Всё дело в яблоке?

Выпуск - №43(338)   :   05.11.2018
4541

На обычном уроке литературы совсем необычно прошло ознакомление восьмиклассников с рассказом Чингиза Айтматова «Красное яблоко». 

На дворе стояла богатая плодами осень, учитель решил прихватить на урок сочный фрукт и поставить его в качестве живой иллюстрации. «Большое, в два мужских кулака, багрово-красное яблоко» красовалось на видном месте и «обдавало кабинет пахучим ароматом, кружившим голову». Этот безобидный эксперимент неожиданно взорвал обстановку и изменил плавное течение урока, придав ему небывалый динамизм и повышенную активизацию учеников. Естественно, дело совсем не в продукте, а скорее в чём-то другом, может быть, в игре, в соревновательном аспекте урока.

А началось всё с того, что в классе нашёлся свой нахальный «долговязый Шер», который «то ли в шутку, то ли всерьёз намеревался» снять яблоко с пьедестала и просто-напросто съесть его. Трезвые головы предложили более разумное и интересное решение: провести справедливый розыгрыш и вручить этот своеобразный приз, как «фонарик», освещавший ярким светом притихший класс, самому достойному, тому, кто продемонстрирует лучшее знание произведения и проявит творческие способности. Ну а заданий для анализа и творческого простора в новых учебниках по русской литературе для 8 класса под редакцией Гульжан Шашкиной, Ольги Анищенко, Виктории Шмельцер огромное количество. Работать с таким учебником педагогам очень удобно, интересно и ученикам. В учебнике собран большой дополнительный материал по истории создания и экранизации произведений, много редких, не известных ранее фактов. Например, о том, кто послужил прототипом героини рассказа Валентина Распутина «Уроки французского», и о том, кому писатель посвятил своё произведение. Есть в новом учебнике и прекрасный сопоставительный материал. Например, рассказ Чингиза Айтматова, написанный в 1967 году, спустя сорок лет вдохновил современного российского поэта Александра Маркова на создание чудесного одноимённого стихотворения. Поэт сумел в своём произведении сохранить и передать уникальный художественный мир Чингиза Айтматова, силу чувств героя, его жажду прекрасного и глубину разочарования.

Одним словам, заданий для размышлений и простора для творчества новый учебник предоставляет множество, и восьмиклассники с азартом включились в работу, всё больше и больше погружаясь в увлекательный художественный мир, созданный Чингизом Торекуловичем. На первом этапе, как и положено при суммативном оценивании, школьники, работавшие по группам, должны были показать знание и понимание текста. Поначалу вопросы носили втягивающий характер: что мучает героя? Почему он решает уехать с дочерью за город? Что в поведении дочери настораживает отца? Что изменило настроение героя? Постепенно вопросы усложнялись: ребята должны были проявить свои аналитические способности при работе с текстом и умение по-своему интерпретировать эпизоды. Как найденное дочерью прекрасное яблоко помогает отцу по-новому взглянуть на своё прошлое и переосмыслить свою семейную жизнь? Что символизирует яблоко для героя? Мешает ли герою память о прошлом открыто выражать свои чувства? Школьники аргументированно отвечали, приводя в подтверждение цитаты из текста.

На следующем этапе группам предлагалось сравнить рассказ Чингиза Айтматова и стихотворение Александра Маркова, ребята демонстрировали навыки сопоставительного анализа. После второго этапа обозначилась тройка явных лидеров, которая, судя по ответам, внимательно прочитала текст и показала глубокое понимание материала. Для этой группы в качестве дополнительного задания было предложено нарисовать иллюстрацию к рассказу либо графическую схему-рисунок, передающую идею произведения. Работа с графическими органайзерами, которой на курсах по «обновлёнке» тренер из Тараза Жанар Хайрушева уделяла особое внимание, очень увлекла ребят. Через некоторое время они выдали свои творческие шедевры, у каждого было своё мнение, своё видение, свой оригинальный символический образ. Темирлан Молдахметов изобразил протянутую ладонь, на которой огромное яблоко-сердце, оно волнуется, переживает, тревожится, герой хочет подарить его своей возлюбленной. Валерия Нурсеитова нарисовала яблоко в разрезе, по её мнению, плод, как и романтическая первая любовь героя, прекрасен снаружи, но внутри его точат черви, прекрасная незнакомка своей холодностью разрушила мечты героя, надолго остудив его сердце. Дарья Ковальская увидела в яблоке две ассоциации: яблоко-воспоминание о первой любви и яблоко-любовь, которая принесёт счастье. Оригинальный образ представила Асия Мажитова, который было непросто оценить с первого взгляда. Школьница нарисовала глаз, с которого скатывается скупая мужская слеза – символ разочарования в первой любви, а в глубине девушка изобразила ярко-красное глазное яблоко как символ любви.

Вот так неожиданно призовое красное яблоко не на шутку накалило страсти и выявило массу талантов. Пришлось объявлять суперигру, учитель и два его помощника-консультанта прибегли к вопросам по тексту. И здесь в упорной борьбе победу вырвал Егор Галанов, оказавшийся самым сообразительным и активным. Эксперимент с яблоком удался, поэтому на урок в параллельном классе, учитывая активность детей, было взято несколько яблок. Все они нашли своих обладателей.

Идея с яблоком навела на новые мысли, например, по повести Валентина Распутина «Уроки французского» можно в следующий раз придумать посылочку-сюрприз. Как известно, Лидия Михайловна высылала герою рассказа две посылки, так пусть теперь школьники тоже поломают головы над тем, что оказалось в наших посылках с секретом. Можно легко вложить в самодельные коробочки и макароны, и гематоген, и яблоки, и учебник французского, и картофель, и хлеб. Жалко, конечно, что идея пришла запоздало, учебник новый, интересный, только начали его осваивать. Знакомясь с произведениями литературы в восьмом классе по обновлённой программе, школьники с учителем совершат ещё немало открытий. Способов, чтобы придать уроку дополнительный импульс и интерес, может быть множество. Нужно только внимательно оглядеться, призадуматься, прислушаться к детям, и увлекательная мысль обязательно осенит вас.

Асхат АЛТЫБАЕВ, 
учитель СШ №14 
им. Д.Карбышева, г. Рудный

Реклама