С беспокойным разумом и светлой душой

Выпуск - №4(350)   :   23.01.2019
303

Понятие «интеллигентность» используется часто. Одни, отдавая должное качествам человека, говорят, что он настоящий интеллигент. Другие, презрительно бросают: «интеллигент вшивый!». Так кто же они – представители интеллигенции? И почему к ним в обществе такое неоднозначное отношение? Об этом мы говорим с костанайским учёным, автором многих работ по духовному самосовершенствованию человека, профессором Владимиром Гершуном.

- Откуда началось определение интеллигенции как социальной группы?

- Сам термин «интеллигент» произошёл от слова «интеллект». Но его понимали не столько как сумму знаний, сколько как рассудок, познавательную силу, способность восприятия. Поэтому интеллигенцией стали называть людей, занятых интеллектуальной деятельностью, которые генерируют, воспроизводят и развивают духовно-нравственные, культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества. Я бы начал отсчёт ещё с петровской эпохи, когда Пётр I посылал детей бояр, да и происхождением попроще, учиться в Европу. И эти люди, получив хорошее образование, пожалуй, и заложили основу социальной общности, для которой характерна высокая умственная и этическая культура. Не умаляя значения самообразования и саморазвития, я считаю, что интеллигентом нужно всё-таки родиться. То есть родиться в интеллигентной семье, получить, прежде всего, нравственно-этическое воспитание, получить образование не профессиональное, а широкое. Интеллигентный человек должен иметь три диплома с высшим образованием: свой, папы и дедушки.

- Но кто-то же должен начать эту династию?

- Конечно. Но всё-таки нужно учесть, что основное воспитание человека происходит в возрасте до пяти лет. И он должен расти, впитывая все навыки, все качества интеллигентной среды. Если Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет, чтобы выветрить дух рабства, то чтобы создать интеллигенцию нужно около ста лет. Интеллигент должен быть хорошо образован, высоко эрудирован, должен знать минимум два языка, иметь высокую культуру речи. У интеллигентного человека разум всё время беспокоен, он всё время самосовершенствуется, растёт. Интеллигентному человеку чужды гордыня, тщеславие, высокомерие. А главное – у интеллигента хорошо развито чувство совести. Может быть, даже мучительное сострадание к человеку, к обществу, к своей стране.

- Вы сейчас описали чеховского героя.

- Да, хорошо, что вы вспомнили. Потому что Чехов как раз и был настоящим интеллигентом. Это великий человек, испытывавший великую боль от несправедливости и зла нашего мира. Продолжая тему качеств интеллигентного человека, отмечу, что у него хорошо развито чувство веры, надежды и любви. То есть, этот человек является хранителем чести, достоинства, духовности. К сожалению, в советское время нравственно-этического воспитания не было, оно подменялось идеологией – законом правящей элиты. Настоящую интеллигенцию, сформированную веками, отправляли в лагеря, расстреливали, ссылали. По сути дела, интеллигенция была уничтожена. На смену была сформирована интеллигенция профессиональная. Но это уже совсем другая сущность. В своё время я много ездил по казахским аулам и встречался с такими бабушками, которые были намного ближе к интеллигенции по своим нравственным качествам, чем иные профессора. Образование – старт для формирования интеллигентности, без этого невозможно, но без духовности это «образованщина» – бытовало такое понятие.

- Вы говорили о среде для воспитания интеллигентного человека. Какие качества должны прививаться с ранних лет? И что, напротив, может разрушить самые благие намерения?

- Должны быть искренность, миролюбие, доброжелательность, порядочность. Не должно быть гнева и ненависти, алчности и злорадства, фальши и лжи. Но, на мой взгляд, самое разрушительное – это зависть. Этим сегодня, к сожалению, страдают многие наши современники. Очень разрушительно осуждение – посмотрите, как сейчас любят осуждать чужие поступки, чужую жизнь, особенно это видно в социальных сетях. Интеллигентный человек никогда не будет радоваться чужому несчастью, мстить, никогда не будет жадно стремиться к богатству.

- Вы описали просто идеал. Боюсь, что многие подумают – нет, не быть мне интеллигентным человеком.

- Никто из нас не идеален. Но в чём разница? Интеллигентный человек тоже может разгневаться, но этот гнев будет направлен против зла и никогда против добра. Мы все допускаем ошибки. Но интеллигентный человек всегда признает свою неправоту и попросит прощения. Он работает над собой, сознавая своё несовершенство.

- При этом так сложилось, что интеллигенцию часто недолюбливают в обществе. В начале советских лет к этим людям относились довольно настороженно и называли «колеблющейся прослойкой общества».

- Политики вообще настороженно относятся к интеллигенции. Эти люди всегда доставляли беспокойство правящим верхушкам из-за своей эрудиции, прямоты, откровенности и неспособности к ранжированию, к управляемости. Мне даже неловко произнести слово, которым Ленин называл интеллигенцию. Почему люди из этой общности неудобны властителям? Есть такая старая притча: по соседству располагались два царства, в одном всё время народ что-то требовал, ругал царя, а в другом правитель жил спокойно, никаких бунтов не было. Приехали послы к этому царю и попросили поделиться секретом такого благополучия. Царь, не говоря лишнего, вывел их в поле и показал на траву: она вся была ровная, а ту, которая тянулась вверх, тут же срезали под общий уровень. Это, конечно, шутка. Но с долей правды. Интеллигенция – это, как сказал историк Ключевский, эксперт общества, её назначение – вовремя увидеть болезнь общества и вовремя предупредить, чтобы эта болезнь не развилась до летального исхода. Наличие интеллигенции – это важная сторона любого общества и любой страны. Страна не может успешно развиваться, если не сформирована интеллигенция. Интеллигентный, умный человек всегда видит недостатки, о них беспокоится, будоражит общество. И как духовный человек он радеет о душе человеческой, переживает за неё, хочет, чтобы она не сломалась и жила вечными ценностями. Очень хорошо сказал Гёте: «Перед великим умом склоняю голову, перед великим сердцем преклоняю колени». Этой простой фразой он всё сказал о том, что важно ценить в человеке. И в интеллигенции ценно, прежде всего, нравственно-этическое воспитание.

- Нелёгкая доля получается у интеллигентного человека?

- Непростая, да. Но, заметьте: интеллигентные люди долго живут. Если их не расстреляют. Даже в ссылке интеллигенты выживали. Почему? Потому что у них есть нравственное здоровье. Самое главное для человека – мир в душе, мир с самим собой. Интеллигент в силу своего воспитания обретает мир с самим собой, и благодаря нравственному здоровью, у него и физическое здоровье находится на должном уровне. Поэтому можно сказать: если хотите долго жить, станьте интеллигентами.

- Царь Соломон сказал: «Во многой мудрости много печали». Может быть, поэтому не так уж стремятся люди к интеллигентности? Без морального груза жить проще…

- Жить, не думая, безнравственно, бездуховно, конечно, легче. Потому что такой человек не думает о наказании за свои поступки, за причинённое зло, он не рефлексирует, не сомневается в себе. Но такая жизнь пустая. Может быть, и счастье его в этом непонимании, что прожил жизнь неполноценную. Не будем его осуждать.

- А есть ли шанс у человека, не родившегося в интеллигентной семье, всё-таки стать интеллигентом и передать все нужные для этого качества и навыки детям?

- Мы все сейчас достаточно образованны. Поэтому вопрос образования уже не стоит так остро, как, скажем, ещё лет 50 назад. Я не случайно вам сказал о тех бабушках с добрым сердцем, которые близки к интеллигентности. Каждый человек может выбросить мусор из сердца, из души своей, делать добро, и это будет шаг к формированию интеллигентности. Кто-то находит себе оправдание в словах «не мы такие – жизнь такая». Да, изменить мир человеку не дано. Революционеры хотели изменить мир, но потерпели фиаско и мир сделали ещё хуже. Изменять можно только самого себя, а не других людей. Но если хотя бы половина из прочитавших эту статью об этом задумается, то мир, без сомнения, станет лучше.

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Математика – это способ научиться решать жизненные задачи
Наталья СТАНОГИНА: Ученикам нравится, когда на уроке происходит что-то необычное
По убеждениям я – социал-дарвинист
Вероника ЩЕРБИНА: Школе сопротивляться изменениям не просто бесполезно, но даже бессмысленно
В образовании каждый шаг должен быть осторожным и обдуманным
Ева СМЕТАНОВА: Преподавателю следует дорожить своей репутацией
Надо формировать любящую личность
Владимир ГЕРШУН: Трудными дети становятся у трудных учителей

Реклама