Ставка на знания и качество – источник экономического благополучия

Выпуск - №18 (414)   :   29.04.2020
330

Одним из условий социально-экономического роста в государстве является развитие образования. Современные технологии и производства предъявляют новые требования к знаниям и квалификации специалистов. 

Сегодня создание современной системы подготовки кадров стало зоной совместной ответственности и социального партнёрства государства, бизнессообщества и организаций образования. И перед колледжами Костанайской области стоят задачи подготовки кадров, востребованных на рынке труда региона, с гарантией трудоустройства и успешной социализацией в обществе. 

Потребность в трудовых ресурсах для предприятий региона обеспечивают прежде всего организации технического и профессионального образования области. В регионе успешно реализуются программы по подготовке рабочих кадров в результате переобучения и получения новых профессий. Особую актуальность имеют в настоящее время необходимость дальнейшего развития системы ТиПО, повышения уровня и качества подготовки квалифицированных кадров, подтверждения качества предоставляемых образовательных услуг, распространение лучшей практики аккредитованных организаций образования и образовательных программ. 

По вопросу обеспечения качества образовательных услуг следует отметить, что для перехода на более высокую ступень предоставления образовательных услуг колледжи области проходят процедуру аккредитации. Здесь хотелось бы напомнить, что согласно законодательству аккредитация организации образования осуществляется на добровольной основе, организации образования вправе пройти институциональную и (или) специализированную аккредитации в аккредитационных органах, внесённых в реестр признанных аккредитационных органов. 

Аккредитация организаций образования – процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным стандартам (регламентам) аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения. При этом институциональная аккредитация – процесс оценивания качества организации образования аккредитационным органом на соответствие заявленному статусу и установленным стандартам аккредитационного органа, а специализированная аккредитация – оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования.

Сведения о прохождении институциональной и специализированной аккредитации организациями технического и профессионального образования размещены на интернет-ресурсах аккредитационных органов. На сайте Центра Болонского процесса и академической мобильности – подведомственной организации министерства образования и науки Республики Казахстан размещён «Реестр признанных аккредитационных органов», «Реестр аккредитованных организаций образования – перечень аккредитованных организаций образования». 

Согласно этим сведениям, сегодня в системе технического и профессионального образования Костанайской области 14 колледжей прошли процедуру аккредитации, что составляет 40% от общего их числа. 10 колледжей, прошедших аккредитацию, являются государственными (35,7% от общего числа государственных колледжей области), четыре колледжа – частные (57,1% от общего числа частных колледжей). 

Все 14 колледжей прошли институциональную аккредитацию, в том числе один колледж по профилю медицинский. Два колледжа прошли специализированную аккредитацию по всем специальностям в соответствии с имеющейся лицензией, 12 колледжей – по отдельным специальностям (от 14,3% до 75% от общего числа специальностей в соответствии с имеющимися приложениями к лицензии).

В перечень специальностей, по которым колледжи прошли аккредитацию, входят медицинские и педагогические, строительства и коммунального хозяйства, сферы услуг, маркетинга и менеджмента, сельского хозяйства, технического обслуживания, ремонта и эксплуатации автотранспорта, электроснабжения, вычислительной техники и программного обеспечения, специальности технической и технологической специальности, в том числе по рабочим квалификациям. 

Организациям образования даны возможности для развития и обеспечения качества образовательных услуг: размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов; внедрение дуального обучения, реализация модульных программ двухуровневой модели обучения; укрепление материально-технической базы; развитие социального партнёрства; повышение квалификации педагогов; присоединение к международному некоммерческому движению WorldSkills.

Три колледжа области переименовались в высшие колледжи: Костанайский политехнический высший колледж, Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза, Костанайский высший медицинский колледж. Четыре колледжа получили приложения к лицензии, дающие право на реализацию программ прикладного бакалавриата по заявленным квалификациям: прикладной бакалавр сестринского дела (Костанайский высший медицинский колледж); прикладной бакалавр начального образования (Костанайский педагогический колледж); прикладной бакалавр учёта и аудита, прикладной бакалавр финансов (Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза); прикладной бакалавр программист вычислительной техники (Костанайский политехнический высший колледж).

Можно утверждать, что в колледжах области принимаются меры по обеспечению качества подготовки кадров. Ведь качество образовательных услуг обеспечивает успешное трудоустройство выпускников колледжей области. Государством принимаются меры, направленные на обеспечение высокого уровня качества образования, удовлетворяющего потребности рынка труда и задач индустриально-инновационного развития страны. Разработка государственной программы развития образования и науки продиктована необходимостью изменений в сфере образования и является мерой государственной поддержки. 

Повышению качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена способствует и государственный образовательный заказ, ежегодно размещаемый в колледжах области. Имеется реальная возможность получить бесплатное техническое и профессиональное образование. Для удовлетворения потребности предприятий и организаций области наибольшее количество мест в госзаказе утверждено на подготовку кадров по медицинским специальностям, специальностям сельского хозяйства, ремонта и эксплуатации автомобильного транспорта, техническим специальностям, строительства и коммунального хозяйства, педагогическим специальностям, специальностям сферы услуг. Ежегодно в разрезе трёх лет предусмотрено увеличение показателей объёма госзаказа на подготовку кадров в колледжах региона: в 2020-2021 учебном году – 4253 мест, в 2021-2022 учебном году – 4482 мест, в 2022-2023 учебном году – 4521 мест.

Хорошим показателем работы колледжа является востребованность выпускников на региональном рынке труда. Поэтому важным в системе современного образования является предоставление гарантии трудоустройства выпускников. А система подготовки кадров должна способствовать успешной реализации каждого выпускника в реальном производстве. Это и будет являться конечным результатом качественной работы организаций образования. И в этом огромная роль педагогических коллективов, где формируется основа для успешной трудовой деятельности казахстанской молодёжи. 

Качество подготовки рабочих кадров – залог стабильного развития экономики. А горизонты развития определены в программных документах, где одной из целей развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы является повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей. 

Для достижения поставленных целей перед системой образования региона стоит задача повышения привлекательности технического и профессионального образования. Программным документом определено, что в условиях технологической модернизации экономики страны для рынка труда необходимы кадры с универсальным набором компетенций, активной гражданской позицией, межличностными навыками и системным мышлением. Основная задача, стоящая перед системой технического и профессионального образования – обеспечение экономики квалифицированными рабочими кадрами, повышение качества и доступности образования, соответствие содержания образования современным требованиям.

Жайнагуль НУКЕЕВА, 
главный специалист отдела внешней оценки качества образования департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области

Реклама