Пастырь добрый

Выпуск - №26-27(321-322)   :   03.08.2018
740

Старинный храм в селе Пресногорьковке официально признан сакральным местом Северного Казахстана. Глубоко трагична судьба последнего дореволюционного священника, многое сделавшего для развития нашего края.

В сентябре 1977 года автору, тогдашнему выпускнику школы, привелось копать могильную яму в юго-восточном углу пресногорьковского старинного погоста, самом дальнем от входа на лежак. На метровой глубине лом провалился в пустоту, из которой был извлечен большой человеческий череп. Мы продолжали копать, обнаружив рядом детские останки. По словам подошедших стариков, это был прах расстрелянного весной 1921 года священника Василия Преображенского и его дочери Екатерины, умершей в возрасте восьми лет в том же году. По воспоминаниям же Сергея Преображенского, она была похоронена рядом с братом-близнецом Александром вскоре после возвращения из отступления на восток с белыми в январе 1920 года. Скорее всего, батюшка после расстрела был похоронен женой рядом с умершими ранее детьми. Это значит, что мы не потревожили прах третьего. Захоронения постепенно заросли травой, холмики сравнялись с землей, и через шесть десятков лет бригада копателей выбрала уже ровное место для нового погребения.

Фотографию священника я увидел спустя тридцать лет в журнале «Урал». Сергей Преображенский побывал в Пресногорьковке в 1973 году и видел человека, расстрелявшего его отца. Фамилию сын священника так никому и не сказал. Мне по косвенным показаниям удалось узнать имя палача, но по этическим соображениям обнародовать его не буду.

Многие годы по селу ходили различные слухи об обстоятельствах расстрела. Из рассказов старожилов было ясно, что отец Василий принял мученическую смерть за веру. Каратели привязали его цепями к дубу, росшему рядом с почтовым трактом у леса Маяк, и долго пытали: кололи штыками, снимали кожу, привязали к лошади, выпустили в степь. В 2015 году внучка священника Римма Ивановна Нерятина (Екатеринбург) вспоминала рассказы бабушки: «Деда арестовали вечером и обещали отпустить утром. На рассвете бабушка пошла в ревком, где ей отдали ящик с разрубленным телом». От горя у Александры Христофоровны развился неврит лицевого нерва, перекосило лицо. Сельчане не знали этого и говорили позже, что она улыбалась вместо того, чтобы рыдать и рвать на себе волосы.

Василий Александрович родился в 1878 году в бедной крестьянской семье, проживавшей в Вологодской губернии. В 1901 году окончил семинарию и был назначен священником при Погосте Тотемского уезда. В 1909 году он вместе с семьей был сослан в станицу Пресногорьковскую под надзор полиции за хранение рабочей типографии брата своей жены, известного революционера В.Х. Попова (партийная кличка Василий Тёмный). Жена священника, Александра Христофоровна, была директором казачьего училища. В 1923 году её арестовали по доносу – в учительской была обнаружена газета с её пометками, в которой говорилось, что всё отобранное у народа зерно не вывезено и горит в вагонах. «Мать посадили, каждое утро её водили в контору, где она выполняла бухгалтерскую работу, а вечером возвращали в тюрьму. Хлопотал за неё и способствовал ее освобождению И.М. Туровский», –  вспоминал Сергей Преображенский. Умерла она в 1947 году в Свердловске.

Дети Преображенских, Александр и Екатерина, умерли в раннем возрасте в 20-х годах, похоронены в Пресногорьковке, рядом с отцом, Людмила и Николай ушли из жизни ещё молодыми, в военные годы. Владимир, родившийся в знаменательном 1917 году, работал военным врачом. Его не стало в 1981 году. Дольше всех из этой семьи прожил Сергей, он ушёл из жизни в 1990 году в возрасте 86 лет.

В Пресногорьковке Преображенских очень уважали: ещё в конце XX века старожилы вспоминали Александру Христофоровну как очень строгую и справедливую учительницу. «Омские епархиальные ведомости» в феврале 1917 года поместили заметку под названием «Пастырь добрый». В ней обыватель писал: «Из ст. Пресногорьковской переведен в Ново-Омск священник о. Василий Преображенский. За свою семилетнюю службу в станице он зарекомендовал себя как истинный пастырь народа и как общественный деятель. Он был инициатором и учредителем Богородице-Казанского братства, которое снабжает станицу учебными пособиями и преследует благотворительные цели. В 1916 году оно кормило бедных. В нынешнюю войну оказывает посильную поддержку солдаткам. До открытия здесь высшего начального училища братство имело школу, которая подготовила учеников в высшее начальное училище, и все ученики 4 класса являются воспитанниками братства. Братство не оставляет своих выучеников и сейчас, давая им стипендии: например, в Курганской гимназии есть братская стипендиатка. Преображенским было открыто кредитное товарищество, которое имеет паровую мельницу и наличный капитал. Им же учреждены общество потребителей, которое имеет магазин, и с/х общество, целью которого является снабжение населения с/х машинами на прокат, с/х общество имеет показательное поле. Св. Преображенский во всех этих учреждениях принимал деятельное участие и состоял председателем. Узнав о переводе своего пастыря, прихожане поднесли ему письменный прибор с надписью: «Священнику о. Василию Преображенскому от благодарных Пресногорьковичей». Общество потребителей в благодарность за плодотворную деятельность вручило ему 100 рублей на проезд. Рождественские праздники о. Василий провел со своими прихожанами. 15 января им была отслужена последняя литургия. Почти вся станица собралась в храме. Трогательно было прощание пастыря с пасомыми. Плакал священник, плакали и прихожане. После обедни священник уезжал. Масса народа провожала его. Многие поехали провожать версты за две, а дьякон, учащиеся высшего начального училища и следователь поехали провожать за 18 верст до ближайшего поселка (Камышловского – прим. автора). Станица лишилась главного импульса культурной и общественной жизни. Венцом его деятельности было открытие и постройка высшего начального училища. Если бы не о. Василий, долго бы здесь не было училища, а, будучи открытым, оно ютилось бы по квартирам. Благодаря его стараниям оно имеет теперь собственное просторное светлое двухэтажное здание» (в нём учился Габит Мусрепов, здание сгорело в 1959 г. – прим. автора).

Захоронение о. Василия оставалось под запретом, о чём свидетельствует тот факт, что он был захоронен без гроба на небольшой глубине, даже холмика не осталось, не говоря уже о кресте. Храм подвергся частичному разрушению и осквернению, на многие годы был лишен крестов, возвращенных лишь в 1991 году.

Летом 2015 года на месте захоронения священника при большом стечении народа был установлен крест и проведен молебен представителями духовенства Костанайской епархии.

▲ Василий и Александра Преображенские

▲ Сергей и Людмила Преображенские

Сергей ВИНИЧЕНКО,
учитель истории 
Пресногорьковской СШ, 
Узункольский район

Реклама