Образовательные технологии в условиях МКШ 

Выпуск - №27-28 (423-424)   :   11.08.2020
98

В своей работе я отдаю предпочтение следующим современным образовательным технологиям: информационно-коммуникационной и технологии интегрированного обучения. 

Эти технологии более подходят для моего видения работы в совмещённых классах. При использовании ИКТ пока учитель работает с одним классом, другие ученики выполняют самостоятельную работу, выполнение мини-проекта с компьютером, словарём и т.д., затем происходит смена. Технология интегрированного обучения даёт возможность работать с двумя, тремя классами одновременно, выбрав одну тему, но цели и задания различные по уровню сложности.

Информационно-коммуникационная технология – это формирование первичных навыков работы с информацией: её поиск, сортировка, хранение. Работая по этой технологии, ученики приобретают навыки работы с такими инструментами как текстовый редактор, редактор презентации. Также ребята учатся работать с различными мультимедийными источниками, с интернетом. Материальная и техническая база школы позволяет работать с ИКТ. В школе два компьютера, проектор, выход в интернет, Wi-Fi. 

Урок с использованием ИКТ более эффективен в плане усвоения знаний, улучшает уровень наглядности на уроке, формирует у ребят самостоятельность, ответственность. Информационно-коммуникационную технологию в основном использую на уроках познания мира, естествознания, литературного чтения. Дети в основном работают в паре, где один ученик с более высокой мотивацией в обучении, другой – слабоуспевающий. Работая таким способом один выступает в роли обучаемого, а другой в роли обучающего. В принципе, я облегчаю себе работу, и у меня есть возможность за это время поработать с другим классом. Но возможны и другие варианты, это работа в паре по желанию. Такая организация позволяет реализовать сотрудничество, предоставить каждому возможность регламентировать своё время для ознакомления и усвоения нового материала.

Один из последних наших уроков с использованием ИКТ – урок по познанию мира в 4 классе «Я разрабатываю туристический маршрут». Но здесь была в основном индивидуальная работа, только двое учеников работали в паре (с более высокой мотивацией в обучении и слабоуспевающий). Каждый ученик презентовал свой творческий проект, который заранее готовил в течение недели по предложенным темам: «Туристический маршрут по столице Англии», «Туристический маршрут по столице Казахстана», «Туристический маршрут по столице Швеции». Дети должны были назвать столицы предложенных стран, описать достопримечательности этих столиц, рассказать на английском языке климатические особенности, составить рекламу туристического объекта и рассчитать бюджет поездки на двоих. 
На этом же уроке была использована технология интегрированного обучения, которую я нечасто, но систематически применяю. Интегрированное обучение способствует развитию научного стиля мышления у ребят, повышает и развивает интерес учеников к предметам, помогает более глубоко осознать и усвоить программный материал. Интегрированные уроки и интегрированные творческие дни провожу нечасто, так как из-за своей объёмности, сложности они требуют определённой подготовки учителя и учеников. 

Вот примеры интегрированных уроков и интегрированных творческих дней, которые я проводила в этом учебном году: 

- урок математики с элементами познания мира, с ИКТ и с технологией критического мышления во 2, 4 класс-комплекте «Арифметические действия с числами. Моя страна в числах»; 
- интегрированный урок по познанию мира с элементами математики, английского языка «Я разрабатываю туристический маршрут»; 
- интегрированный урок в совмещённом классе (2, 4 классы) «Решение примеров и задач» (естествознание, математика, литературное чтение);
- творческий день во 2, 4 классах «Цветик-семицветик» (познание мира, русский язык, литературное чтение, художественный труд);
- творческий день «Осень в гости к нам пришла» (литературное чтение, математика, естествознание, русский язык, художественный труд).

При работе в двух классах одновременно тема интегрированного урока была общей, цели для каждого класса свои и задания по уровню сложности для каждого класса отдельно, но рефлексия применялась одинаковая. Тексты, которые раздавались для изучения, были одинаковой тематики, но разные по объёму. 

Ольга ТКАЧ,
учитель начальных классов Каракопинской НШ, Фёдоровский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.