Традиции прошлого помогают решать задачи настоящего

Выпуск - №19(365)   :   21.05.2019
144

На современном этапе развития общества регионализация образования приобретает особый духовный смысл. Усилиями педагогов г. Аркалыка наследие прошлого гармонично вплетается в традиции настоящего и будущего.

О реализации регионального компонента содержания учебной и внеурочной деятельности  речь шла на расширенном областном учебно-методическом совете. Воочию увидеть регионализацию современной системы дополнительного обучения детей в условиях модернизации образования в г. Аркалык съехались представители райметодкабинетов и заведующие, методисты и педагоги ШОД им. И. Алтынсарина.

 - Здесь наглядно представлен национально-региональный компонент, в частности, взаимосвязь дополнительного образования и общеобразовательной школы. Он логически встроен в инновационные педагогические процессы и нашел выражение в разработке основ этнопедагогики, народной  и музейной, семейного воспитания, - рассказала заместитель руководителя методкабинета ДиОСО УО АКО Гульнар Сапанова. - Музейная педагогика - особое направление в образовании. Несмотря на то, что оно не ново, развито давно. В последние годы, правда, наблюдался определенный спад интереса к данной теме. Тем не менее, краеведческий компонент аркалыкчанами развивался постоянно, поскольку Торгайский регион богат историческим материалом. Педагоги стараются прививать детям любовь к истокам, причем непросто устными журналами, а путем практических занятий в школьных музеях, выездами в археологические краеведческие экспедиции.

В ходе семинара участники посетили несколько школ г. Аркалыка и Детско-юношеский центр «Жас ұлан», осуществляющий свою деятельность по 27 направлениям допобразования.

Богатейший исторический материал удалось собрать учащимся и педагогам  для школьных краеведческих музеев. В СШ №1 им. Ш. Валиханова - это фото и документы, отражающие жизненный путь великого казахского просветителя, а также историю школы: даты, события, факты.

Как уникальные экспонаты, так и продублированные документы из Костанайского областного мемориального музея И. Алтынсарина хранят фонды еще одной аркалыкской школы-гимназии, носящей имя этого выдающегося педагога-просветителя. Исследованиями и поисками заняты и учащиеся СШ №4, где уже много лет  усилия школьного коллектива сосредоточены на теме краеведческих изысканий.

- Перспективы этой увлекательной деятельности безграничны, - считает руководитель отдела инклюзивного образования методкабинета  ДиОСО УО АКО Айжан Киныбаева, рассказавшая участникам методсовета о новом учебнике краеведения для 5-7 классов, разработанном специалистами методического кабинета управления образования Костанайской области.

По словам Киныбаевой    , акцент в учебнике сделан на региональном компоненте, что предоставляет учителю возможность создавать учебно-методические комплексы в рамках предмета «Краеведение», интегрируя нескольких предметов сразу: музыку, ИЗО, литературу, биологию и географию. Учебник утвержден МОН РК и используется практически во всех школах области.

Присутствовавшая на методсовете доктор педагогических наук, советник ректора КГПУ им. Султангазина Римма Бектурганова обратила внимание на существование некоего заблуждения, что «регионализация» зачастую понимается не в полной мере. Важно развивать в сознании молодежи еще и общественно-политический аспект, при этом социализируя новое поколение. Для этого нужно научить педагога правильно использовать материал по общественно-политическим событиям.

Не менее важным вопросом для региона является подготовка кадров для малокомплетных школ, процент которых в Костанайской области составляет свыше семидесяти. Решение проблемы проректор по учебной и научной работе Аркалыкского государственного педагогического института им. И. Алтынсарина  Нурлыхан Темирбеков видит в подготовке кадров по так называемым спаренным предметам.

- Прошло уже несколько лет, как вузы отошли от монопредметного направления в обучении студентов, - отметил в своем докладе Темирбеков. - Именно по этой причине педагоги теряют в часах и заработной плате. Обучение по спаренным предметам мы возобновили два года назад.
Выступление заведующей городским методкабинетом отдела образования г. Аркалыка Елены Сысоевой завершило работу областного учебно-методического совета. Вспоминая историю развития системы дополнительного образования в Аркалыке, Сысоева отметила крепкую взаимосвязь со школами, как главный итог совместной деятельности:

-  Через центры допобразования проходила координация вариативного компонента (профильных курсов, кружков научно-исследовательского, краеведческого характера, спортивного) в школах. «Обновленка» все изменила, предусмотрев в школьных предметах регионализацию. Учителю лишь надо интегрироваться! Те реформы, что происходят в системе казахстанского образования, требуют от педагогов иных подходов и стилей мышления. Это толчок к дальнейшему развитию. Тем не менее, кардинально перестраивая свою работу «в ногу со временем», важно не потерять наш национально-региональный компонент.

Оксана ЛУКАШ,
завсектором информационного сопровождения отдела ИЭД и ОСО

методкабинета дошкольного и общего среднего образования УО АКО

             

Реклама