История длиною в столетие

Выпуск - №40(386)   :   18.10.2019
130

18 октября исполняется ровно 100 лет, как в Костанае появилась школа №2. Сегодня это современная, известная, успешная школа-лицей, «родством» с которой гордятся многие и многие поколения учеников и педагогов. А как всё начиналось?

18 октября 1919 года, согласно Положению ВКП (б) «О единой трудовой школе», второе мужское училище города Кустаная было переименовано во вторую советскую школу 1-й ступени. Работа красного учительства была направлена на воспитание сильных и здоровых детей в духе единой трудовой школы и идей коммунизма.

Клавдия Игнатенко


Страна высоко оценила труд учителей начальной школы №2. В 1949 году за выслугу лет и безупречную работу были награждены орденом «Знак почёта» заведующая школой Клавдия Игнатенко, учителя Антонина Кабаненко и Александра Помещикова. 

1950 год. Школа стала семилетней, учеников – 771. Под руководством Клавдии Сергеевны Игнатенко трудятся 40 учителей. В школе оборудована мастерская и разбит пришкольный участок, который стал зелёной лабораторией изучения природы, борьбы за высокий урожай. Материально-дидактическая база обучения в школе 50-х годов была довольно скромной. Вот перечень учебного оборудования: географических карт – 8, глобус – 1, компасов – 6, рулетка – 1, циркуль – 1, угольник – 2, транспортир – 2, набор геометрических тел – 1, набор моделей угла – 1, гербарий – 1, коллекция семян – 1, таблица по ботанике – 1, классные счёты – 3. Школьная библиотека выписывала 14 периодических изданий союзного значения. Работали спортивные секции: баскетбол, гимнастика, велоспорт, лыжная подготовка, лёгкая атлетика, конькобежный спорт, теннис настольный, футбол, фехтование, хоккей с мячом с охватом 544 школьника. 

50-60 годы. Школа в 1958 году получила статус восьмилетней. К работе педагогов предъявлялись всё более высокие требования и ответственность за повышение качества образования. В школе был создан совет коммунистов и квартирный комитет, которые целенаправленно работали с неблагополучными семьями, а ученический отряд «непримиримых» вел борьбу с нарушителями дисциплины, работал с «трудными» учениками. Летом работала оздоровительная площадка. Руководили школой директора Надежда Воронцова и Пётр Бублик. 

В начале 70-х годов в школе под руководством директоров Алексея Кащенко и Александра Остроухова трудились опытные учителя. Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Силами учителей и школьников был создан музей, ставший центром воспитательной работы. Была развита шефская работа над престарелыми людьми, воспитанниками детских садов. Тесно сотрудничали с шефами из Реммашзавода. Лучшие ученики поощрялись поездкой в города-герои СССР. 

Олег Петров

В 1974 году началась история средней общеобразовательной школы №2. А 1 января 1975 года школа получила новое здание. Усилиями педагогов, учеников и их родителей были проведены субботники по обустройству и облагораживанию школьного здания. Первым директором средней школы №2 был назначен Олег Петров, учитель истории, офицер, участник войны. Внеклассная воспитательная работа была сосредоточена в пионерской и комсомольской организациях. Пионерская дружина носила имя Юрия Гагарина. В школе был открыт музей космонавтики, в котором проходили встречи с космонавтами, приезжавшими в Кустанай, велась переписка с сотрудниками музея космонавтики СССР. Это был первый школьный музей в республике. Умелыми руководителями школы с середины 70-х до середины 80-х годов были Галина Перминова и Мария Шаповал. 

Вера Макерова

80-е годы. Школа жила и трудилась с ориентиром на педагогов-новаторов. С 1988 по 2015 год педагогический коллектив трудился под руководством Отличника образования Казахской ССР Веры Макеровой. За внедрение инновационного менеджмента в образование Вера Григорьевна была награждена орденами Ленина и Дружбы народов, медалями И.Алтынсарина и к 10-летию Парламента РК, ей присвоено звание «Почётный гражданин города Костаная».

Визитной карточкой школы в 90-е годы стал танцевальный коллектив «Карнавал», которым руководил завуч по воспитательной работе Шамиль Фахрутдинов. Впоследствии на базе этого коллектива будет открыта первая в истории города хореографическая школа. 

В 90-е годы школа стала опорной площадкой для апробации теории и практики опосредованного управления в педагогике. Тесное сотрудничество с доктором педагогических наук Юрием Мануйловым позволило развернуть широкие исследования по средовому подходу в рамках урока и внеклассной работы. Педагоги школы – активные участники международных научно-практических конференций. В этот период выстраивается уникальная образовательная система школы, в основу которой были положены модель личности выпускника, образ жизни детского и взрослого сообщества, способы жизнедеятельности учащихся и педагогов и качественная среда обучения и развития.

Здесь впервые в городе были заложены дидактико-методические основы для раннего изучения информатики и иностранных языков. Было налажено сотрудничество с посольством Франции в РК, которое обеспечивало школу УМК, направляло волонтёров для ведения занятий. 

2000-е годы. В этот период были открыты классы с углублённым изучением физики и математики. Педагогический коллектив СШ №2 зарекомендовал себя в образовательной среде города и области как высокопрофессиональная, слаженная команда, способная выполнять самые сложные задачи. Реформы образования в РК в конце 90-х – начале 2000-х годов нацеливали педколлектив на апробацию и внедрение казахстанского компонента обучения и воспитания. На протяжении десяти лет школа №2 была опорной республиканской площадкой по апробации учебников нового поколения. Опыт преподавания русского языка и литературы в условиях суверенного Казахстана был успешно представлен на международной образовательной ярмарке в Новосибирске и удостоен Большой Золотой медали.

В 2010 году в Астане инноватику школы было доверено представить в рамках 1 съезда работников образования стран СНГ. Реализовывались идеи городского эксперимента «Обучение второму иностранному языку (французскому) на базе первого (английского)». Обновлялся компьютерный парк, появилось интерактивное оборудование в предметных кабинетах. В 2010 году школа за высокие показатели в едином национальном тестировании была внесена в список МОН РК «100 лучших школ Республики Казахстан». 

В 2013 году новый импульс в инновационном развитии школа получила после присвоения статуса «школа-лицей». С 2015 года школу возглавила магистр педагогического образования Гульфия Дандыбаева. Стимул инновационному развитию школе придала новая авторская модель управления «Академия профессионализма «Шеберлік», которая позволяет строить школьный менеджмент на основе принципа распределённого лидерства.

Педагогическое творчество является основным модулем школьной системы повышения квалификации. В школе трудятся 10 магистров, 4 педагога-мастера, 15 педагогов-исследователей, способных не только качественно готовить учащихся к профессиональному обучению, а постоянно экспериментировать, внедрять новые методы обучения и воспитания.

В 2017 г. школа-лицей №2 награждена настенной медалью «Лидер образования». В 2019 г. – 2 место в республиканском конкурсе «Даму». Разработана инновационная модель управления современной школы, которая внесена в энциклопедию НАО имени И.Алтынсарина. Ученики школы-лицея ежегодно становятся победителями предметных олимпиад и конкурсов, научных проектов.

Результат работы школы, её гордость – выпускники. Вот некоторые из многих: В.Аптекарь – золотой медалист СШ №2, доктор медицинских наук, В.Дудник – с отличием окончил школу, доктор медицинских наук, Н.Карбенов – главнокомандующий силами воздушной обороны, генерал-майор авиации, А.Колесников – лауреат премии «Шабыт» Костанайского клуба меценатов в номинации «Литература», А.Макерова – доктор филологических наук, А.Винник – герой афганской войны, И.Искакова – кандидат психологических наук, И.Савойская – с отличием окончила школу, врач высшей категории, Е.Дудник – кандидат медицинских наук. Искренне звучат от наших учеников слова признания и благодарности любимой школе: «Школа дала мне жизненный стержень», «укрепила моё мировоззрение», «подарила друзей», «научила отстаивать свою позицию», «целенаправленно вела по дороге знаний». 

Приглашаем выпускников школы №2 пройти по школьным тропинкам с 1919 по 2019 год и вспомнить, как проходило становление школы, чем она жила, что считала приоритетным в воспитании детей и понять, что школа – это начало всех начал, трамплин для покорения жизненных судьбоносных вершин.

С юбилеем, родная школа!

Надежда ВОЛОСЯН,
Татьяна КЛИМЧУК,
педагоги ШЛ №2, г. Костанай

Реклама