкурс для детей с особыми образовательными потребностями. В конце этого конкурса для победителей проводится большой концерт в очном формате. В таких мероприятиях действительно поражаешься воле детей, которые, несмотря ни на какие проблемы со здоровьем, хотят творить, нести в мир позитив, радость, они замечательно поют, танцуют и читают стихи. Всё это крайне трогательно и мотивирующе. 

- Какова стратегия развития Регионального центра на следующие пять лет? 
- У нас множество планов, они генерируются каждый день, потому что мы живем этой работой. С этого года мы планируем начать обучение школьных психологов очными группами. Сеть – это хорошо, у дистанционного формата есть свои преимущества, можно охватить больше людей. Но всё-таки, чтобы обучать качественно и более предметно, необходимо работать с небольшой очной группой (20-30 человек). Мы успешно закончили трёхмодульную программу обучения психологов. Теперь нужно проводить практическую работу по профилактике буллинга, половому воспитанию детей и на другие темы, которые необходимо внедрять в учебных заведениях. Также у нас в планах обустройство комнаты практической психологии, где будет размещено больше специального оборудования. Но главное, чего бы мы хотели, так это чтобы у детей было понимание, что из любого положения всегда есть выход. Не существует ситуаций, которые нельзя благополучно разрешить. Есть поддержка и место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки.

Владимир ЛАКАМОВ

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.
В статусе высшего колледжа КВПК встречает юбилей
Галия УРАЗАМБЕТОВА: В колледже всё можно начать с чистого листа.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.