Включить функцию грамотности

Выпуск - №24(370)   :   28.06.2019
39

Современный приоритет образования – сориентировать учеников на «образование через всю жизнь». А предпосылкой этому является наличие определённого уровня функциональной грамотности, способствующей активному участию школьника во всех сферах деятельности.

Основы функциональной грамотности закладываются уже в начальной школе. Сегодня обучение включает операционные действия, связанные с повседневной жизнью, практической деятельностью. Следовательно, на уроках приветствуются активные методы и стратегии обучения, включающие всех учеников в процесс 
обучения. Это, в первую очередь, групповая работа на разных этапах урока. Так, дети составляют кластеры по теме «Космос», «Согласные звукиВключить функцию 
грамотности», сравнивают в диаграмме Вена задачи, доказывая, что они являются обратными. Парная работа также значима на любом уроке. Даже первоклассники уже учатся брать интервью у одноклассников, родителей, например, по теме «Мои любимые занятия», «Игры наших родителей».

Отмечу, что эти методы помогают ученикам обрести уверенность в своих силах, позволяют раскрыться, способствуют формированию мировоззрения. Вот поэтому уже ученики 3-4 класса с большим интересом не только включаются сами в групповую работу, а вовлекают и менее способных, пассивных детей, предоставляя им разные роли: оценщика, защитника проекта и т. д. Такая поддержка одноклассников, конечно, оказывает благоприятное влияние на развивающуюся личность младшего школьника: каждый ученик стремится продемонстрировать свои знания, не боясь допустить ошибку.

Сегодня в рамках обновлённого образования учение стало действительно радостью и увлечением. Ученики с первых дней учатся видеть, где применяются полученные ими знания на уроках и осознавать значимость своего обучения, востребованность в дальнейшей жизни. Одним из действенных средств, способных развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры, в ходе которых изучаемый материал становится для детей более доступным, а работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как «Буквенный диктант», «Ребусы и анаграммы», «Найди лишнее слово».

Незаменимы и ИКТ-технологии, и приёмы технологии критического мышления, которые позволяют оживить любой урок. Заполнение таблицы ЗУХ даёт возможность учителю и самим ученикам увидеть свои достижения и наметить план дальнейшего обучения. Игра «Да – нет» выявляет быстро пробелы в знаниях детей, приём «Фишбоун» позволяет увидеть глубину полученных знаний и заинтересованность ребят в теме.

В наше время важно научить ребёнка работать с информацией и постоянно учиться. В этом мне помогают активные методы обучения. Так, метод «Карусель» позволяет за короткий период времени изучить большой объём информации и донести до учеников. «Автобусная остановка» помогает осознать предложенную информацию и дополнить её своими мыслями, предложениями. Помощник в усвоении сложных тем – метод «Внутренний и внешний круг», когда информация рассказывается и прослушивается несколько раз.

Все методы и приёмы можно легко направить на активизацию познавательной деятельности школьников, повышение их положительной мотивации к обучению, формирование собственной позиции, освоение навыков работы с разными источниками. Всё в руках учителя: если урок будет, с одной стороны, содержательным и практическим, а с другой стороны, доступным и интересным, то даже самые пассивные из детей включатся в процесс учения с огромным желанием.

Марина ПОЛИЩУК,
учитель начальных 
классов 
Карабалыкской СШ 
им. А.Кунанбаева

Актуально

Реклама