Урок биологии – основная «клеточка» учебного процесса

Выпуск - №45 (391)   :   22.11.2019
53

Современный урок биологии аккумулирует в себе все основные черты биологического образования школьников, обеспечивает систему знаний учащихся о живой природе.

На уроке формируется система ЗУН (знаний, учений и навыков), определённая школьной программой по биологии. На сегодняшний день от качества современного урока зависит тот вклад, который вносит биологическое образование в общее образование и воспитание школьников. Основные цели и задачи современного биологического образования связаны с развитием личности учеников, обеспечением их прочными и осознанными знаниями о живой природе, формированием и развитием на их основе научного мировоззрения и научной картины мира как общечеловеческой культуры, ценностного отношения ко всему живому, генетической грамотности как основы сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека, стремления к трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Биологическая грамотность подрастающего поколения становится социально необходимой для Казахстана в связи с достижениями биологии (клеточная и генная инженерия, создание трансгенных растений и животных, клонирование организмов и пр.), вносящими серьёзный вклад в решение различных глобальных проблем человечества в условиях техногенного наступления на природу и её разрушение.

В связи с этим на сегодняшний день существует множество интересных технологий (методик) преподавания биологии для лучшего усвоения школьниками знаний. В условиях обновлённого содержания образования наиболее актуальными становятся технологии: ИКТ, развития критического мышления, проектная, развивающего, проблемного, интегрированного обучения, игровые, модульная, здоровьесберегающие технологии, кейс-технология, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые, традиционные технологии.

Самый первый критерий современного урока – это активное и непрерывное партнёрство между учителем и учеником. Обязательное условие – доброжелательная атмосфера учебного процесса, использование современных информационно-коммуникативных технологий. Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.

В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия. Из набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами. Но есть этапы, обязательно присутствующие на каждом уроке: организационный, актуализация знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов и рефлексия. Пренебрежение и недостаточно чёткая отработка этих этапов обязательно приведёт к тому, что цели урока не будут достигнуты в полном объёме.

Нужно уметь не только правильно построить свой урок, важно, чтобы каждый урок был интересен школьникам, для этого нужно развивать познавательный интерес у ребят. Урок биологии – это не только теоретический материал, в большей мере это практические знания, полученные в результате лабораторных и практических работ, которые дети выполняют самостоятельно с использованием коллекций растений, влажных препаратов, микроскопов, виртуальных лабораторий. А использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии. Применение ИКТ современным учителем, на мой взгляд, лучше всего использовать для диагностик и контрольного тестирования, биологических диктантов, задания в мультимедийных пособиях по предмету, виртуальных лабораторных работ, а также при работе с микроскопом. Всё это в какой-то степени облегчает труд учителя, но в то же время ученики самостоятельно изучают новый материал, происходит лучшее запоминание и усвоение новых знаний, также очень удобно использовать данные технологии для пробного тестирования ВОУД и при подготовке к ЕНТ.

Сегодня в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. Хочется отметить: ребёнок приходит на урок, преисполненный желания учиться, а если он теряет интерес к уроку, в этом нужно винить не только семью, но и учителя, его методы обучения. Самое главное – не забывать создавать на уроке ситуацию успеха. Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающим энергию для преодоления трудностей.

Татьяна БУТЕНКО,
учитель биологии
Карабалыкской СШ
им. А.Кунанбаева

Реклама