Воплощение идей народной педагогики

Выпуск - №42(388)   :   01.11.2019
39

Сегодня появились неограниченные возможности для максимального использования идей и опыта народной педагогики. И как не хватает нам сейчас такого человека, как Ибрай Алтынсарин, чьё творчество воплощает идеи народной педагогики, чьи мысли и взгляды до сих пор не потеряли своей актуальности.

«Идея гуманизма, где признаётся ценность человека, – вот основа деятельности педагога сегодня! – отмечал Ибрай Алтынсарин. – Только учитель может научить ребёнка восхищаться и любоваться родным краем, только он научит чувствовать боль и радость родной природы, и именно он научит любить родной край, Родину, так, чтобы эта любовь осталась в сердце на всю жизнь». Как близка и нужна нам эта идея гуманизма, патриотизма сегодня!

Ибрай Алтынсарин стремился воспитать у подрастающего поколения казахов чувство любви к родине. Он гордился тем лучшим, что заложено в казахах от природы и воспето народом. Человек обязан быть полезным народу, поэтому Алтынсарин в ряде произведений воспевает ещё одну идею народной педагогики – величие труда. «Главными средствами нравственного воспитания является труд и пример родителей», – утверждал Алтынсарин.

Ибрая Алтынсарина мы знаем как педагога-просветителя, учёного, поэта, публициста и детского писателя. Одним из основных приёмов работы с детьми он выделял устное народное творчество. Особое внимание Ибрай уделял песням, пословицам и поговоркам как источникам воспитания нравственно-эстетических идеалов у подрастающего поколения. Настойчиво овладевая знаниями, Ибрай Алтынсарин изучал и историю своего народа, которой всегда интересовался. В известном рассказе «Кыпшак Сейткул» одобрял изменения в жизни казахов, занимавшихся земледелием.

Алтынсарин искренне сопереживал жизни простого народа, стремясь, чтобы в казахской степи было больше образованных людей, знающих и казахский, и русский языки, уважающий традиции всех народов. Знание языка он рассматривал как важнейший фактор расширения познания мира, умственного воспитания детей. Нет родного языка – растворяется нация, деградирует культура и духовные ценности. Алтынсарин мыслил школу по языку преподавания двуязычной. Учителя – «природные казахи» должны пользоваться в преподавании средствами казахского языка в форме переводов с русского на казахский и обратно. Чем не актуальная идея современной школы? Изучение неродного языка, по его мнению, должно начинаться «никак не прежде того, пока будет заметно, что родной язык пустил глубокие корни в духовную природу дитяти».

Назидание – самый распространённый приём в народной педагогике, его очень часто в своём творчестве использовал Ибрай Алтынсарин.

«Живущие всюду народы для радости сотворены,
Всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны.
 Особо рождённых не было и нет на этой земле.
Мы друг перед другом с детства во всём быть должны равны!».

Так писал учитель в своём стихотворении-наставлении. И этому мы также учим наших детей.

Алтынсарин предлагал для чтения простые, живые, занимательные народные сказки, басни, стихотворения на двух языках, увлекая ими детей. И сегодня ребята познают родной, иностранный языки посредством народного творчества. Ибрай был искренним интернационалистом, безмерно уважающим культуру русского и казахского народов, потрудившимся над переводами на казахский язык русских народных сказок, произведений Крылова, Толстого, Ушинского, Даля.

Деятельность Алтынсарина была реальным воплощением этнопедагогических идей в учебно-воспитательный процесс школы. Он был не только педагогом-новатором и просветителем, последующим поколениям он оставил также наследие ученого-этнографа. Особенно большое внимание Ибрай уделял обычаям казахского народа.

Таким образом, педагогические идеи, творческое наследие Ибрая Алтынсарина в области народной педагогики, высказанные почти 140 лет назад, и поныне являются глубоко актуальными и современными, особенно сейчас, в условиях обновления содержания образования, потому что они направлены на то, чтобы облагородить человека, сделать его прекрасным, уберечь от пошлости, ввести в связь с обществом и миром.

Скульптурная композиция в с. Щербаково

Школы Казахстана свято хранят традиции Ибрая, всячески поощряя стремление к познанию, к творчеству. Педагоги наших школ плодотворно используют просветительские идеи в области нравственного, патриотического, трудового воспитания. Детям села Щербаково повезло вдвойне, так как они очень рано узнают об Ибрае Алтынсарине и его творчестве. В четырёх километрах от нашего села родился Ибрай Алтынсарин, и осенью 2018 года это место было занесено на карту сакральных объектов Казахстана. В нашей школе действует музей Ибрая Алтансарина. А в год 175-летия со дня рождения великого учителя в Щербаково была установлена архитектурная композиция «Ибрай Алтынсарин и ученики», которая разместилась рядом с Щербаковской средней школой имени Мариям Хакимжановой. И каждое утро идущие в школу педагоги и ученики мысленно приветствуют педагога, поэта, просветителя, вспоминая его слова назидания:

Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след…

Наталья ТАРАНДА,
учитель начальных классов Щербаковской СШ
им. М.Хакимжановой,
Алтынсаринский район

Реклама