Действенная сила слова

Выпуск - №17(363)   :   04.05.2019
88

Отклик на статью «Возвращение мотивации»
(«Учительская плюс» от 12.04.2019 г.)

В статье Галины Моиспановой «Возвращение мотивации», опубликованной в «Учительской плюс», автор затрагивает тему, имеющую особую значимость в развитии познавательного интереса к преподаваемой дисциплине.
 

Опыт работы автора, основанный на творческом поиске, отличается оригинальностью подходов и методов в преподавании, способствующих достижению эффективных результатов. Статья Галины Моиспановой натолкнула меня на некоторые размышления, которыми захотелось поделиться.

В своё время в школе мы писали сочинения, напоминающие репродуктивное изложение материала учебника, что не будило развитие самостоятельной мысли. Когда однажды в сочинении по лирике А.Пушкина я поместил свои стихи, посвящённые поэту, то получил замечание: «Не по теме, нужен Пушкин». Позже, однако, стихотворение опубликовали в районной газете.

В своей практике преподавания психолого-педагогических дисциплин в Костанайском педвузе я обычно формулировал ведущую мысль к каждой теме, что позволяло выделить суть излагаемого. Всё содержание было подчинено этой мысли. К итоговому выводу приходили совместно со студентами. Акцент на значимость того, что пригодится в востребованной практике, следовал этому принципу. По завершении курса дисциплины практиковал письменные отзывы «Что дало мне изучение предмета». Зачитывал их на последующих потоках, что способствовало настрою студентов и магистрантов к освоению новой для них дисциплины.

Сошлюсь в связи с нашей темой на примеры из опыта работы творчески зарекомендовавших себя преподавателей. Хорошо известно в педагогических кругах имя Марка Абрамовича Мейлахса как активного лектора, который после педвуза был завучем Костанайской СШ №15.

Мы знали его авторитет среди учащихся, увлечённость своим предметом, он был интересен как собеседник, умел понять настроения школьника, взять ободряющий тон в отношениях. На уроках по истории Марк Абрамович превращал своих учеников в действующих лиц. Размышлял вместе с ними, будоражил их ум. Необычное начало урока позволяло «зацепить» внимание детей, настроить на восприятие темы. Простейший приём: изложение материала в настоящем времени, что создавало эффект присутствия в данной ситуации. «Представьте, что вы находитесь в древнем Риме…». И ученики погружались в атмосферу событий. Несколько фраз, и ощущение зрительных образов. Известна была начитанность Марка Абрамовича, яркие примеры из литературных источников, которые он приводил, способствовали активизации восприятия материала учениками. Слабоуспевающих Марк Абрамович расценивал как кладезь возможностей. Не случайно к праздничным датам он получал от них поздравительные открытки. «Не беда, что с ошибками, зато искренне», – шутливо говорил он при этом. Его контактность со всеми учениками носила действенный, воспитывающий характер. «Воспитывать может только друг», – утверждал Марк Мейлахс.

Ещё пример – Ева Лазаревна Лозовская, старший преподаватель, впоследствии доцент Магнитогорского пединститута. Ей удавалось вызвать в студентах повальный интерес к своему предмету. Нас, студентов, всегда восхищало чтение ею курса классической литературы. Отличительная её черта – вдохновение. Уже одно это являлось мотивирующим и впечатляющим фактором как воплощение стремления «жить на кафедре».

Лаконизм, эмоциональная выразительность, проникновенное чтение на память произведений прозаических, поэтических. «Чтение – гимнастика ума.  Чтение и речь – отражение культуры человека, внешней и внутренней, в этом прямая зависимость», – считала Ева Лазаревна. Слово в её устах обладало действенной силой. «Не она в литературе, а литература в ней», – так отзывались о Лозовской все, кто её знал. Ценила самостоятельность суждений студента, его позицию, даже если это расходилось с официальной точкой зрения или было ошибочным. «С вами интересно разговаривать», – замечала Ева Лазаревна при этом. А о гуманных свойствах её души ходили рассказы по всему институту. Многим помогала советом либо делом: навещала заболевших ребят в общежитии, оказывала им материальную помощь. Когда с одним студентом случилось несчастье – лишился зрения, и требовалась операция, взяла его к себе на квартиру. Все знали: серьёзные и справедливые её требования сочетались с заботой.

Вспоминаю республиканские и союзные педагогические чтения с участием работников системы образования, учёных как трибуну передового опыта, где делились опытом творчески мыслящие учителя. На одних из них в Киеве познакомился с опытом Павлышской средней школы, которую когда-то возглавлял известный учитель-новатор Василий Сухомлинский. Внимание чтению, развитию речи было одной из главных задач всего педколлектива этой школы. Здесь проводились выставки «Творчество наших учащихся» начиная с младших классов: минисочинения, высказывания о природе, учителях, родителях, детские рисунки, стихи, презентации прочитанных книг. Воспитанность учеников измерялась одним из показателей: звуковая культура как культура поведения.

Итак, прихожу к выводу: мотивированное обучение как залог успеха мыслится в комплексе со стимулированием учащихся, творческой атмосферой занятий и личностным влиянием учителя.

Анатолий СИЗОНЕНКО,
кандидат педагогических наук,
г. Костанай

Реклама