Расширение поля позитивного общения 

Выпуск - №38(434)   :   01.10.2020
113

Школа и семья – два важнейших института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Нам, педагогам и родителям всегда нужно помнить о том, что мы воспитываем одних и тех же детей. Успеха можно достичь только тогда, когда мы будем союзниками в интересах личности ребёнка. 

Поэтому большое внимание в Тогузакской средней школе уделяется  вопросу семейного воспитания. В школе создан  механизм в форме долгосрочного проекта «Школа и семья в творческом союзе», ключевой идеей которого является единство семьи и школы, взаимопомощь, взаимовлияние, взаимообучение. Ядро этого механизма – родители и педагоги, две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого ребёнка. У обеих сторон есть свои преимущества, своя специфика, свои достоинства. Можно много и долго говорить о проблемах семейного воспитания, но хочется остановиться на пяти ценностях, которые смогли решить проблему в нашей школе и являются результатом реализации проекта.

Способность решать конфликт

Это безусловное принятие друг друга. Наша школа относится к разряду сельских малокомплектных. Все учащиеся представляют различную социальную среду, у них различный круг общения, различные материальные условия. Есть дети из семей, которым необходимо постоянное внимание. Но в школе изгоев нет. Помогает решить проблемы «сложных» детей школьный совет по профилактике правонарушений. Именно там решаются проблемы бывших, будущих, настоящих учеников, требующих особого внимания. Это не нотации и нравоучения, это желание понять каждого. 

Ценность диалога

Формальные встречи, не решающие вопросы  воспитания, ушли в прошлое. На смену пришли заседания клуба интересных встреч, семейного клуба, членами которых являются все желающие родители. Наш клуб имеет своё название, эмблему, идею. В состав клуба входят родители,  проявившие интерес к продуктивному семейному воспитанию, к проблемам семьи и школы. Из числа наиболее активных родителей выбран актив клуба, который совместно с заместителем директора по ВР и ведёт работу в соответствии с запросами родителей, что очень важно. 
Основными направлениями работы нашего клуба считаются консультационная, оздоровительная, творческие дела. С родителями занимаются педагоги-тьюторы.

Организации встреч предшествует большая  подготовительная работа, состоящая  из нескольких этапов:
1. Тема встречи оглашается  заранее, её можно увидеть на информационных стендах ,в социальных сетях, родительских сообществах, каждому родителю вручается приглашение.
2. С помощью анкетирования или опроса родителей руководитель клуба выявляет волнующие общественность проблемы по данной теме.
3. В заключение разрабатывается сценарий заседания.
Члены клуба активны не только  в воспитательной работе школы, но и участвуют в мероприятиях на уровне района, области,  делятся опытом, публикуются в СМИ, являются активными участниками проектной деятельности школы и села. Результатом этой деятельности стали  такие значимые проекты, как «Лыжной трассе, быть», «Дворовый клуб – лето радужных открытий» и др.

Желание и умение внедрять инновации

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – одно из приоритетных направлений модернизации образования. Связь «родители  – школа»   осуществляется посредством школьного сайта, системы  «Кунделик», а также социальных сетей,  различных родительских блогов. Такое информационное сообщество имеет ряд преимуществ и позволяет нам значительно повысить эффективность взаимодействия семьи и школы.

Ценность новых знаний

Одной из проблем в работе с родителями является низкий уровень их образования и культуры в области педагогики и психологии. Здесь наиболее эффективной формой является просветительская деятельность через проведение лекториев, тренингов, ролевых игр, мастер-классов, обучение в потоке.  Успех лекториев зависит от тематики проведения. Поэтому при планировании мы стараемся выбрать нестандартную тему,  привлекающую внимание, вызывающую интерес и даже иногда интригующую. Тренинги же являются наиболее  активной формой работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании.  Ролевые игры, обучение в потоке, мастер-классы позволяют отработать данные знания на практике.
Сотрудничество
Вопрос о создании в образовательном учреждении попечительского совета возник в рамках комплексной модернизации системы образования. Опыт работы попечительского совета школы ничтожно мал, если оценивать его во временном отношении. Но если оценивать этот опыт по числу и разнообразию проблем, с которыми пришлось столкнуться на протяжении работы, то этот опыт очень значим. За время работы попечительского совета и администрации школы  удалось сформировать отношения сотрудничества, что, безусловно, является благоприятной основой для совместной деятельности. Администрация всегда приглашается и присутствует на заседаниях попечительского совета. В свою очередь представители попечительского совета принимают участие в работе совещаний при директоре, общешкольной итоговой конференции и других масштабных мероприятиях. Сегодня коллектив школы  чётко понимает, что выстраивание взаимодействия попечительского совета с педагогическим коллективом школы очень важно. От позиции педагогов, от их отношения к деятельности совета, зависит многое. Ведь именно учитель и, прежде всего, классный руководитель общается с конкретным учеником и родителями, именно ему на собраниях родители задают вопросы, касающиеся деятельности попечительского совета, его возможностей и т.п. 
Сотрудничество попечительского совета с педагогами формирует и совместная деятельность. Каждый год подготовка и проведение школьных мероприятий  проходит при непосредственном участии и помощи членов совета. На данный момент родители активно включены в реализацию профориентационного проекта «Навигатор карьеры», где выступают модераторами стажировочных площадок. Ни один праздник , ни одно мероприятие не проходит без участия родительской общественности. По данным попечительского совета авторитет у школы  достаточно высок, о чём свидетельствуют результаты опроса. Регулярный мониторинг  нашей деятельности позволил выявить, что 76 % родителей охвачены воспитательной деятельностью. 69 % родителей отмечают как положительный фактор сближение со своими детьми,93% отмечают повышения уровня образования в плане воспитания и обучения. Рейтинговая система, которая действует в школе уже не первый год, позволяет вывести положительный опыт  в деле семейного воспитания. Ежегодно на общешкольной конференции, которая уже приобрела статус поселковой,  награждаются победители рейтинга деятельности родителей по классам, по школе. Самые активные родители по результатам наивысшего балла заносятся в школьную Книгу почёта. Имиджевое продвижение родительской активности через СМИ тоже немаловажный фактор, который помогает повысить заинтересованность родителей в проблемах воспитания.

Татьяна ЛЕВАНОВА, 
Тогузакская СШ, Карабалыкский район 
    

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".