Определение жизненного пути

Выпуск - №43 (389)   :   08.11.2019
27

Мы, учителя новой формации, должны обеспечить ребят не только полным багажом знаний, но научить и нацелить их получать знания самостоятельно. Нацелить на труд, усилия, умение свободно ориентироваться во взрослой жизни, овладевать новыми технологиями и уметь использовать их.

В связи с этим, наряду с процессом самоорганизации, жизненного самоопределения существует процесс организации, педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков. Задача современной школы заключается в том, чтобы сформировать динамичное, обогащённое, образовательно-профессиональное пространство, лишённое коммуникативных разрывов, адаптированное к социальным потребностям общества и региона, осуществляющее преемственность и согласованность в процессах профориентационной деятельности.

Первостепенной задачей школы является процесс формирования компетенций самоорганизации учебной деятельности школьников с самого начала обучения. Её формирование предполагает три взаимосвязанных этапа: подготовительный основной и заключительный, т.е. диагностирующий, формирующий и творческий.

Цель процесса учебной деятельности школьников – определить наличный уровень сформированности компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности, заложить теоретические основы их формирования у школьников. От таковой сформированности в огромной степени зависит активность обучения, качество подготовки, а также эффективность и результативность учебно-профессиональной деятельности школьников. Сформированность компетенций самоорганизации позволит будущему специалисту успешно анализировать условия и задачи обучения, рационально планировать и организовывать свою работу индивидуально или в команде, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс и результаты своей учебно-профессиональной деятельности, иными словами, управлять ею.

Самоактуализация по Карлу Роджерсу – естественное раскрытие в человеке его природного личностного потенциала при наличии необходимых для этого условий. Американский психолог Карл Роджерс утверждал, что важнейший мотив жизни человека – актуализация, то есть стремление к максимальному выявлению лучших качеств своей личности, заложенных от природы, и к реализации способностей с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным. Стремление к актуализации врождённо, человек в процессе полной самоактуализации становится полноценно функционирующим человеком, гармоничным. Роджерс верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда, как из семени, будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность.

Самореализация – это не только процесс совершенствования личности и познания себя. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, обычно говорят, что они состоялись в жизни. Однако чтобы это произошло, человек обязан постоянно развиваться. Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости создавать условия для реализации потребности учащихся в самопознании и обеспечить её необходимым инструментарием. Необходимая организация работы по самопознанию учащихся в предпрофильной подготовке продиктована следующим: без полноценной информации о самом себе, без достоверного представления о своих особенностях, способностях, умениях, недостатках невозможно соотнести себя с профессией. Объективное представление о своих психологических и личностных особенностях, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности собой и становится сильным стимулом для последующей работы по саморазвитию, самовоспитанию, эта информация дает возможность учащемуся развивать у себя качества, необходимые в понравившейся ему профессиональной области.

Как же учитель самопознания может активно участвовать в формировании у школьников навыков и качеств, необходимых для жизни в современном мире? Преподавая курс самопознания с 5 класса, я провожу огромную просветительскую работу, играющую важную роль в профессиональном определении учащихся. Это различные мероприятия, направленные на обеспечение школьников знаниями, необходимыми для адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования. Курс школьного предмета «Самопознание», которым охвачены дети с дошкольного возраста, играет важную роль в социализации детей и подростков. Четыре основных направления этого курса: «Познание человеком самого себя», «Человек и общество», «Человек и окружающий мир», «Духовный опыт человечества» – позволяют детям и подросткам познавать себя через знакомство с общечеловеческими ценностями: доброта, справедливость, честность, благородство, красота, любовь, мудрость. Значимость просветительской деятельности заключена в организации «внутреннего диалога» ученика с информацией, побуждающего его обратить внимание на самого себя, задуматься над вопросами, касающимися собственной личности. Сара Назарбаева, автор проекта «Самопознание», формулирует идею курса как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей».

Консультативное направление учеников 9-11 классов предполагает взаимодействие учителя с различными группами учащихся. В 11 классе на уроках «Дорога в самостоятельную жизнь» проводится групповая работа по формированию профессионального самоопределения, создаются условия, которые способствуют раскрытию индивидуальных возможностей учащихся. Ориентация в мире специальностей и профессий происходит на занятиях, где используются такие приемы, как тестирование, составление собственной профессиограммы, дающей структурированное представление о профессиональных мотивах и особенностях. Составление кластера (приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо). Диагностика учащихся по методике Е.Климова, по типологическому опроснику Дж.Голланда и написание сочинения «Моя будущая профессия». Игры (ролевые, подвижные), мозговой штурм, упражнения (тренинги-настройки, разогревающие). Итогом такой работы в ходе урока на стадии рефлексии становится самоотчёт (диагностика), самопрезентация, дискуссия, диалог и другие тренинговые формы групповой работы (помощь в самораскрытии, выработка коммуникативных навыков).

В 10 классах на уроках «Вечный поиск, вечный путь» старшеклассники используют построение кластеров и системы различных вариантов действий (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив (траекторий); пишут эссе о своей мечте и будущей профессии. Эффективным является использование различных схем при выборе учебного заведения или специальности. Старшеклассники выполняют поисковую работу о профессиях, выясняют условия труда выбираемой специальности, узнают о требовании к той или иной специальности и другую важную информацию. Проведение встреч и бесед с различными специалистами учреждений, экскурсии на местные предприятия и знакомство с различными профессиями (хлебопекарня, швейное ателье, сельскохозяйственный колледж) играют большую роль в выборе профессии выпускниками.

Следует также отметить, что один из основных способов самореализации личности – это творчество. Ежедневно мы раскрываем себя в труде, в хобби и увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная сеть и мировое информационное пространство. Творчество – это добровольное занятие, на которое человек готов тратить все свои силы ради того, чтобы проявить себя и свои возможности. В школе уделяется большое внимание развитию творческого потенциала подростков. Работают различные кружки по интересам и спортивные секции, нацеливающие на выбор будущей профессии.

И, конечно же, семья является важнейшим институтом социализации, поэтому большое внимание уделяется сотрудничеству семьи и школы, организации и проведению совместных уроков и мероприятий с родителями, заседаний семейных клубов, спортивных соревнований, совместных творческих концертов.

В своей многогранной деятельности школа способна раскрыть ученикам личностную значимость тех или иных областей жизни и формировать мотивационно-потребностную сферу их личности. В школе закладываются основы ценностных ориентаций учеников, которые определяют их основные мотивы устремлений и поведения, оказывая влияние на все сферы их жизнедеятельности.

Инна ФОМЕНКО,
учитель самопознания
Карабалыкской СШ
им. М.Горького

Реклама