Наступивший год, который объявлен Годом рабочих профессий, призван вернуть престиж и почёт людям труда, положить начало активной деятельности по перекрытию кадрового дефицита, внести новую энергию и в работу колледжей страны, и в деятельность общеобразовательных школ касаемо профориентации. О том, какие задачи в этой связи следует решить, мы беседуем с доктором педагогических наук, советником ректора КРУ им. А. Байтұрсынұлы, председателем Альянса женских сил Риммой БЕКТУРГАНОВОЙ.
- Инициатива Президента Касым-Жомарта Токаева об объявлении 2025-го Годом рабочих профессий, безусловно, актуальна. Социологическое исследование, которое провела в Костанайской области Ассоциация профессионального образования, показало, что самые популярные у молодёжи виды труда – это работа на удалёнке (фриланс), занятость на маркетплейсах и работа курьера. Даже в десятку наиболее популярных профессий рабочие специальности не вошли. Это доказывает, что они у молодёжи не считаются престижными. И самое главное, когда выпускники школ делают выбор будущего трудоустройства, рабочие профессии оказываются не востребованы. Поэтому в обществе инициатива Президента воспринята очень положительно, поскольку кадровый голод чувствуется во всех сферах, где нужны рабочие специальности.
- Почти месяц нового года прошёл. Какие шаги уже сделаны в направлении, заданном идеей Года рабочих профессий?
- Хотела бы обратить внимание, что, как всегда, мы очень опаздываем. Звучат хорошие идеи от верховной власти, но исполнение происходит запоздало, медленно и от этого не столь эффективно. Уже в послании в сентябре 2024 года Президент сказал о том, что предстоящий год будет посвящён рабочим профессиям. Мы ожидали, что сразу начнётся подготовительная работа, что уже будут намечены мероприятия, действия будут обсуждены широкой общественностью с тем, чтобы с 1 января 2025 года стартовать и начать что-то делать на подъём престижа, востребованности рабочих профессий. Но только 8 января было объявлено о том, что будет пересмотрена концепция профориентационной работы в школах. Теперь мы должны ждать, когда эта концепция появится, а потом мы же должны её обсудить, откорректировать, чтобы она стала народной, чтобы она была воспринята всеми – учительским сообществом, родителями учеников, выпускниками школ. Необходимо будет время на реализацию. Но у нас его практически не остаётся. И вот только в эти дни прозвучала информация, что состоится заседание правительства, на котором будет обсуждён вопрос подготовки рабочих кадров. Поэтому нам нужно научиться не то, что не опаздывать, а даже опережать, чтобы хорошие, нужные нашей стране инициативы внедрялись и были реализованы.
- Чтобы идеи Года рабочих профессий не получились просто лозунгами, конечно же, необходима реальная программа действий. Какой вы её видите? Что на ваш взгляд даст повод в конце года подводить позитивные итоги?
- Боюсь, что и концепция профориентационной работы, и план мероприятий, которые будут намечены в правительстве, а потом спущены в министерство просвещения – это всё будет голый энтузиазм. То есть, опять не будет определено финансирование под этот проект. А мы понимаем, и есть такие примеры, что если хотим получить результат от какого-то проекта, нужны инвестиции в регион, чтобы, как в данном случае проект по рабочим профессиям, дал нужный эффект. Как говорят специалисты, необходимы инвестиции в развитие. Не те «заплатки», которые сейчас даются образованию, чтобы сделать капитальный ремонт, приобрести какое-то оборудование, а нужна помощь каждому региону, в данном случае Костанайской области: вложиться, сделать большие инвестиции на республиканском уровне, чтобы проект «Рабочие профессии» дал результат. Это необходимо делать под любую программу. Если мы начнём вспоминать, у нас все программы держатся на энтузиазме, как правило, финансовой основы не бывает. А есть целая наука «Экономика школьного образования», которая доказывает, что если хотим получить результаты, должны быть очень серьёзные вложения. Многие специалисты говорят, что у нас гуманитарная экономика, то есть всё делается на сознательности людей, на голом энтузиазме. Я побывала в ОШ №19 и школе-лицее №2 г. Костаная, чтобы посмотреть, что у них делается для Года рабочих профессий. Молодцы директора, их заместители, педагоги-энтузиасты! Всё делается без денег, на общественных началах. Если мы хотим, чтобы рабочие профессии стали популярны, чтобы они стали основой профориентационной работы, надо повысить зарплату людям, которые этим занимаются – заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-профориентаторам. Уже давно говорим, что классным руководителям нужно установить отдельный оклад, чтобы это была отдельная профессия. Тогда, конечно, профориентационная работа будет поставлена на должном уровне. Тогда, получая отдельный оклад, профориентатор или куратор будут эту работу качественно и результативно выполнять. А сейчас завуч-профориентатор, классный руководитель-профориентатор – это всё на общественных началах.
- Может быть, те профессии, по которым возник большой кадровый дефицит на рынке труда, не привлекают молодёжь по причине незнания их преимуществ, современного развития этих специальностей? Ведь не секрет, что родители часто делают за детей выбор, где учиться, а выбирают они по стереотипу профессии юристов, финансистов, менеджеров…
- Чтобы мы развернули выпускников школ в сторону рабочих профессий нужно менять классификатор. Я проанализировала имеющийся и не увидела новых, современных специальностей уже с использованием цифровизации, роботов, искусственного интеллекта. Все профессии, которые перечислены в классификаторе, а потом используются в учебных заведениях, в большинстве своём те, которые не пользуются спросом у молодёжи: механизатор, продавец, электрик. Сейчас, когда ребята глубоко погружаются в интернет, социальные сети, они видят совсем другие профессии. А нам надо показать, что эти, на первый взгляд непрестижные профессии, очень современны, что они облегчены, потому что используются элементы робототехники, цифровых технологий. Из всего перечня в классификаторе я нашла только оператора станков с программным управлением, техника мобильной робототехники и мехатроника. Это мало. Поэтому наши колледжи, которые готовят рабочие кадры, ограничены в предложении специальностей. Они не могут открыть такие специальности, которые были бы востребованы у выпускников школ, пока их не будет в классификаторе.
- Здесь ещё, пожалуй, должна быть ответственность работодателей, чтобы рабочие специальности стали привлекательны и материально.
- Конечно, вопрос стоит об оплате труда представителей рабочих профессий. Я посмотрела сайт Центра занятости, выделила рабочие профессии и увидела: например, заработная плата плотника 85 тысяч тенге. Даже если выпускник школы освоит эту специальность в нашем строительном колледже, он не пойдёт на такую работу за эти деньги. Поэтому многие выпускники колледжей, которые получили рабочие профессии, не работают по своим специальностям. Уходят, скажем, в курьеры, зарплата у которых 500-800 тысяч тенге в месяц. Какой плотник, электрик или сантехник может получить такую оплату за свой труд в организации или на предприятии?
Пока идёт январь, есть надежда, что успеют переработать классификатор рабочих профессий, может быть, в министерстве социальной защиты пересмотрят оклады таких специальностей. Если это сейчас всё это не будет взаимосвязано, если сейчас все ведомства, министерства не рассмотрят общую программу действий и не заложат под это деньги, то, к сожалению, Год рабочих профессий окажется таким же, каким у нас оказался Год молодёжи.
- Было время, когда в каждой школе можно было получить основные профессиональные навыки: тракториста, продавца, штукатура-маляра, водителя… Есть смысл к этому вернуться?
- Было объявлено, что в казахстанских школах откроют тысячу профильных классов. Когда? Время уходит. Нынешние выпускники 9-11 классов уже не смогут воспользоваться профильными классами. И специалисты школ на пальцах будут объяснять им, какими профессиями можно овладеть по окончании школы. На мой взгляд, необходимо возродить учебно-производственные комплексы. В стране около семи тысяч школ и только в тысяче откроют профильные классы. А остальные шесть тысяч? Получается, там не будут готовить выпускников к получению нужных на рынке труда специальностей? Необходимо создать хотя бы по одному УПК на районный центр, на каждый город, где уже можно приобщить школьников к разным рабочим профессиям.
- Информирование о преимуществах рабочих профессий, особое внимание к успешным специалистам, трудовым династиям – всё это тоже важно для создания положительного имиджа человека труда.
- Безусловно, у нас отстаёт пропаганда. Должна быть идеологическая составляющая Года рабочих профессий. А сейчас её нет, система не сложилась. Мы видим только отдельных энтузиастов, которые понимая важность такой работы, стараются пропагандировать рабочие профессии. Показателен опыт Профсоюзного центра, который возглавляет Ирина Аронова. В социальных сетях, на мероприятиях чествуется человек труда, награждаются люди разных профессий, о них становится известно всей области. Конечно, это очень большой стимул для того чтобы школьников ориентировать на рабочий труд. Но этого мало. Необходима целая система, программа пропагандистской работы. Недавно КРУ им. А.Байтурсынулы провёл экскурсию для более 200 школьников на местные предприятия автомобилестроения. Вот это конкретное дело. Когда школьники сами всё увидели, потрогали, обошли цеха, было видно, насколько это произвело на них впечатление. И наверняка многие из них, окончив школу, придут учиться в колледж автомобильного транспорта. Но то, что я перечислила, буквально единицы, которые только показывают отсутствие стройной системы идеологической работы. В библиотеке школы-лицея №2 я с удивлением увидела издания 50-60-х годов прошлого века – книги для детей, которые рассказывали о рабочих профессиях. Представляете, на каком уровне была пропаганда! А сейчас попробуйте найти современную книгу о какой-то рабочей профессии, чтобы это было близко нынешнему старшекласснику.
Строчка из стихотворения Владимира Маяковского недаром предложена мной для заголовка. Это произведение о рабочих профессиях было написано в 1928 году, когда в стране начиналась индустриализация. И насколько эффективно была поставлена идеологическая работа! Поэты, прозаики писали о людях труда, эти произведения изучались в школах. На обложках популярных журналов, газет были не модели, а передовики производства. И, конечно, дети, получая такой настрой, выбирали осознанно рабочие профессии, потому что это были и почёт, и слава, и хорошая зарплата. И сейчас, когда в нашей стране должна идти диверсификация экономики, усилия всего общества необходимо направить на то, чтобы взгляды, мотивы будущих выпускников менялись, чтобы они были ориентированы на созидательный труд, чтобы у нас не было такого дефицита рабочих кадров.
Светлана ОФИЦЕРОВА