Профессия познаётся на практике

Выпуск - №45 (391)   :   22.11.2019
26

В июне 2019 года профессионально-технический колледж им. К.Доненбаевой выпустил первых специалистов, обучающихся по дуальной системе.

Первой ласточкой стала группа трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, с которой мы почти три года занимались в практико-ориентированном режиме. Сейчас уже можно делать выводы об успехе эксперимента. Я думаю, мои коллеги не понаслышке знают о системе дуального обучения. Многие работают по ней, кто-то только внедряет. Но все сходятся в одном мнении: система достаточно эффективна.

Практика трудоустройства выпускников показывает, что работодатели заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает ещё несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают. Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

Дуальная система как раз позволяет решить эти проблемы и выпустить на рынок труда самостоятельных, творческих специалистов, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Ну разве не находка для любого работодателя?

Да, воспитание таких специалистов – достаточно трудоёмкий и сложный процесс. Как со стороны учебных заведений, так и со стороны будущих работодателей. Работодатели должны принимать активное участие на протяжении всего периода обучения, фактически «выращивать» себе специалистов. И сюда входит не только предоставление мест для прохождения практики, но и участие в разработке учебных программ, тематического и календарного планирования, программ и испытаний для конкурсов профмастерства, входить в состав экзаменационных комиссий и многое другое.

Только при взаимной заинтересованности, общей и плодотворной работе можно достичь высоких результатов в подготовке будущих рабочих кадров. В колледже имени Камшат Доненбаевой дуальная система обучения реализовывалась на базе сельскохозяйственного предприятия ТОО «Раскуль». Это наш социальный партнёр, с которым заключён договор о дуальном обучении. На предприятии студенты в моторном цеху осваивали все премудрости ухода за двигателями сельхозмашин: мойку, чистку, под руководством наставников разбирали двигатели, проводили дефектовку, регулировку, заменяли детали и т.д. Также студенты по звеньевой системе работали на посеве зерновых и масличных культур: помогали механизаторам при загрузке сеялок семенами, проводили техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных агрегатов. На рабочих местах работу студентов оценивали наставники от организации, так работодатель мог вывести мнение о навыках и знаниях студентов. Во время производственной практики троих студентов пригласили на постоянное место работы в организацию.

Дуальная система предполагает не только выполнение определённых работ на базе предприятий, но и практико-ориентированный подход при изучении общеобразовательных и специальных теоретических дисциплин. Теоретические занятия выстраиваются на примерах реального производства, практические работы максимально приближены к производственной деятельности. Например, на занятиях физики преподаватель не просто рассказывает о законах термодинамики и газовых законах, а делает это на примере работы двигателя внутреннего сгорания. На уроках химии рассматривается химический состав горючих материалов, жидкостей в системе охлаждения, причины и процесс коррозии металлов. Во время уроков истории преподаватель уделяет особое внимание «техническим» темам: изобретения и изобретатели, принципы работы современных и ранних механизмов.

В нашем колледже уже есть опыт взаимодействия с работодателями, когда студенты в реальных производственных условиях осваивают азы изучаемой профессии. Результатом такого сотрудничества является то, что на сегодня колледж трудоустраивает более 74% выпускников. В дуальной группе 70% трудоустроены, остальные ребята продолжили обучение в вузах.

Эффективность обучения при дуальной системе обусловлена максимальным учётом требований конкретного предприятия к подготовке квалифицированного специалиста. При этом обеспечивается формирование спектра необходимых профессиональных компетенций, что позволяет молодым специалистам быть более конкурентоспособными, мобильными, эффективными. Обучение в реальных производственных условиях сокращает издержки и сроки адаптации будущего работника, позволяет оптимально использовать ресурсы образовательной организации, а базовое предприятие получает целевой адаптированный кадровый потенциал.

Дмитрий СТРЕЛЬЦОВ,
мастер производственного
обучения ПТК
им. К.Доненбаевой

Реклама