Учебный процесс в новых условиях

Выпуск - №20(416)   :   14.05.2020
188

С 16 марта в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования на период пандемии организован обучающий процесс с применением дистанционных образовательных технологий, предусмотренных приказом министра образования и науки Республики Казахстан.

В целях организации учебного процесса в новых условиях в организациях образования проведён мониторинг возможности осуществления дистанционного обучения, информационно-разъяснительная работа по всем направлениям. Что касается организации учебного процесса в организациях технического и профессионального, послесреднего образования области, то как и в целом по стране работа посредством информационных технологий осуществлялась в рамках форм очного, заочного обучения студентов.

В новых условиях перед педагогическими коллективами колледжей области стояла задача организовать качественный учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий. В этой связи для организаций образования уполномоченным органом в области образования разработаны и утверждены «Методические рекомендации по организации учебного процесса в организациях технического и профессионального, послесреднего образования в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в период пандемии».

Говоря о готовности организаций ТиППО области к работе в новых условиях необходимо отметить, что педагогическими коллективами в сжатые сроки проведена работа по изучению и освоению особенностей новых интернет-платформ и других электронных источников, возможностей разных информационных технологий, систематизации и адаптации собственного опыта работы к формату дистанционного обучения. Педагогическими коллективами колледжей решались задачи обучения преподавателей, сотрудников, создавались условия для разработки и обновления образовательных ресурсов, обеспечения учебно-методическими материалами, формами интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем, создавались информационные системы управления. В колледжах составляются электронные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Для учебного процесса с применением ДОТ в организациях технического и профессионального, послесреднего образования области используются образовательные платформы EduPage, Moodle, Sova, Elsyma (собственная разработка), Canvas, Google Classroom, Platonus и другие, а также неспециализированные инструменты для дистанционного обучения, например, WhatsApp, Telegram, электронная почта и другие.

Если кратко изложить взаимодействие педагога и студента в дистанционном обучении, то перед педагогом ставится задача доставления учебного материала посредством информационных технологий через доступные средства связи, интернет-платформы. При этом педагогам рекомендовано применять на занятиях оптимальные и разнообразные виды работ, доступные информационно-коммуникационные технологии, проводить консультации и давать пояснения. Учащиеся, используя доступные электронные ресурсы, средства связи знакомятся с темами и содержанием занятий, заходят в кабинет обучающегося (при наличии) на интернет-платформе, в электронную почту и другие системы, и технологии связи для получения учебного материала для самостоятельного изучения, затем выполняют задания, представляют выполненные работы педагогам через доступные средства связи (электронная почта, WhatsApp и др.). Проведение дистанционных учебных занятий возможно в режимах онлайн и офлайн.

Обучение в колледже имеет прикладной характер, студентов учат конкретной профессии, профессиональным навыкам. И здесь вопросы повышения качества и результативности, практической направленности учебного процесса в ходе дистанционного обучения актуальны, подлежат определению ближайших перспектив и путей решения. Это является задачей как самих педагогических коллективов, так и служб методического сопровождения организаций образования.

Характеризуя образовательный контент платформ ДОТ организаций ТиППО, следует отметить наличие материалов в виде электронных учебно-методических комплексов, поурочных планов, лекций, заданий. Загруженный контент включает как теоретический материал изучаемой дисциплины, так и практическую часть, представленную задачами, дополнительными вопросами к лекционным материалам, заданиями инструктивного плана, предусматривающими пошаговое выполнение какого-либо действия, а также вопросы для письменного ответа по материалам изучаемой темы.

Учебные материалы сопровождаются электронными презентациями. Например, контент представлен поурочным планом с подробным описанием проекта урока, теоретическим материалом, практической частью с заданиями, требующими дополнить схемы и рисунки. Электронная презентация включает обучающую часть, проверочный материал, иллюстративные фото, рисунки, схемы, способствующие восприятию и усвоению учебного материала.

В материалах образовательного контента есть фото, рисунки, схемы, иллюстрирующие теоретический материал, а также позволяющие выполнить практические задания. Для обеспечения текущего контроля знаний преподаватели загружают тестовые задания (закрытого типа), задания на выбор утверждения (согласен/не согласен), задания с открытым ответом (ответ в письменном виде). В отдельных материалах контента имеются ссылки на ресурсы из сети интернет (дополнительный материал). Преподаватели загружают материалы для домашнего задания, осуществляется оценивание ответов. На платформах есть разделы, отражающие выполненные домашние задания, сведения об оценках студентов, полученных ими в процессе дистанционного обучения.

Материалы контента имеют ссылки на перечень литературы, а также активные ссылки на интернет-ресурсы. На отдельных платформах учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий организован в формате вебинаров (видеолекции идут в режиме онлайн), указана краткая инструкция для обучающихся для входа в виртуальный класс.

Таким образом, учебный процесс в режиме дистанционного обучения внедрён в организациях технического и профессионального, послесреднего образования Костанайской области, находится в условиях совершенствования и развития. А перспективы применения дистанционных образовательных технологий в обучении, в профессиональном совершенствовании без потери качества и актуальности покажут практический опыт и время.

Орал КАППАСОВ, 
руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области

Реклама