Приоритетное направление – качество обучения

Выпуск - №15 (462)   :   16.04.2021
272

Вопросам повышения качества профессионального образования уделяется в настоящее время большое внимание. Повышению качества подготовки кадров способствуют и меры по совершенствованию законодательной базы, нормативных правовых актов в сфере образования. 

Так, Законом РК от 8 января 2021 года №410-VI ЗРК внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам образования. Согласно внесённым изменениям установлено, что в колледже реализуются образовательные программы общего среднего, технического и профессионального образования, а в высшем колледже – интегрированные модульные образовательные программы общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования. 

Образовательные программы послесреднего образования реализуются в высших колледжах или в училищах. Училище – учебное заведение, реализующее образовательные программы основного среднего, общего среднего, технического и профессионального или послесреднего образования в области культуры.
Законодательно закреплено понятие дистанционного обучения как обучение, осуществляемое при взаимодействии педагога и обучающихся на расстоянии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств.

Теперь перечень профессий и специальностей по срокам обучения и уровням образования для технического и профессионального, послесреднего образования уполномоченным органом в области образования не устанавливается. В обновлённом законодательстве эта компетенция уполномоченного органа исключена. 
В организациях ТиПО законодательством предусмотрен контроль за качеством обучения посредством мониторинга образовательных достижений обучающихся (МОДО). Согласно пункту 2 статьи 55 Закона РК «Об образовании», «управление качеством образования осуществляется путём принятия управленческих решений на всех уровнях образования на основании результатов образовательного мониторинга». Пунктом 4 статьи 55 Закона РК «Об образовании» определено, что «мониторинг образовательных достижений обучающихся является независимым от организаций образования систематическим наблюдением за качеством обучения».

В организациях технического и профессионального, послесреднего образования мониторинг образовательных достижений обучающихся осуществляется в целях оценки уровня освоения общеобразовательных дисциплин и (или) профессиональных модулей или общепрофессиональных, специальных дисциплин на соответствие государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального, послесреднего образования. Перечень организаций образования, в которых проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся, определяется уполномоченным органом в области образования.
Таким образом, приоритетным направлением деятельности организаций технического и профессионального, послесреднего образования должно быть качество предоставления образовательных услуг, качество обучения.

Меры государственного контроля также направлены на обеспечение качества образования. В Закон РК «Об образовании» (статья 59) внесены изменения и дополнения по вопросам государственного контроля. 

Также организации технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с подпунктом 9 статьи 5 Закона РК «Об образовании» подлежат государственной аттестации. Она проводится посредством «профилактического контроля независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости один раз в пять лет ведомством уполномоченного органа в области образования и его территориальными подразделениями в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом». «Организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования и прошедшие аккредитацию в аккредитационных органах, внесённых в реестр признанных аккредитационных органов, освобождаются от государственной аттестации на срок аккредитации» (действует до 01.01.2023 в соответствии с Законом РК от 08.01.2021 №410-VI).

Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются пресечение и недопущение субъектами (объектами) контроля нарушений требований государственного общеобязательного стандарта образования. Профилактический контроль проводится путём анализа, изучения и сопоставления данных: материалов самооценки образовательной деятельности, размещённых на официальных интернет-ресурсах организаций образования, объекта информатизации в области образования, сведений от организаций и уполномоченных государственных органов.

По результатам государственной аттестации составляется заключение по нарушениям, указанным в заключении. Организация образования в срок не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днём его вручения, предоставляет информацию о мерах по устранению нарушений с указанием сроков не более одного года. «В случае неустранения нарушений или непредставления в установленный срок отчёта организация образования считается неаттестованной, что является основанием для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля».

В части оказания платных услуг в статью 63 Закона РК «Об образовании»  «Предоставление организациями образования товаров (работ, услуг) на платной основе» внесены дополнения пунктом 3-2. Так, организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования в организационно-правовой форме государственных предприятий на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе предоставлять на платной основе с заключением договора об оказании платных услуг следующие товары (работы, услуги) сверх требований государственных общеобязательных стандартов образования:  по реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, выпускаемых в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебных полигонах и учебно-опытных участках. 

В организациях технического и профессионального, послесреднего образования области многое делается для создания условий обеспечения качества образовательных услуг по реализуемым специальностям,  подготовке квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Укрепляется материально-техническая база колледжей, в том числе в рамках проекта «Жас маман» по модернизации колледжей, обновлению учебно-производственной базы, оснащению кабинетов современным оборудованием. Принимаются меры по профилизации колледжей, направленные на повышение качества образования, решаются вопросы трудоустройства выпускников, в том числе обучившихся по государственному образовательному заказу, увеличивается количество мест для обучения студентов в рамках государственного образовательного заказа.

В системе технического и профессионального, послесреднего образования области рекомендуем: принять эффективные меры, направленные на дальнейшее укрепление, обновление материально-технической и социальной базы колледжей, профилизацию колледжей, в рамках сотрудничества с предприятиями, работодателями, заинтересованными организациями развивать социальное партнёрство.

Жайнагуль НУКЕЕВА,
главный специалист отдела внешней оценки качества образования
департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".