Применение дебатной технологии – способ развития учащихся

Выпуск - №11(608)   :   22.03.2024
328
1

Последние исследования качества образования казахстанских школьников показывают, что такая форма проверки знаний как тестирование привела к тому, что школьники разучились говорить, мыслить, предпочитают задания с вариантами ответов. Поэтому назрела необходимость развивать умение говорить, аргументировать, отстаивать свою точку зрения с разных позиций. Этому помогает дебатное движение.

Умение дебатировать необходимо развивать не только на занятиях дебатных клубов, но и в урочной деятельности, используя различные методы и приёмы дебатных технологий. У современного школьника не только значительно ослаб интерес к чтению, но и наблюдаются немалые трудности в осмыслении прочитанного, что затрудняет процесс анализа изученного материала. Учебные дебаты же способствуют развитию критического и рефлексивного мышления, необходимого ученику для понимания и осмысления полученных знаний. Дебаты представляют собой не просто увлекатель¬ное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного обще-ства.
Участники дебатов развивают в себе умение находить в потоке информационного материала наиболее важную и достоверную информацию, учатся слушать и слышать собеседника. Когда весь мир захватила «пандемиия» смартфонов, а подрастающее поколение разучилось говорить, доказывать, то можно совсем забыть о таком искусстве, как ораторство, так как дети общаются текстовыми сообщениями, им легче написать, причём чаще всего с кучей грамматических ошибок, чем донести мысль собеседнику словами, подтверждая фактами.
На своих уроках я столкнулась с такой проблемой: желая услышать полный ответ с указанием причинно-следственных связей, получаю чаще всего односложные ответы. Вот поэтому и обратилась к элементам дебатов. Сначала я применяла только элементы: дефиниции, аргументацию фактов, поиск нужного материала в информационном потоке, затем перешла к разработке кейсов. Предлагаю темы резолюций по теме и даю время на подготовку кейса, затем учащиеся, отрабатывая своё ораторское искусство, навыки публичного выступления, а так же терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, и, что немаловажно, уверенность в себе, освещают изученный материал с двух позиций.

2

Часто использую задания «ПОПС-формула», применяю этот метод и на занятиях дебатного кружка, и на уроках. Ученики, занимающиеся в кружке, легко выполняют такие задания, так как при ответах используют: П – позиция (при дебатах озвучивают резолюцию или позицию), О – обоснование (озвучивают своё отношение к данной проблеме и приводит аргументы), П – пример (приводят примеры ), С – следствие (делают выводы о последствиях).
Для активизации познавательной деятельности учащихся и отработки навыков дебатирования на уроках истории и обществознания использую работу в группах, используя такие приёмы-ключи как «Наоборот» (составить календарь из 10 событий, которые никогда не происходили в данный период), «Алфавит» (составить список из 10 слов по теме от А до Я), «Конструктор» (используя 16 слов составить шпаргалку по теме), «Что если?» (задать пять вопросов по теме и записать ответы на них), «А как ещё» (используя воображение, написать список из семи вариантов, как лучше запомнить материал). При работе в команде использую, например, «Брифинг»: участники делятся на группы «Журналисты», «Эксперты» и «Аналитики», предлагается материал на определённую тему и дальше работают по алгоритму.
Ежегодно провожу дебаты по тематике «Великая Отечественна война». В ходе подготовки участники не только готовили кейсы по резолюции, но также изучали материалы о Великой Отечественной войне и её героях. Одновременно реализуется и проект «Читающая школа», так как учащиеся самостоятельно готовят кейсы, изучают материалы, много читают, отбирают материалы, находят аргументы.
На занятиях и на уроках использую работу над дефинициями, также использую приём «Дуэль»: от каждой группы вызывается один участник командой соперника, ученики поочерёдно отвечают на вопросы учителя, причём ответы не должны быть односложными, а аргументированными, с примерами. Что даёт нам это вид деятельности? Так, например, на уроках истории по вопросам ученики находят причинно-следственные связи, указывают хронологию, находят по признакам исторические личности.
Один из приёмов дебатирования, когда материал уже готов, подготовить вопросы. Вопросы задаются для внесения ясности, уточняющие, обычно начинаются: «Правильно ли я вас понял..» или «Уточни, пожалуйста…».  Вопросы могут быть использованы для разоблачения изъянов в доказательности оппонентов, после чего желательно использовать ответы в своей речи, усиливая свои позиции.
Работая над применением дебатных технологий на протяжении пяти лет, предлагаю провокационные вопросы, на которые участники должны дать полный, аргументированный ответ, при этом всегда выслушаю мнение ребёнка, даже если не согласна с ним. И всегда приятно радует результат, после изучения материала и сопоставления фактов и событий ребята делают правильные выводы, не опираясь уже на сомнительные источники. Вот здесь и прослеживается патриотическое воспитание, и решаются задачи современного образования.
С целью развития и пропаганды дебатного движения дебатные турниры проходят не только среди школьников, но и практикуются турниры учащиеся – педагоги, учащиеся – родители,  родители – педагоги.  Лучшими спикерами Дебатного клуба являются Ляля Логвинчук – неоднократный призёр районных турниров, Иван Кондратович и Адиль Кузбаков – призёры районного этапа в казахской лиге, Дияс Сулейменов.
Методика «Дебаты» позволяет формировать у школьников мотивацию к получению новых знаний, демократический стиль общения способствует развитию творческой, инициативной личности, помогает учащимся в приобретении навыков.

Ирина ТАРАСОВА,
педагог дополнительного образования ДДТ, Фёдоровский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.