Лучшие в области

Выпуск - №21(367)   :   07.06.2019
57

Управлением образования акимата Костанайской области и Региональным центром психологической поддержки и дополнительного образования был проведён областной конкурс «Лучший школьный музей».

Как отмечают организаторы конкурса, использование музейно-образовательной среды – хорошая база для творческого и духовного развития, воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирования у школьников навыков поисковой, научно-исследовательской работы. А проведение конкурса призвано помочь выявлению инновационных методик руководителей школьных музеев, распространению опыта их работы и поддержке педагогических идей повышения музейной культуры.

Конкурс проводился по номинациям «Исторические музеи», «Естественно-научные музеи», «Комплексные краеведческие музеи», «Литературные музеи». Оказывается, в нашей области 164 школьных музея, но в областной центр приехали не все их представители. Для участия в смотре музеев нужно было представить информацию по нескольким направлениям деятельности, экспозиционно-выставочную работу, рассказать об образовательной, инновационной, научно-исследовательской деятельности музея, куда входит краеведческая и исследовательская деятельность, собирательская работа в походах и экспедициях. Кроме того, конкурсанты должны были представить на суд жюри информацию о проведённых экскурсиях, лекциях, открытых уроках с указанием тем, количества участников, с фотографиями, подтверждающими организационно-массовую и просветительскую работу. Учитывались и иные показатели, характеризующие работу музея, к которым относятся результативное участие в семинарах, конференциях, мастер-классах, конкурсах, выставках, приветствовались удачные поиски новых форм презентации музея, например, в видео- и электронном вариантах, в материалах печатных СМИ.

Для оценивания участников конкурса было сформировано жюри из профессионалов: председатель – Айгуль Таскужина, преподаватель КГПУ им. У.Султангазина, кандидат исторических наук, ассоциированный профессор, Евдокия Суряднова, методист по музейной работе Костанайского областного историко-краеведческого музея, Куляш Омарова, учёный секретарь Костанайского областного историко-краеведческого музея. Каждой делегации отводилось 15 минут, чтобы представить свой материал в электронном виде с использованием макетов, моделей, видео и др. От каждого региона на конкурс надо было представить не более одной работы в каждой номинации.

Как пояснила методист отдела образования г. Рудного Ольга Ефремова, в школах города в свете программы «Рухани жаңғыру» ведётся активная работа по созданию музейных комнат, экспозиций, уголков, зимой состоялось открытие музея в средней школе №19, посвящённого блокаде Ленинграда, на открытие которого приезжали гости из Санкт-Петербурга. Но на данный момент отстаивать честь Рудного было поручено мемориальному музею имени Дмитрия Карбышева средней школы №14, имеющему более солидную историю.

Представители совета музея кадетской школы девятиклассница Вероника Новикова и восьмиклассник Темирлан Молдахметов с интересом восприняли идею поучаствовать в очном областном конкурсе. В прошлом году ребята уже участвовали в подобном состязании, но оно проводилось в заочной форме, тогда ребята победили в номинации «Юные следопыты». А вот опыта участия в очных областных конкурсах ещё не было. Ребята лично знакомы с некоторыми сельскими школьными музеями, были с краеведческой экспедицией в музее Пресногорьковской школы у Сергея Виниченко, в Аулиекольской школе имени Султана Баймагамбетова и хорошо знают, насколько богаты и современны эти храмы истории. Состязаться в этом направлении с такими музеями бесполезно, экспонатов у них несколько тысяч, помогает им всё село либо весь районный центр. Например, в Аулиекольской школе в прошлом году открылся музей истории школы со множеством экспонатов, с новой мебелью, отдельный уголок посвящён тем, кто оказывает помощь школьному музею (это длинный список крупных ТОО, крестьянских хозяйств и предпринимателей). Конечно, с такими помощниками и такой мощной поддержкой жить веселее и можно многого добиться. Поэтому наших ребят беспокоил вопрос: конкурс будет оцениваться по живой работе школьных музеев, куда входят поисковая, исследовательская, экскурсионная, инновационная деятельность и связь со средствами массовой информации, либо по таким показателям, как оснащение, привлечение спонсоров.

Готовясь к выступлению, Вероника и Темирлан решили рассказать обо всём, чем занимались в последние годы. На базе музея активно работает совет, который участвует в проведении различных видов краеведческой работы. Три года назад ребята навестили ветеранов войны зенитчицу Надежду Вегерину, водителя-артиллериста Александра Девина, пехотинца Ильяса Екибаева. Бывшие фронтовики подробно рассказали юным следопытам о различных фактах военных лет, об экспонатах музея. В результате был собран большой материал, написана статья, создана презентация «О чём говорят музейные экспонаты», которая часто демонстрируется гостям музея. Уже нет в живых Надежды Гавриловны, зимой похоронили Александра Максимовича, но в школьном музее хранятся воспоминания этих людей, фотографии, видеоматериалы, они продолжают передавать молодому поколению бесценные уроки мужества и патриотизма.

После выхода в свет программной статьи Нурсултана Назарбаева «Рухани жаңғыру» деятельность школьного музея приобрела более системную форму. Музей стал активно и уверенно работать по направлениям «Өлкетану» и «Саналы азамат», взяв эти направления за основу своей деятельности. Летом 2017 года была совершена туристско-краеведческая экспедиция по маршруту «Узункольский – Мендыкаринский район», ребят интересовала история родного края. В музее Пресногорьковской средней школы из уст Сергея Виниченко они узнали много нового про военного инженера Дмитрия Карбышева, который в гражданскую войну приезжал проверять оборонительные укрепления Горькой линии, увидели, как бережно относятся люди к истории своего села, к истории родного края. На ночлег ребята остановились в поселке Красная Пресня Мендыкаринского района, на берегу озера разбили палатки, установили юрту, ловили рыбу, варили уху. Познакомились с историей посёлка, побывали в школьном музее, изучали традиции и обычаи, осваивали верховую езду, соревновались с местными школьниками в сборке и разборке автомата. По приезду домой была создана презентация, опубликован цикл статей. Осенью 2017 года состоялась новая поездка: юные следопыты собирали материалы об известных личностях Великой степи: Ибрае Алтынсарине, Амангельды Иманове, Кейки батыре. Для этого школьники-краеведы отправились в поисково-исследовательскую экспедицию на юг области по маршруту «Наурзум – Тастинский – Аркалык». Впечатлениями от поездки ребята поделились в статьях, была создана презентация. Осенью 2018 года краеведческая работа была продолжена, ребята отправились в новую поисково-краеведческую экспедицию по маршруту «Алтынсаринский район – Костанай». Эту поездку можно было назвать «Заветы Ибрая Алтынсарина».

В результате фонды школьного музея пополнились новыми материалами: фотодокументами, сувенирами, альбомами, книгами. Помимо направления «Өлкетану» музей активно работает по пути «Саналы азамат»: в музее четыре года назад открыт кружок «Юный журналист», юнкоры с интересом знакомятся с успешными в своей профессии людьми. На каникулах юные журналисты регулярно навещают своих старших товарищей по цеху, знакомятся с кухней журналистики: побывали в корпорации «SANA», редакциях газет «Рудненский рабочий», «Магнетит», ТРК «ТВС» и «Рудный дауысы», так ребята получают отличную практику, раннюю профориентацию. Музей ведёт активную просветительскую работу как с учениками СШ №14, так и с многочисленными гостями: студентами колледжей, учениками городских школ, воспитанниками детского дома, спортсменами-легионерами, детьми-инвалидами. Разнообразны и формы работы с посетителями музея: экскурсии по музею Карбышева, лекции, встречи с ветеранами, музейные уроки, мастер-классы для заместителей директоров школ по воспитательной работе, круглые столы, демонстрация различных презентаций, литературные гостиные. В декабре сотрудники городского музея пригласили школьных краеведов на час истории по Кейки батыру: наши ребята рассказали о поездке в Аркалык и собранном материале. А в марте краевед Сагиден Питнекбаев выступил с научным исследованием по этой теме на городском конкурсе научных проектов и занял призовое место.

Музей постоянно расширяет своё взаимодействие с другими организациями. О его работе было снято несколько видеосюжетов для местного телевидения. При музее юнкоры ведут современную летопись школы, издают свою газету «PROкаДЕТСТВО». Лучшие материалы юнкоров публикуются на страницах городских газет, ребята постоянно выступают в эфире городского радио «Рудный дауысы» в передачах «Особое мнение» и «+-16». Обо всех своих экспедициях ребята пишут статьи в местные газеты.

Вот обо всём этом и рассказали Вероника Новикова и Темирлан Молдахметов, выступая с презентацией музея СШ №14 на областном конкурсе. А затем с волнением ожидали решения жюри. И даже своим ушам не поверили, когда объявили о том, что именно музей Дмитрия Карбышева кадетской школы занял 1 место! Чтобы убедиться, ребята подошли побеседовать с членами жюри. Евдокия Суряднова объяснила, что рудненские краеведы идут верным курсом, много выезжают, активны, ищут новые формы работы. Кстати, завершая своё выступление на областном конкурсе школьных музеев, Вероника и Темирлан заверили присутствующих, что продолжат взятое направление работы по «Өлкетану» и «Саналы азамат». Значит, впереди новые поездки, новые впечатления, новые материалы.

Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель СШ №14
им. Д.Карбышева, г. Рудный

Реклама