Семейные традиции Наурыза

Выпуск - №11(608)   :   19.03.2024
338
3

Масштабным мероприятием встретили Наурыз в ОШ №19 г. Костаная. Во дворе школы установили настоящую юрту, были расставлены столы с угощениями, чаем, организована благотворительная ярмарка по продаже домашней выпечки. На спортивных площадках ребята состязались в народных играх. А одной из составляющих праздничных мероприятиях стал челлендж «Отбасы – бақыт мекені. Семья – место счастья».

Задачей этого челленджа было показать семейные праздничные традиции, для чего ученики вместе с педагогами побывали в семьях своих одноклассников. Нас с классным руководителем 6 «Е» Гулим Есимсеитовой пригласила семья Клышевых – бабушка и дедушка ученика этого класса Абильмансура.
Утебике Самратовна и Жумахмет Каматаевич очень тепло встретили гостей, накрыли щедрый стол, рассказали немало интересных историй о своей жизни и, конечно же, о празднике Наурызе.

1

- Мы отмечаем Наурыз согласно тем традициям, которые помним с детства. Я варю коже, собираемся всей семьёй за столом, ходим в гости к родным и друзьям. Дня четыре обычно длится праздник, – говорит Утебике Самратовна. – Обязательно дарим подарки, я заранее запасаю для этого украшения, платки, полотенца, что-то полезное для дома. Очень любим ходить на главный праздник в центре города, где такая весёлая, дружная  атмосфера с песнями, танцами.
Утебике Клышева сама с юности неравнодушна к творчеству. Всегда участвовала в художественной самодеятельности, пела, танцевала. Даже когда вышла замуж за Жумахмета Каматаевича, в свободное время ходила с золовками в клуб на танцы, хоть бабушки укоризненно качали головами, но главное, что муж был не против. Теперь творческую жилку в семье развивает внук Абильмансур, который и на домбре играет, занимаясь в студии «Жулдыз» ДК «Мирас», и в школьных мероприятиях постоянный ведущий и активист. При этом он успевает на отлично учиться и заниматься карате, уже дошёл до синего пояса с нашивкой.

4

Семья Клышевых в Костанай переехала из Житикары. Жумахмет Каматаевич работал слесарем на асбестовом комбинате, но и сейчас ему дома не сидится, работает охранником в школе-гимназии, говорит, что среди детей ему веселее. Утебике Самратовна – неутомимая хозяйка, всё делает с любовью и удовольствием. Вот и к празднику наготовила очень вкусных блюд. Она работала до самой пенсии поваром в кафе, ресторане, поэтому рецепты хоть и на основе традиционных, но со своими изюминками.
- Наурыз-коже варю из конины, кладу самое вкусное мясо, шужук, добавляю пшено, немного риса, сухого творога, морковь, лук, а в конце обязательно добавляю половинку лимона – это мой собственный рецепт. В прошлом году носила целую кастрюлю коже в школу на конкурс. Исчез моментально, – смеётся Утебике-аже. – А дома для внука готовлю всё, что он любит, как традиционные казахские блюда, так и любимые детьми дёнеры, пиццу, гамбургеры.
Утебике Самратовна и Жумахмет Каматаевич вспомнили Наурыз своего детства:
- Тогда, может быть, всё было скромнее, угощения были проще, мы даже со своими деревянными ложками ходили в гости. Но, как и сейчас, всех встречали с открытой душой, делились всем, что было в доме. Мы детьми, конечно, долго за столом не сидели, сразу бежали на улицу, где играли в асыки, казаки-разбойники, вышибалу, банки-палки… Всё наше детство проходило на улице. Радует, что и наш внук сейчас не сидит с телефоном в руках, как многие. Занимается спортом, творчеством, помогает по дому. Отличный парень растёт.

2

Лучший друг Абильмансура – его одноклассник Нурали, тоже отличник и активист. Их класс, как говорит Гулим Акылбаевна, вообще отличается хорошей учёбой, увлечённостью, ребята с удовольствием участвуют в творческих, спортивных конкурсах, ходят в музеи, театры, устраивают познавательные походы на каникулах. И, конечно, хорошо знают народные традиции, которые готовы с уважением продолжать.

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.