Достоинство природной красоты

Выпуск - №38 (384)   :   04.10.2019
31

При обучении школьников любым трудовым операциям важная роль отводится упражнениям, направленным на повторение определённых действий. Практика показывает, что дети выполняют их с большим интересом, если в результате получается не просто образец, а хотя бы маленькое, но законченное изделие.

В природе нет более универсального, красивого и в то же время доступного материала, чем древесина. Работа с деревом, имеющим красивую текстуру, способствует не только овладению различными столярными операциями, но и формирует зрительную культуру, чувство прекрасного, приучает к аккуратности, экономному расходу материала.

Многие учителя технологии сталкиваются с недостатком объектов труда по художественной обработке древесины, а так же со сложностями в обучении школьников моделированию, конструированию формы изделия. Мною разработаны и используются на практике уроки по изготовлению украшений из дерева (серьги, кольца, колье, кулоны, брошки, заколки для волос), которые способствуют развитию творческих, познавательных интересов ребёнка. Эта работа позволяет интегрировать решение учебных и творческих задач по развитию мыслительной и художественной деятельности школьников, развивает у детей умение работать самостоятельно, показывает личные достижения, индивидуальные качества каждого ученика.

Серьги, брошь

Декоративная работа с деревом может применяться как на уроках технологии, так и в кружковой деятельности. Ученики с интересом, с большим желанием работают над изделиями, а потом с радостью дарят их друзьям и близким, выставляют на школьных ярмарках. Готовые украшения из дерева нарвятся всем. Древесина плодовых пород (яблоня, груша, слива, вишня) имеет красивую текстуру, благодаря чему изделия получаются очень оригинальными, уникальными, раскрывающими всю природную красоту дерева.

Для того, чтобы освоить изготовление деревянных украшений ребятам необходимо научиться различным трудовым операциям: пиление, выпиливание лобзиком, сверление, шлифование, лакирование, гибка проволоки. Творческий процесс начинается со знакомства с породами древесины, ученики узнают, как правильно выбрать материал. Затем идёт разработка проектов и эскизов, составление технологических карт и изготовление шаблонов, далее – подготовка материала и инструмента к работе и уже непосредственно работа над изделиями и их отделка.

Серьги, колье

Для выбора заготовки необходимо иметь чёткие представления о будущем изделии. Правильно её выбрать – значит определить характер материала, форму и размеры. Важно обратить внимание на качество материала: наличие на поверхности пороков древесины. Желательно подбирать древесину с ярко выраженной текстурой и интенсивным цветом.

На этапе разработки проектов и эскизов ученики самостоятельно набрасывают на бумаге предполагаемую форму изделия, могут так же использовать готовые шаблоны. Большое внимание уделяется отделке изделий. После шлифования на поверхности появляются почти незаметные волокна, но если их смочить водой, ворс поднимается и после просушки легко снимается мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Лак наносится кистью равномерно, без потёков в два слоя. Причём каждый следующий слой накладывают только после полного высыхания предыдущего.

В итоге получаются очень красивые изделия, которые дарят радость и ребятам, сумевшим воплотить идею, и тем, кому досталось такое экологичное и стильное украшение.

Владимир ДАРМЕНКО,
учитель технологии, руководитель кружка «Творческая мастерская» Бурлинской СШ, Карабалыкский район

Реклама