Образование с получением диплома не заканчивается

Выпуск - №36 (584)   :   29.09.2023
5740

Научно-технический прогресс неминуемо влечёт за собой и перемены в мире профессий. Меняются сами виды труда, отношение к ним, способы профессионального самоопределения. Если в XX веке было важно выбрать своё дело на всю жизнь, то в XXI веке гораздо важнее всю жизнь совершенствовать свои навыки и овладевать новыми. Так считает председатель Альянса женских сил, советник ректора КРУ им. А. Байтурсынова, доктор педагогических наук Римма БЕКТУРГАНОВА. 

Римма Чингисовна предлагает свой анализ современных тенденций во взаимоотношениях человека и профессии, а также выводы, которые следует учесть тем, кто только готовится ступить на трудовой путь. 

Профессия может стать ненужной
- За каждые десять лет возникает более пяти тысяч новых видов труда. Наш классификатор профессий находится в постоянном движении. И мы видим, что профессии, которые были актуальны пять, десять лет назад, сегодня находятся на низких строчках рейтингов. Более того, появились так называемые вымирающие профессии. В связи с этим сейчас на нашем рынке труда переизбыток представителей тех видов трудовой деятельности, которые перестали быть актуальны: юристы, экономисты, бухгалтеры и другие. 

Дело будущего
- Конечно, появились новые профессии, порой с трудно произносимыми, пугающими названиями. Но это продиктовано современными трендами, развитием IT-сферы, искусственного интеллекта. Их называют профессиями будущего, цифровыми профессиями. Анализ прогноза экспертов, которые составили список профессий XXI века, показывает, что есть специальности, которые не утратят своей актуальности до 2030 года: операторы беспилотников, генные инженеры, строители «умных» дорог, космобиологи и многие другие. Надо признать, что наши выпускники слабо владеют информацией о новых профессиях. А их родители подходят к выбору профессии детей по старинке. Это было особенно заметно во время приёмной кампании в КРУ имени А. Байтурсынова. У нас есть прекрасные новые специальности, связанные с агропромышленным сектором, и мы ожидали, что их выберет большее количество выпускников школ. Особенно актуальны сегодня специальности, связанные с машиностроением, с агробиологией. Но по-прежнему многие, следуя старым стереотипам, выбирали профессии юристов, финансистов, бухгалтеров. 

Карьерный рост по диагонали
- Приходится констатировать тот факт, что падает престиж диплома. И об этом нужно говорить, потому что абитуриенты, их родители настроены на то, чтобы получать как можно больше дипломов. Есть примеры, когда люди имеют по три диплома, но при этом нигде не работают, они не востребованы. И напротив, немало примеров, когда можно найти работу без диплома. Нужно настроиться на смену профессии в течение последующих лет. Раньше было не принято менять профессию в ходе построения своей карьеры. А сейчас система обучения настраивает на то, что образование с получением диплома не заканчивается. Человеку нужно развивать, а при необходимости и менять свои компетенции, ориентируясь на запросы недалёкого будущего. Есть компетенции, которые пригодятся в любой профессии, ревалентны любому рабочему месту. Поэтому мы должны быть готовы к тому, чтобы менять вектор труда всю жизнь. Может быть, у старшего поколения сейчас вызывает удивление, что молодые люди так быстро меняют места работы. Но этот процесс будет ещё усиливаться, нам нужно к этому привыкнуть, потому что настоящее время – это время поиска себя. Уже нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование, продолжающиеся постоянно. 

Будь готов к новому
- Безусловно, поиск себя, своего места на рынке труда, в общественной жизни должен иметь какую-то основу. То есть, каждый, строящий свою карьеру, должен иметь основания для этого, а основанием является вложение в собственное образование, приобретение личных софтов. В первую очередь, это цифровые навыки, это тайминг – умение планировать своё время, это умение заботиться о своём физическом и психическом здоровье, умение переносить регулярные нагрузки и поддерживать работоспособность. Очень важна стрессоустойчивость. Важно развивать свои лидерские качества, умения работать в команде. И обязательно – эмоциональный интеллект. То есть, свою образовательную траекторию каждый выстраивает сам. И в зависимости от наполнения себя какими-то компетенциями, конечно, человек будет менять работу, потому что он будет готов к чему-то новому. 

Время молодых
- Фактор того, что страна стремится формировать конкурентоспособных специалистов, ведёт к тому, что нам необходимо в какой-то переходный период подготовиться к политическому обновлению. Нам следует подготовиться к тому, что к власти должно прийти молодое поколение. Естественно, для этого подготовить смену. Сейчас в Альянсе женских сил много новых лиц, активно идёт обновление. Это те молодые женщины, которые придут в наши маслихаты, которые станут акимами не только сельских округов, но и городов, районов, а, может быть, и области. В этом году впервые наши женщины будут участвовать в пилотном проекте выборов акимов города Рудного, Алтынсаринского, Денисовского, Фёдоровского и Карабалыкского районов. Недавнее исследование «Молодёжь стран Центральной Азии», проведённое фондом Фридриха Эберта, показывает, что казахстанская молодёжь по-прежнему привержена базовым ценностям, и это, конечно, радует. Это именно та молодёжь, которая совсем скоро придёт к власти, но которой, конечно, необходимо обучаться, развиваться, личностно расти.  

 Светлана ОФИЦЕРОВА

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает
Инновационный характер психологической поддержки
Елена ПЕТРЕНКО: Создание условий для счастливого детства - приоритетные задачи педагогики и психологии

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.