Мы владельцы большого культурно-исторического богатства

Выпуск - №11(407)   :   13.03.2020
192

Реализуя воспитательные задачи с целью единения народа Казахстана, учителю необходимо стремиться создавать условия для исследования основ национальной духовной культуры и литературы, расширения и укрепления социальных и коммуникативных функций государственного языка.

В этом году особое значение приобретают исторические факты, исследования, связанные с юбилейными датами аль-Фараби и Абая Кунанбаева. Так, например, прежде чем приступить к изучению очередной темы урока истории Казахстана, можно начать с социализирующего аспекта, который связать с наследием Абая, взяв мудрые высказывания учителя в качестве эпиграфа к уроку, его советы – в качестве напутственных слов, а его заповеди молодёжи – в качестве руководства к действию. Например, Слово седьмое: «Человек рождается на свет, наследуя два начала: природное – ему нужна пища, вода, сон. Вторая – тяга к знаниям, тяга к изучению родного языка». Слово 43: «Тот, кто много слушает и видит, черпая знания извне, тот имеет многое: он способен трезво рассуждать и отличать полезное от вредного. Человека, способного анализировать события и факты, относят к людям умным».

Изучая культуру казахского народа, мы имеем уникальную возможность на уроках истории использовать этнографические данные из культурного наследия Абая, тем самым создавать условия для активного использования казахского языка. Так, например, в качестве социализирующего аспекта могут быть использованы различные этнографические описания и примеры Абая, за которым стоит огромное лексическое богатство казахского языка, устоявшихся традиций. На уроке истории при изучении культуры кочевого народа можно использовать пример из наследия Абая: «А из какой посуды следует пить кумыс? Уж так издавна повелось, что разным людям подают кумыс в разной посуде. Простому человеку – в кесе. Случайным гостям, путникам тоже. Непрошеному гостю наливают в большую деревянную чашу – тостақ. А вот дорогим друзьям подают в расписанных, средней величины чашах – зеренах. Влюблённым предлагают кумыс в изящных көзе – маленьком узкогорлом сосуде с золотыми каемками. Из отделанных серебром көзе пили акыны-певцы, тонколицые щеголи – сері. Батырам и борцам-палуанам обычно подносили кумыс в высоких кувшинах…».    

Изучая военно-историческую тематику, можно использовать, описанные Абаем названия национального оружия и доспехов, в которых батыры защищали родную землю, свой народ.

1. Виды кольчуг: бадана, берен, жалаңқат, зере сауыт, көбе, кіреуке, кқаттама, торғауыт.
2. Шлемы: бетбейнелі дулыға, көбе дулыға, қаттама дулыға, кұрама дулыға, темір қалпақ, темір телпек.
3. Легкие защитные панцири (кежім): бөреңгілі кежім, зере кежім, көбеккежім, қаттама кежім, қияқ кежім.
4. Оружия стрельбы: мылтық (фитильное ружье), садақ (лук).
5. Режущее оружие: алдаспан, қылыш, сапы, семсер.
6. Колющее оружие: найза, cүңгі.
7. Секущее оружие: айбалта, селебе.
8. Бьющее оружие: шоқпар, сойыл.
9. Казахские нагайки: құмшы, дойыр, дырау, дода.

Абай внес в казахскую поэзию жанр дастана – эпоса, поэмы. Его поэмы «Искандер» и «Масгуд» проявили мастерство поэта выдвигать передовые идеи через маленькие истории с помощью таких реалистичных образов, как Искандер и Масгуд. Многие произведения Абая Кунанбаева написаны в форме нравоучений и моралистических бесед. В решении вопросов этики, как и других проблем, на первый план выступают его заветные просветительские идеалы.

Преподавая историю, учитель должен особое внимание уделять воспитательному аспекту урока, открыто говорить о проблемах духовного и нравственного воспитания современной молодёжи. Их в своё время поднимал Абай, осознав, что сила народа в его просвещении, в образовании, в постижении языков. Его слова актуальны и сегодня. Ахмет Байтурсынов по этому поводу писал: «Абай многое сделал для того, чтобы сберечь родной язык, и когда он читал свои стихи, то мысли передавал безукоризненно».

Абай достиг духовного совершенства, питаясь из трёх источников: казахское устное народное творчество, поэзия Востока и образцы русской и европейской литературы. Эти три источника помогли ему стать великим поэтом, сделали его известным.

Действительно, Абай был настоящим знатоком казахского языка, культуры своего народа, образцом духовной чистоты и нравственности. И этот факт должен активно использоваться учителем истории в работе по предмету. Например, изучая основы кочевого скотоводства, нельзя забывать факт уникальности казахского речестроя: там, где европеец говорит «верблюд», «верблюдица», «верблюжонок», Абай различал такие виды, как нар, бура, улек, коспак, желмая, жалбай, аруана, инген, атан, кайыма, буыршын, бота, тайлак. Всего 80 названий, т.е в зависимости от красоты животного от его возраста существует в казахском языке 80 названий, чего, к сожалению, сегодня не знают многие казахи, но это знал великий Абай, подчёркивая многозвучность и широту родного языка.

Придавая серьёзное значение форме стихов, поэт-просветитель с особой силой подчеркивал важность их идейного содержания. Многие люди сочиняют стихи, но отдельные лишь способны создать произведения, в которых внешняя красота гармонирует с внутренним содержанием. Выступая за высокую художественность поэзии и глубину её содержания, Абай главную роль отводил идейному замыслу художественных произведений. 

В рамках празднования юбилейных дат Абая Кунанбаева и аль-Фараби в школе-гимназии №3 проводятся разнообразные мероприятия. Наиболее интересными можно назвать урок по предмету «Основы права» в 9 классах: «Абай Кунанбаев – великий поэт казахского народа», на котором были применены методы сравнительного анализа традиционного права казахов «адат» и отражение этого в произведениях Абая. На уроке истории Казахстана в 10 классах проведен урок-семинар, посвящённый изучению биографии писателя. В 6 классах состоялась викторина по творчеству Абая Кунанбаева. Также по его работам проводятся тематические консультации для 9 и 11 классов в рамках подготовки к итоговой аттестации по предмету «История Казахстана». 

Мероприятие для 7-8-х классов «Эпоха и личность» к 175-летию со дня рождения Абая Кунанбаева, к 1150-летию со дня рождения аль-Фараби было организовано в форме конкурса презентаций, на котором ученики защищали представленный материал, комментируя интересные моменты жизни учёных, акцентируя внимание на их вклад в развитие наук и казахской письменной литературы.

На уроках истории ежемесячно проводим краткие информационные минутки, обозначив их тематику как «Әдеби таныстырылым «Дәуірдің аңыз адамы» А.Кунанбаевтың туғанына 175 жыл. Легендарная личность эпохи к 175-летию А.Кунанбаева и к 1150-летию Аль Фараби», на которых в сжатом виде даётся интересная, запоминающаяся и нужная информация по творчеству Абая Кунанбаева и научной деятельности аль-Фараби.

Опираясь на народную мудрость и наследие Абая, учитель может и должен решать проблемы духовного и нравственного воспитания учащихся, поднимать воспитательную работу в соответствии с требованиями современного времени. Для этого мы продолжим работу по использованию самых разнообразных видов и форм работы, в доступной форме знакомя учащихся с творчеством Абая Кунанбаева, жизнью и научной деятельностью аль- Фараби.

Людмила СЕМЕНЮТА,
учитель школы-гимназии №3, г. Костанай

Реклама