Почему нужно учить географию, чтобы реализовать идеи «Рухани жаңғыру»

Выпуск - №44 (390)   :   15.11.2019
35

Каждая пядь родной земли для нас священна. Любить Родину – это знать её историю, географию, понимать значение краеведения.
«Сакра» переводится с санскрита как «святая земля». Сакральным местом, то есть святой, священной землёй, может называться храм, постройка, город, страна, географический объект. Сакральная география – восприятие различных объектов окружающего мира как священных. В тех местах, которые воспринимаются как сакральные, возникают культовые объекты или места поклонения. Их ещё называют почитаемыми ландшафтными объектами.

Реестр сакральных объектов Казахстана составлен на основе коллегиального отбора научными коллективами Института археологии им. А.Х. Маргулана, Института истории государства и Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, в котором были задействованы различные учёные: археологи, историки, этнологи, филологи, востоковеды... Учёные, основываясь на материалах архивно-библиографического характера, полевых исследованиях, сформировали реестр с характеристикой объектов от древнейших времён до современности. Предварительный список сакральных мест Казахстана включал 574 объекта в 2017 году. На местах возникла необходимость изучать, популяризовать и делать привлекательными и интересными для посещения духовные объекты страны. Действуя по принципу «возвысить степь, не унижая горы», краеведы, которые занимались составлением летописи малой родины, оказали неоценимую помощь государственным органам по формированию списков уникальных объектов и территорий.

Исследовательская и поисковая работа, весь собранный материал стал популярен, востребован и интересен широкому кругу лиц. Наш труд был признан, и на вопрос «Быть или не быть?» мы твёрдо знаем ответ: «Да, быть!». Лично для меня как учителя краеведение стало верным путём к научной исследовательской деятельности. Мои любимые вопросы: «Кунгуртауская астроблема озера Круглого», «Флора и фауна Таунсорского зоологического заказника», «Талдыколь-Кулыкольские водно-болотные угодья», «Гидронимы и ойконимы Камыстинского района». Очень интересна и плодотворна для исследования была тема «Кунгуртауская астроблема озера Круглого»: четыре научно-исследовательских проекта школьников через участие в НОУ (4 диплома); публикации в СМИ, два социальных проекта (грант ОФ «Гражданский альянс Костанайской области «ГрИн» на проведение геолого-экологической экскурсии «Кунгуртауская астроблема озера Круглого», 2017 г.). А в июле 2018 года в рамках государственного социального заказа отделом внутренней политики акимата Камыстинского района был реализован проект «Выездные экспедиции по сакральным местам Камыстинского района с участием молодёжи».

В рамках программной статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» во всех уголках страны начаты масштабные работы по реализации проекта духовного возрождения. Любовь к родине, верность народным традициям, знание истории и культуры Казахстана, приверженности к единству и согласию в обществе, знание о людях-героях нашей страны это основа патриотизма подрастающего поколения. А «лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах».

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учеников, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.

В школьной программе на курс «Краеведение» отведено всего 20 часов за счёт общеобразовательных учебных предметов. Понятно, что часов по предмету катастрофически мало. А если учесть тот факт, что в обновлённой программе нет учебного предмета «география Казахстана», да и практически нет полноценных тем о стране, то в школах срочно необходимы дополнительные часы для изучения социальноэкономической и физической географии в среднем звене. Современное казахстанское образование должно в приоритете выполнять государственные программы и проекты «Туған жер» и «Духовные святыни Казахстана».

Будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста, но и от качества человеческого капитала. Не опоздать бы.

Роза ДОСМУХАМЕДОВА,
учитель географии
Талдыкольской ОШ,
Камыстинский район

Реклама