Новые навыки для казахстанца XXI века

Выпуск - №25(320)   :   26.06.2018
704

Нурсултан Назарбаев выделил культ знаний как одно из направлений модернизации общественного согласия. Его слова «будущее творится в учебных аудиториях» особо подчёркивают важность образования, стремления к образованию.

Образованный человек, образованная нация обречены на успех. Но в эпоху модернизации, глобализации, четвёртой промышленной революции течение времени настолько быстро, что знания устаревают с огромной скоростью. Так какое должно быть образование в современном мире? Какие навыки не потеряют своей актуальности в течение продолжительного периода? Как и чему учить, чтобы как можно дольше отвечать «духу времени»?

На наш взгляд просто необходимо разработать и повсеместно внедрять общий комплекс новых знаний и умений для человека XXI века. А для этого нужно выделить факторы, определяющие состав этого комплекса. Одним из первоочередных факторов является информация. Вернее её количество. Огромный поток информации буквально ежесекундно получает наш мозг. В первую очередь, это, конечно, интернет-контент и СМИ. Встаёт вопрос: как из этого огромного объёма выделить главное, достоверное и актуальное? Для этого необходимо научиться фильтровать информацию, анализировать и отсеивать ненужное, при этом сохраняя главное. Вот этому навыку и необходимо обучаться современным людям.

Так же актуальным на данный момент является умение работать с новыми средствами массовой информации. Социальные сети, различные мессенджеры, блоги и сайты – это те инструменты, которые мы должны использовать не только в развлекательных целях, но и для работы, самообразования, общения с людьми в деловом стиле. И вообще удалённая работа через Интернет становится все более популярной и востребованной. Информация, несомненно, выступает главным ресурсом XXI века, так давайте использовать её эффективно!

Четвёртая промышленная революция, в эпоху которой мы сейчас входим, требует от нас глубоких и стремительных изменений. Для решения различных задач нужно учиться выходить за рамки традиционной системы, мыслить креативно и нестандартно. И вот это умение также должно входить в комплекс новых знаний и навыков. Умение генерировать новые идеи, изобретать новые подходы, гибкость мышления – всё это позволит находить выход из трудных ситуаций и позитивно мыслить, что положительно отразится на эффективности всей деятельности.

Наравне с креативным, современный мир требует от нас и проективного мышления, т.е. способности чётко ставить цель и добиваться её посредством решения задач, так же чётко и правильно определённых. Это и умение организовать своё рабочее время, эффективно использовать имеющиеся и привлекать необходимые ресурсы, планировать дальнейшую деятельность.

Современный специалист – это мобильный, разносторонний, постоянно растущий и развивающийся профессионал. Поэтому актуальным остаётся развитие метакомпетенций, особенно в учебных заведениях системы ТиПО. На основе метакомпетенций возможно приобретение и развитие новых способностей и качеств. Другими словами, это способность к обучению и переобучению. Что отвечает призыву нашего Президента «обучение на протяжении всей жизни».

Процесс глобализации – неотъемлемая часть мирового развития. Мы не можем остановить его, и наша задача эффективно адаптироваться под этот процесс. В связи с этим необходимо развивать коммуникативные и межкультурные компетенции. Способность к коммуникации – умение, которое ценилось во все времена и эпохи. Коммуникация как умение общаться и взаимодействовать с другими людьми, умение воздействовать на окружающих, делает любую деятельность продуктивнее. Грамотное управление человеческим ресурсом может быть и должно, на наш взгляд, стать одним из факторов повышения конкурентоспособности нации.

Нурсултан Назарбаев в своей программной статье выделил как одну из особенностей сознания способность перенимать чужой опыт, учиться у других. И призвал нас, граждан Казахстана, не просто изучать иностранные языки, а изучать опыт ведущих зарубежных стран, общаться и взаимодействовать с людьми других стран и наций. А успешное взаимодействие возможно лишь при условии знаний о культуре и традициях, обычаях, этических и моральных нормах. Таким образом, развитие межкультурной компетенции очень актуально на данный момент.

Но межкультурная компетенция для эффективной и продуктивной работы должна быть двусторонней, т.е. и о нашей культуре должны знать  в мире. С этой точки зрения, очень удачен проект Президента «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Заявлять о себе на мировой арене необходимо, и делать это надо посредством науки, искусства, спорта. Это не ради амбиций и чувства собственного превосходства, а, прежде всего, для укрепления нашей суверенности и независимости.

Галина ДРОЖЕНКО,
социальный педагог Боровского профессионально-технического колледжа

Реклама