Воспитание ценностей и убеждений

Выпуск - №14(309)   :   13.04.2018
773

В свете реализации основных направлений программы «Рухани жаңғыру» есть необходимость поговорить о возможностях воспитательного пространства школы.

Модернизация общественного сознания – важнейшая задача, поставленная главой государства перед обществом, и огромная роль при этом отводится сфере образования. Сегодня целью учебно-воспитательного процесса всё больше становится не знание как таковое, а поле деятельности, которое предоставляет ребёнку право реализовать свои возможности в процессе познания себя и мира. И задача школы – создать среду для успешной самореализации каждого участника процесса. Сейчас в непростой общественной ситуации происходит постепенное формирование нового казахстанского патриотизма, в котором должны гармонично сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учётом перспектив развития социума в будущем.

Обществу нужны настоящие граждане и патриоты. Процесс воспитания ценностей и убеждений у ребёнка отличается от процесса формирования научных знаний. Вы можете научить его решать уравнение, и он поверит вам, будет решать по алгоритму. А скажите ему, что курить – это плохо, вряд ли вы увидите столь же быстрый результат. Чужой опыт, размышления не являются фундаментом для построения собственной системы ценностей. Ребёнок, подросток должен прожить предполагаемую ситуацию в диалоге, в деятельности, сталкиваясь с другими точками зрения, отстаивая свою, переосмысливая имеющуюся и получаемую информацию.

Огромный потенциал в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит воспитательному пространству школы. Это комплексный, многогранный процесс, призванный решать важнейшие проблемы воспитания молодёжи и практическое внедрение проектов «Отаным тағдырым», «Өлкентану», «Саналы Азамат». На успешность реализации любого проекта, безусловно, влияет то, насколько каждый этап спланирован, подготовлен и проведён.

Мы определили для себя алгоритм действий:
* Планирование воспитательной работы с учётом реализации программы «Тәрбие және білім» и направлений основных подпрограмм: «Өлкентану», «Отаным тағдырым», «Cаналы Азамат».
* Реализация мероприятий с использованием интерактивных форм.
* Определение целевых индикаторов и показателей реализации программ.
* Мониторинг реализации программы «Тәрбие және білім».

Для решения поставленных задач необходима интеграция и рациональное использование всех возможностей воспитательного пространства школы и социума. Наша система патриотического воспитания включает в себя определенные компоненты: это взаимосвязь материально-технических, учебно-воспитательных и организационных средств, с определением форм и методов работы.

Необходимое условие – это использование инноваций, определённых систем или долгосрочных инициатив, основанных на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков, в процессе которых формируются нравственные и гражданские нормы, навыки общения, овладение культурой демократического общества, толерантность. Основополагающим фундаментом в создании воспитывающей среды, несомненно, являются традиционные мероприятия. Высокая мотивация обеспечивает повышение качественного уровня подготовки и проведения мероприятий, вовлечение большего числа участников.

Гражданско-патриотическое направление реализуется на различных мероприятиях, в том числе на часах общения с использованием разнообразных форм работы.
5 классы: часы общения «Быть настоящим патриотом», составление диаграммы Венна: «Патриот – гражданин – обыватель», составление паспорта класса (национальный состав, фото/рисунок), составление синквейна со словами «гражданин», «Родина», «патриот» позволяют ребятам интересно, в активном сотрудничестве, развивать мышление, творчество, учат иметь собственное мнение и умение цивилизованно его отстаивать.
9 классы: часы общения «Есть такая профессия – Родину защищать!». Групповая работа используется для диалога, более глубокого осмысления проблемного материала. 1 группа: Какими качествами должен обладать будущий воин, офицер? 2 группа: Можно ли сохранить индивидуальность в кадетском корпусе, школе полиции, в военном институте? Профессия военного: 1 группа – положительные стороны, 2 группа – отрицательные стороны.
10-11 классы: «Крепче стены, или что такое патриотизм». 1 группа: Национализм – это разрушительное начало для государства. 2 группа: Национализм – это консолидация общества для дальнейшего развития. 3 группа: Национализм и патриотизм (что общего, чем отличаются?). Мероприятие проводилось с приглашением представителей партии «Нур Отан», молодёжного маслихата, обществоведов. Получился очень серьезный и важный для всех участников разговор.

Подобные формы работы учат осознанно подходить к информации, которую «выливают» СМИ, интернет, а также ответственно относиться к выбору профессии военного. За последние три года в военные вузы поступили два выпускника СШ №13, два – в школу полиции, четверо – в вуз МЧС.

Основы духовно-нравственного воспитания положены в реализацию социально-патриотического направления деятельности. Именно технология социального проектирования помогает ученикам чувствовать себя частичкой страны, её гражданами. Например, ко Дню независимости Республики Казахстан мы предложили создание проекта «Нам есть чем гордиться». Ученики создавали постеры с информацией о космонавтах, Главе государства, знаменитых спортсменах, артистах, а кто-то – о своих родных, воевавших в Великой Отечественной войне. И эта сопричастность позволяет каждому ребёнку получать мощный стимул для развития качеств личности, обозначенных в программе «Отаным тағдырым».

В преддверии 60-летия Рудного активом школьного самоуправления был инициирован социальный проект: создание альманаха о городе. Альманах сделан в электронном варианте, он всегда востребован, так как в нём собраны материалы от истории возникновения до современных реалий города. Также мы работаем над созданием постоянно действующего отряда волонтёров.

В рамках военно-патриотического воспитания к инновационным технологиям можно отнести метод игровой имитации: погружение школьников в определённую среду, мероприятия «Осенний призыв», «Армейские сборы». Кадеты проживают трудности армейского быта, службы, но при этом познают силу коллективизма, товарищества. Учитывая возрастные особенности, мы добавили соревновательный момент между отделениями, что создало ситуацию успеха для мальчишек. «Тропа к генералу», «Суровые армейские будни» – это массовые формы военно-патриотического воспитания, где в игровой форме отрабатываются вполне серьёзные и важные навыки.

Совершенствуя процесс, усложняя содержание, мы успешно применяем традиционные формы, внося в них инновации и современные требования. Для успешной работы в воспитании гражданственности и патриотизма необходимо расширять пространство, активно используя возможности социума: мы активно участвуем во всех городских мероприятиях гражданско-патриотической направленности, сотрудничаем с силовыми структурами города: с пожарной частью (наши ребята ходят на занятия по пожарному делу), с отделом внутренних дел, принимаем участие в региональных слётах юных карбышевцев и международных слётах юных патриотов.

Функционирование системы воспитательной работы нашей школы тесно связано со школьным музеем, деятельность которого интегрирует все звенья и направления воспитательного пространства и является фундаментом историко-патриотического воспитания. Состав фондов школьного музея позволяет их использование практически во всех воспитательных направлениях. Одно из важнейших – историческое краеведение. Мы разработали алгоритм работы по данному направлению. Календарные праздники, юбилеи, события в школе, городе, стране могут стать темой поисковой работы. Музейные уроки – прекрасная форма для получения навыков критического поиска, отбора и обработки информации.

В современных СМИ, Интернете много противоречивой, рассчитанной на дешёвый успех информации. Модно стало очернять и подвергать сомнению любое достояние истории. Так было с подвигом Карбышева, так было с панфиловской дивизией. Но когда ребята представили конкретные информационные данные, они сами (!) сделали вывод о том, что подвиг панфиловцев в 1941 году под Москвой был поистине массовым.

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе – содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний, которые можно образно представить в следующем виде:
1. Моя семья: изучение родословной, истории происхождения фамилий и имён членов семьи, основоположников семейного древа.
2. Родная школа: изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы.
3. Мой город: прошлое, настоящее, перспективы развития; история названия населённого пункта, известные горожане, история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров.
4. История области: историческое прошлое, история возникновения, особенности становления и развития промышленности (сельского хозяйства, животноводства и т. д.), народного творчества и прикладного искусства, образования и культуры.
5. История моей страны: историческое прошлое и настоящее, место государства в мировом развитии, народные традиции и обычаи, национальная и духовная (религиозная) культура; становление и развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественно-политических взглядов и течений (политических партий), органов власти и т. д.

При этом важно, чтобы учитель и ученики не только видели границы концентров, но и понимали необходимость их единства, интеграции, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи исторического прошлого с реалиями сегодняшнего дня. На основе данной схемы в 2018 году мы запустили школьный историко-краеведческий квест «Путешествие по Краеграду».

Формы работы можно продумать различные: поисковые задания, музейные уроки, виртуальные экскурсии. Например, экскурсия по Астане с последующим творческим заданием – написать эссе, мини-сочинение. Кроме того, для нас традиционными стали Шокановские чтения, которые предполагают различные формы: проекты и исследования (защита проводится на трёх языках), активом музея ведётся летопись школы. Ко Дню Победы активом музея была проведена игра, где участники на станции «Курская дуга» делали макеты «Тигров» и Т-34, на станции «Блокада Ленинграда» нарезали и взвешивали дневную норму хлеба, а на станции «История страны в истории моей семьи» представляли поисковые проекты.

Успех в реализации любого направления обусловлен, если действовать системно, целенаправленно, интегрируя весь процесс обучения и воспитания, а также проводя мониторинг и коррекцию процесса. А ещё мы сами должны понимать и верить в то, чему учим детей, и тогда наше будущее – в наших руках. 

Лариса ИГНАТЕНКО, 
замдиректора по ВР СШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный 

Реклама