Уроки музыки в дистанционном формате

Выпуск - №35 (431)   :   07.09.2020
62

До недавнего времени считалось, что обучать и обучаться музыке можно только очно, «глаза в глаза». Однако с развитием современных информационных и учебных технологий это утверждение стало спорным

С помощью интернета, грамотно подобранного технического оснащения и специально разработанных методик человека можно обучать музыке дистанционно, и обучать вполне успешно.
Мне как учителю музыки прежде чем научить ребёнка чему-либо, «дать задание услышать произведение», его нужно удивить, заинтересовать, заинтриговать. Только тогда он захочет открыть для себя новое, не побоится «большой симфонии», загорится желанием одолеть, прослушать и исполнить песню.
В период пандемии дистанционное обучение заметно сблизило преподавателей с родителями, которые зачастую сами становились участниками образовательного процесса. Но как провести музыкально-теоретическое групповое онлайн-занятие?
Существует множество платформ для проведения онлайн-конференций, которые педагог может выбрать для себя и своих учащихся, обговорив этот вопрос заранее с родителями. В своей практике я использовала платформу Zoom, с её помощью можно доступно объяснить теоретический материал, провести викторину, в том числе музыкальную, показать презентацию, а так же опросить всех учеников и т.д. Ученикам, особенно младшим классам, нравятся онлайн-занятия через Zoom. Они с удовольствием выполняют задания, отвечают на вопросы, поднимая руку, или пишут свои ответы в чате для сообщений. Хотя многие дети отвлекались, увидев друг друга на мониторе, но это было только на первых порах. Конечно, не у всех ребят была возможность использовать именно эту платформу, поэтому я так же в своей практике использовала мессенджер WhatsApp, образовательные платформы «Кунделик» и «BilimLand».
Хочу поделиться опытом, как провести дистанционный урок через WhatsApp. Пользуясь этим мессенджером в браузере и в версии для компьютеров, можно легко синхронизировать все чаты и общаться с помощью наиболее удобного устройства. Для этого необходимо загрузить приложение для компьютеров или перейти на web.whatsapp.com, чтобы попробовать. 
Для того чтобы провести урок нужно чтобы он был напечатан в программе Word как документ или в программе Power Point как презентация с картинками, таблицами, правилами, пояснениями, ссылками на упражнения, распевками, слуховыми, практическими заданиями. Благо сейчас в сети интернет (YouTube) можно найти много интересных озвученных пособий, занятий, видеоуроков с пояснением теоретических понятий, песенок, упражнений, распевок. Самое важное в данном уроке, что бы всё было последовательно и понятно как для учащихся, так и для родителей.
При проведении такого урока осуществлялась и обратная связь по желанию. Дети присылали рисунки, видео с исполнениями песен и игрой на музыкально-шумовых инструментах: маракасах, сделанных из пластмассовых бутылок и различных круп, самодельных барабанах столовых ложках, трещотках, сделанных из деревянных прищепок.
Основной платформой для работы в нашей школе использовалась «Кунделик». Для проведения дистанционного урока я прикрепляла план самостоятельной работы для учащихся, в котором было три этапа работы: «изучи», «ответь», «выполни». Под этапом урока «изучи» я давала ссылки для самостоятельного изучения материала, с помощью которых ученик мог прослушать музыкальное произведение, узнать о композиторах, а так же просмотреть видеоурок. Следующий этап «ответь» был дан для закрепления знаний ученика, полученных из предыдущего. Для этого мною были разработаны различные викторины и мини-тесты. В заключительном этапе урока «выполни» ученики по желанию изучали текст песни, рисовали рисунки по теме урока, составляли различные презентации и эссе. Этот сайт очень удобен для проведения дистанционного урока в среднем звене. Ученик мог прикрепить свою работу на странице домашнего задания, а я выполняла проверку посредством комментария.
Хорошей копилкой материала для учителя и учащихся стала образовательная платформа «Bilimland». Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я старалась предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу информационные технологии: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем. В этом мне помог материал взятый с платформы «Bilimland». Там представлен такой материал. как музыкальные викторины, разработки тестов по теме урока, интерактивные задания, а так же большая коллекция музыкальных произведений.
Дистанционное обучение требует наличия у педагога соответствующих навыков и квалификации для преподавания, а так же необходимы наличие компьютера или смартфона для использования перечисленных мною образовательных платформ. Неотъемлемой частью дистанционного образования является и скоростной интернет. Качественный урок музыки требует качественного оснащения как педагога, так и ученика, это всем участникам образовательного процесса должно быть понятно.
Уважаемые коллеги, пусть этот год будет в разы успешнее, увлекательнее и веселее предыдущего. Желаю вам здоровья, сил и жизненной энергии, а также неугасаемого вдохновения, энтузиазма и оптимизма, ведь учитель — это ориентир для каждого ученика. Новых достижений, великолепных уроков, усердных стараний, совместных побед, ярких эмоций и воплощения всех идей!

Татьяна КОТОВА,
учитель музыки СШ №19, г. Костанай

Реклама