Современные технологии на уроках химии – средство познавательной активности

Выпуск - №45 (391)   :   22.11.2019
16

Ведущей идеей в своей педагогической работе я считаю развитие интеллектуальных способностей учеников, навыков самообразования, творческого потенциала, критического мышления.

Целью урока химии является целостное формирование системы химических знаний и естественно-научного представления об окружающем мире. Ведущей при этом выступает не репродуктивная, а проблемно-поисковая ориентация в обучении. Химию начинают изучать с VII класса, когда у детей есть опыт учебной деятельности. Процесс обучения любой науке обеспечивает развитие, позволяет максимально использовать генетические возрастные предпосылки и осуществлять необходимые коррективы. Это возможно при использовании новых технологий, которые позволяют сделать урок современным, интересным и продуктивным для учеников и учителя.

Вопросы активизации познавательной деятельности учеников относятся к числу наиболее эффективных в современном образовании. В своей практике я применяю игровые технологии, технологии проблемного обучения, развивающего обучения, компетентностную педагогику, технологию ИКТ, критического мышления, что позволяет создавать дидактически активную среду, способствующую продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления школьников.

Игровые технологии применяю на обобщающих уроках, интегрированных уроках, при объяснении нового материала, внеклассных мероприятиях. На уроках это чаще сюжетно-ролевые игры, которые помогают ученику справляться с определёнными жизненными ситуациями; уроки-соревнования, где у ребят одна цель, но нужно показать не только знания в определённой области, но и находчивость, смекалку. Внеклассные мероприятия – это химические турниры, КВН, «Химический калейдоскоп». В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его активность, потребность в общении.

Технологии проблемного обучения путём последовательно усложняющихся заданий или вопросов создают в мышлении учеников такую проблемную ситуацию, для выхода из которой не хватает имеющихся знаний, и они вынуждены сами активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других учеников, основываясь на своём или чужом опыте, логике.

Таким образом, ученик получает новые знания не в готовых формулировках, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Например, на уроке по теме «Коррозия» для закрепления изученного материала формулируются проблемные вопросы: «1. Требуется скрепить железные детали. Какими заклёпками следует пользоваться, медными или цинковыми, чтобы замедлить коррозию железа? Ответ обоснуйте. 2. Как называются вещества, замедляющие коррозию? Введение каких элементов в сталь повышает ее коррозионную стойкость? 3. К стальному днищу машины была предложена протекторная защита. Какой металл для этого лучше применить: Zn, Cu или Ni? 4. Почему многие детали быстрее коррозируют вблизи предприятий? 5. Лист железа, покрытый цинком, и лист железа, покрытый оловом, процарапали до железа. Будет ли подвергаться коррозии железо в обоих случаях?».

Технология развивающего обучения предусматривает различные формы организации совместной деятельности школьников. В процессе постановки учебной задачи чаще используется обобщение в системе «учитель – ученик»: «Если металлы встречаются в большинстве в виде соединений, откуда берутся изделия из алюминия, никеля, магния, цинка? Кто знает, как можно получить металлы?».

В процессе самоконтроля и самооценки предусматривается работа и обучение в паре «ученик – ученик»: «Составить два вопроса каждому по изученной теме и задать друг другу. При этом предлагается оценить по следующим критериям: 1. Чёткая формулировка вопроса. 2. Соответствие теме. 3. Полнота ответа».

 Групповые формы работы эффективны в процессе поиска решения учебной задачи, когда учитель выступает в роли консультанта. Например, при изучении темы «Получение металлов» класс делится на четыре группы: группа 1 – пирометаллургический способ, группа 2 – гидрометаллургический способ, группа 3 – электрометаллургический способ, группа 4 – термическое разложение соединений. Учитель при этом направляет деятельность ребят и консультирует при необходимости.

Самостоятельный поиск, творческий подход к решению учебных задач, обобщение полученных результатов вызывают позитивную эмоциональную напряжённость у учеников, потому что надо не только выполнять задание, но и убедительно отстоять свою точку зрения. Таким образом, особенностями обучения в технологиях развивающего обучения являются дискуссии, диалог, активное деловое взаимодействие.

Компетентностный подход предполагает освоение учениками различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Например, на уроке по теме «Понятие о газах. Закон Авогадро. Решение расчётных задач» базовой компетенцией являются математические навыки; составляющей компетенцией – умение работать с текстом: приём – составление кластера. Задания первого уровня предполагают знакомство с основными понятиями темы с использованием учебника или дополнительной литературы, ученики расшифровывают основные понятия. Задания второго уровня составлены таким образом, что ученик работает с изученной информацией, например: «Изучи представленную в таблице информацию и найди соответствие». На третьем этапе предлагается составить алгоритм к предложенной задаче. Дети уже имеют навыки решения задач, и поэтому справиться с заданием не составит труда. Четвертый уровень – решение предложенных задач с использованием алгоритма. Пятый уровень – синтез: ученику предложено новое задание, которое он «откроет» в результате мыслительной деятельности. Шестой уровень – задание практического характера: рассчитать массу воды, которую выбрасывает предприятие по производству волокна объёмом 1000 куб.м.

Использование ИКТ на уроках химии – это существенное обновление содержания химического образования. На уроках химии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку.

В этом помогают демонстрация презентации MS Power Point, видеоопытов, использование имеющихся готовых мультимедийных электронных учебников, поиск необходимой информации в интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям, проектная и исследовательская деятельность учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, онлайн-тестирование. Особенно интересна школьникам исследовательская работа. С учениками разных классов в последние три года мы готовили работы по темам «Бытовая химия», «Химический состав шоколада», «Определение тяжёлых металлов в талом снеге», «Исследование химического состава снега и его влияние на живые организмы». Также ученики участвуют в дистанционных олимпиадах, особенно им нравится международная олимпиада и «Акбота». При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приёмами обучения у детей развивается образное и логическое мышление.

Технология развития критического мышления состоит из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Приведу в качестве примера урок для 8 класса по теме «Атмосферный воздух – смесь газов».

Стадия вызова активизирует полученные ранее знания, помогает в обнаружении недостатка в этих знаниях и определяет цели к получению новой информации. На уроке предлагаю три стакана, нужно определить, что находится в каждом (вода, земля, воздух). Так мы определили тему урока. Записываем в таблицу, что мы знаем и что хотим узнать о воздухе. Формулируем проблемный вопрос: «Что такое воздух – индивидуальное вещество или…?».

На стадии осмысления происходит работа с текстом. Ученикам даётся задание по группам:

1. Изучение состава воздуха по А.Лавуазье: опыт, доказывающий состав воздуха.

2. Состав воздуха: постоянные составные части воздуха, переменные и примеси.

3. Что загрязняет воздух и как это влияет на живые организмы.

4. Охрана атмосферного воздуха. Ученики составляют кластер по своей проблеме, выбирают лидера, который доносит информацию для других групп. По ходу работы дети делают записи и задают вопросы по предложенному материалу.

Стадия «Рефлексия» (размышление) позволяет вывести знания на уровень их понимания и применения на практике. На этой стадии ученикам предлагается задание «Верное или неверное утверждение»: 1. Состав воздуха в 1774 г. изучил А.Лавуазье. 2. Постоянные составные части воздуха – это кислород, сероводород, азот, сернистый газ. 3. Переменные части воздуха – это кислород, инертные газы, азот, углекислый газ. 4. Вещества горят лучше в воздухе, чем в кислороде.

5. Молекулярная масса воздуха равна 29.

6. Воздух не нужно охранять, он сам себя очистит.

7. В состав воздуха входит 78% азота, 21% кислорода по объёму.

8. В составе воздуха 31% углекислого газа, 3% инертных газов.

9. Воздух – это смесь различных газов.

10. Основными загрязнителями воздуха является: деятельность человека, промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты.

Заполняется последняя колонка таблицы ЗХУ. И подводится итог урока: сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я понял, что…, я научился…, я попробую…, меня удивило…, урок дал мне для жизни…, мне захотелось…

Таким образом, одним из активных способов развития является пробуждение интереса учеников к самообразованию. Самообучение приводит к овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и умению их применять. Об этом свидетельствует успешное выступление учеников в городских, областных олимпиадах, конкурсах, научно-практических проектах.

В последние три года для повышения интереса учеников при изучении химии мной было разработано методическое пособие «Решение экспериментальных задач по химии». Для качественного контроля знаний ребят разработаны совместно с учителями других школ методические пособия «Варианты заданий суммативного оценивания по химии 7 класс» и «Варианты заданий суммативного оценивания по химии 8 класс», которые имеют ISBN национальной книжной палаты РК.

Марина ПИСАРЕВА,
учитель химии школы-лицея
г. Лисаковска

Реклама