Новая глава казахстанского образования

Выпуск - №38 (384)   :   07.10.2019
1674

1 сентября в Мажилис Парламента РК были внесены законопроекты «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя», разработанные МОН РК по инициативе Н.Назарбаева, озвученной в Послании народу Казахстана 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

Эти законопроекты предусматривают стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, позволяют сократить нагрузку на педагогов, оградить их от непредвиденных проверок и несвойственных им функций.

Проект закона «О статусе педагога» состоит из 19 статей, главным является расширение прав педагога и сокращение учебной нагрузки. Так, расширены профессиональные права педагога в части разработки и применения авторских методов обучения и воспитания, выбора учебных пособий, бесплатного использования информационными ресурсами, выбора форм повышения квалификаций и прохождения стажировок. Введены новые права на избрание и занятие выборных должностей, оказание консультаций родителям, вступление в члены общественных объединений и другое.

В целом, предусмотрено 10 новых позиций по правам педагогов, направленные на создание возможности для индивидуального развития учителя и совершенствование учебного процесса. Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога путём установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчётности, проведение необоснованных проверок.

За привлечение к несвойственным функциям и к излишней отчётности предусмотрен штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения. Аналогичный штраф предусмотрен и за незаконное превышение нормы рабочего времени.

Повышение статуса педагога предполагает и усиление требований к его деятельности. Поэтому законопроектом предполагается, что с 1 января 2022 года лица, впервые приступающие к осуществлению профессиональной деятельности в качестве педагога, должны будут подтверждать соответствие квалификации педагога.

Кроме того, помимо имеющихся ограничений, вводится запрет на занятие педагогической деятельностью для лиц с ограниченной дееспособностью, состоящих под наблюдением с психическими и поведенческими расстройствами. При нарушении данной нормы также предусмотрены штрафные санкции.

Вместе с тем, с целью обеспечения объективности при рассмотрении дисциплинарных дел в отношении учителей вводится норма об обязательном согласовании их с советом по педагогической этике.

Предусмотрен также ряд нематериальных стимулов, таких как первоочередный порядок предоставления мест в детские сады, новый вид государственной награды «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». При этом все имеющиеся социальные гарантии (отсрочка от призыва на воинскую службу, повышенные оклады для педагогов, работающих в сельской местности, охрана здоровья, грант обладателей «Лучший педагог», «Лучший преподаватель ВУЗа») сохранены. Местным исполнительным органам предоставлено право утверждения дополнительных мер поощрения труда педагогов, в том числе путём награждения местными знаками отличия, почётными званиями, выплатой единовременного вознаграждения.

Одним из важных блоков предусмотренных норм являются материальные стимулы. Как известно, средний показатель заработной платы педагогов ниже средней по стране и составляет 110 тысяч тенге. Министерство не раз предпринимало попытки повышения заработных плат, но их рост в других отраслях всегда опережал рост зарплаты учителей. В рамках поручения Главы государства, данных на августовской конференции, в течение предстоящих четырёх лет заработная плата учителей повысится в два раза. Это значит, что со следующего года заработная плата педагогов увеличится на 25%.

Наряду с этим, в законопроекте предусмотрены нормы материальных стимулов, направленные на повышение учителями своей компетенции. Основными материальными стимулами станут доплаты в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей; доплаты за педагогическое мастерство; увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней; доплаты за наставничество и другие меры.

С целью стимулирования повышения качественного потенциала педагогических работников в школах предусматривается доплата в размере 10 МРП для лиц, имеющих степень магистра. Это норма затронет уже работающих в школах 5029 педагогов и будет направлена на привлечение новых специалистов с данной академической степенью.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя» был разработан с целью реализации ряда вышеназванных норм и исполнения отдельных поручений руководства страны. Законопроектом вносятся изменения и дополнения в 3 кодекса и 15 законов. Предусматривается ряд норм по совершенствованию действующей системы государственного контроля, внешней оценки и аккредитации.

Действующая система контроля среднего образования имеет достаточно жёсткий характер и не обеспечивает самооценку и экспертную поддержку. Поэтому вышеназванным законопроектом предусматривается внедрение институциональной аккредитации. Международный опыт аккредитации школ уже доказал свою эффективность. В Казахстане многие частные школы прошли международную аккредитацию, в том числе 18 из 20 Назарбаев Интеллектуальных школ. Теперь речь идет о проработке вопроса внедрения институциональной аккредитации школ на национальном уровне, которая будет добровольной и бесплатной. Сейчас данный вопрос обсуждается с экспертами и прорабатываются возможные механизмы его внедрения.

Внешнюю оценку учебных достижений (ВОУД) планируется отменить. Это связано с тем, что конечный потребитель в лице организации образования не использует данный механизм для улучшения своей деятельности. Кроме того, следует учесть, что сегодня ВОУД проводится лишь в 10% организаций образования страны и не даёт полной картины. Вместо ВОУД будут проводиться срезы знаний при профилактическом контроле.

Планируется внедрить профилактический контроль без посещения организаций образования. Их деятельность будет анализироваться на основе официальных информационных источников. Это позволит снизить административную нагрузку на организации образования и предоставит им возможность самостоятельного устранения выявленных нарушений, так как по итогам профилактического контроля будут предоставлены конкретные рекомендации по устранению выявленных недостатков и оказана постпрофилактическая поддержка.

Предусматривается введение ряда норм по совершенствованию механизмов защиты прав ребёнка. В соответствии с поручением Елбасы Нурсултана Назарбаева, данного на восьмом Гражданском форуме, по созданию и регламентации негосударственного агентства по усыновлению, предлагается предусмотреть процедуру аккредитации неправительственных организаций для осуществления деятельности по устройству детей-сирот в семьи. Аккредитация будет проводиться на основании критериев отбора по согласованию с министерствами внутренних дел, здравоохранения, информации и общественного развития, труда и социальной защиты населения. Срок аккредитации будет составлять один год с правом последующего продления.

Указанные агентства будут оказывать гражданам свои услуги на безвозмездной основе. Наряду с этим планируется наделить агентство полномочиями по обучению приёмных родителей, сопровождению приёмных родителей при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, а также последующее сопровождение семей, принявших на воспитание детей.

Для исключения коррупционных рисков при организации питания обучающихся законопроектом предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушения требований порядка организации питания обучающихся в школах, детских садах и организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Расширяется компетенция министерства по координации мер, направленных на реабилитацию детей, прибывших из зон террористической активности, а также отнесение данной категории к лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, что позволит оказывать им гарантированную помощь государства. Кроме того, вносится поправка в Закон РК «О специальных социальных услугах», обеспечивающая оказание специальных социальных услуг всем несовершеннолетним, подвергшимся насилию.

В организациях технического и профессионального образования рассматривается вопрос по внедрению международных отраслевых стандартов и прохождению добровольной процедуры аккредитации колледжей. Госзаказ, как предполагается, не будет связан с процессом аккредитации. Предлагается выдача лицензии и приложения к ним для организаций ТиПО по специальностям, а не по квалификациям. Данная норма даст возможность организациям ТиПО оперативно реагировать на запросы рынка труда и осуществлять подготовку по новым квалификациям в соответствии с требованиями работодателей.

В высшем образовании будут усилены требования к процедурам и применениям стандартов внешнего обеспечения качества, произойдет поэтапный переход к профилизации процедуры аккредитации. С целью поддержки социально-уязвимых категорий граждан, предусматривается квота по присуждению образовательных грантов: для многодетных, неполных семей; семей, воспитывающих детей-инвалидов; матерей, награждённых подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа».

На уровне высшего образования впервые вводится возможность онлайн-обучения, то есть обучения вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями посредством электронных технологий. Основная идея онлайн-обучения заключается в предоставлении доступа к современным и качественным образовательным программам независимо от географии и языка обучения.

Ректоры 11 национальных вузов теперь будут назначаться министерством образования и науки на конкурсной основе по согласованию с руководителем администрации Президента и премьер-министром. Конкурсный отбор будет направлен на обеспечение открытости, объективности и прозрачности процесса выбора ректоров.

В целом важно отметить, что нововведения по повышению статуса в рамках законопроектов затронут всех педагогов. Так, к 2024 году рост заработной платы педагога в два раза коснется 500 тысяч работников сферы образования, а увеличение дней отпуска с 42 до 56 дней – более 100 тысяч работников. Предполагается, что принятие вышеназванных норм позволит реально повысить статус и престиж педагога, стимулировать их к дальнейшему профессиональному росту и в целом повысит качество предоставляемых образовательных услуг.

Земфира КАБДОЛЛАЕВА,
главный специалист Департамента по контролю в сфере образования Костанайской област
и

Реклама