Библиотека – это то, что я люблю, во что свято верю

Выпуск - №40(688)   :   22.10.2025
940

IMG-0232

История Костанайской областной детско-юношеской библиотеки им. И.Алтынсарина развивается на протяжении 67 лет. Практически всегда она была местом, притягивающим ребят самых разных возрастов и интересов. И сегодня, несмотря на мнения о нечитающем, зависимом от гаджетов поколении, «алтынсаринка» живёт активно, ярко, творчески вместе со своими многочисленными читателями. Конечно же, это заслуга её коллектива во главе с директором Надеждой Тепляковой. Кстати, в предстоящем году у Надежды Минеевны сразу два юбилея: 40 лет работы в библиотечной системе и 30 лет директорства ОДЮБ им. И.Алтынсарина. Накануне праздника библиотекарей мы беседуем об этой замечательной профессии и о том, как пробудить в детях любовь к книгам.
 
- Что за последние годы изменилось в работе библиотек и как нужно сегодня работать с читателями, особенно с юными читателями? Помог ли проект «Читающая нация», который по инициативе Президента страны реализуется, в частности, в Костанайской области?
- Если говорить, что ничего не изменилось – это будет лукавство. Даже если кто-то не хочет меняться, он всё равно меняется. Если в 90-х годах библиотекам ещё можно было оставаться на одном уровне и не менять годами сложившийся способ действия, то сейчас уже так не получится. Поэтому перемены в библиотечной системе, конечно, происходят. Другой вопрос – насколько эффективно. Все наши перемены, все наши действия хороши или плохи от того, насколько мы к этому готовы.
Что касается читателей… Во все времена были люди читающие и нечитающие. Даже тогда, когда мы считались «читающей страной», тоже было много людей, которые не читали книг. Так что в этом отношении, на мой взгляд, мало что изменилось. Изменились способы работы с потенциальными и действующими читателями, посетителями библиотек.
Проект «Читающая нация» чем особенно хорош? Тем, что отношение власти поменяло свой вектор. Когда про чтение, библиотеки не говорит руководитель, то к библиотекам отношение как к балласту на теле государства, дескать, зачем они нужны в век интернета и умных технологий. Но когда уже глава государства сказал о необходимости читать и развивать интерес к книгам на уровне нации, то ситуация меняется. Теперь тот, нечитающий чиновник, который хотел бы закрыть библиотеку, просто так не поднимет на неё руку. Наоборот, разворачиваются к нам лицом и что-то предлагают для поддержки и развития. Даже руководитель меньшего ранга может влиять на этот процесс. Например, к нам приходили сотрудники одного из банков и говорили, что их директор заставляет персонал читать книги и потом происходит обсуждение прочитанного.
Конечно, не все библиотеки работают интересно, творчески. Есть такие, где и персонал сам не читает, и всё как-то серо, уныло… И я порой говорила: зачем их содержать, не лучше ли закрыть? А потом кто-то меня одёрнул: хорошо, закроем, потому что библиотека плохая, и библиотекарь плохой. Но то население, которое с ней рядом, оно же потеряет библиотеку совсем. Ведь даже в ней, плохой, всегда есть хорошие книги.
Поэтому, когда первое лицо в государстве обращает внимание на необходимость чтения и библиотечной работы, конечно, ситуация меняется.   Например, областной конкурс по чтению «#ОқыЖәнеЖең» был инициирован заместителем акима области. И это вызывает уважение. Потому что это не просто развлекательное мероприятие лишь бы привлечь внимание, а реальный способ работы с книгой.
Так что отношение к библиотекам меняется, и это хорошо. Вот бы ещё поменялась ситуация в плане материально-техническом. Потому что старая потрёпанная книга сейчас не работает. Посетители ищут новую, блестящую, красивую. Даже с точки зрения гигиены она предпочтительнее. Так и библиотека: если она не отремонтирована, если у неё старая мебель, если у неё нет тех современных технических средств, к которым привыкли люди, а особенно дети, библиотека не будет привлекательна. Интересующийся книгами человек найдёт, где ему почитать. Но чтобы библиотека стала местом досуга, интеллектуального досуга, в неё нужно вложиться. Однозначно надо менять нашу обложку, чтобы внутрь хотелось заглянуть.

Whats-App-Image-2025-10-20-at-14-47-29

- Вашей библиотеке точно не приходится жаловаться на обложку, она у вас очень даже привлекательная…
- Да, мы хороший пример того, что это действительно работает. У нас был сделан качественный ремонт, закуплена комфортная мебель. Когда мы первый раз купили бескаркасные кресла-мешки, то поняли, как они меняют атмосферу. Читающий человек поймёт, о чём я говорю: ему нужно забиться в уголок, удобно примоститься. Сидеть ровно на стуле, за столом может и правильно. Но когда ты реально любишь читать, а не когда пишешь реферат и изучаешь нужную для этого литературу, тебе надо свернуться в нужное положение, как хочется. И я как-то, проходя по библиотеке, увидела мальчика, который непонятно на чём сидел где-то за полками, погрузившись  в чтение. Тогда я и решила, что надо брать вот эти мягкие кресла, которые можно переносить из угла в угол. И они у нас пошли влёт. Мы попытались убрать старое, но очень удобное кресло, оставшееся ещё с советских времён. Но когда к нам приехала Маша Валяева, бывшая наша читательница, а сейчас шеф-редактор казахстанского научно-популярного журнала OYLA , который читают в более чем 10 странах мира, она первым делом спросила: «А где моё кресло?» И мы подняли его из подвала, отреставрировали и оставили жить. Когда создаёшь уютные уголки, тогда дети там читают.

- Библиотека имени Алтынсарина известна своей «внеурочной» деятельностью: у вас действуют различные кружки по интересам, проходят необычные встречи, конкурсы… Это работает на привлечение читателей?
- Библиотека меняется и в способе доведения ребёнка до книги. Мы сейчас говорим не «приходи к нам читать», а «приходи к нам провести досуг». Хоть на гитаре играй, хоть пой, хоть шей… Но это в надежде на то, что потом мы ребёнку покажем книгу. Только никакого насилия, знакомство с книгой должно происходить естественно. Библиотека действительно становится местом проведения досуга разного. Мы ставим себе главной задачей – проведение интеллектуального досуга. А чтобы книга присутствовала и привлекала, библиотека должна быть на плаву в смысле комплектования, держать нос по ветру по всем источникам хороших новых книг. Я уверена, что не всё из детства, чтение в том числе. К книге человек может прийти и будучи взрослым. А сейчас это стало, кстати, гораздо чаще, люди захотели читать уже после школы. Но это случается тогда, когда книга, которая случайно попала в руки, затронула внутренние струны души. Мы же получаем кайф от чтения потому что себя узнаём, свои невысказанные мысли, неосознанные чувства. И поэтому важно вовремя дать ребёнку нужную книгу, которая будет ему по душе, по уму. А потом, когда он обретёт свою книгу, он будет искать и читать ещё и  ещё… Вот на это и направлены в конечном итоге все наши усилия.

- Раньше у вас были фан-клубы, сейчас в моде квизы, и вы тоже их проводите. Следите за трендами среди детей и подростков?
- Конечно. То, что сейчас интересно нашей аудитории, то мы и стараемся применить. Когда на телевидении появилось «Поле чудес», в нашей библиотеке появился барабан, мы тоже играли в «Поле чудес», разумеется, с литературной темой во главе. Когда я в 1986 году пришла в библиотеку, одним из интересных моментов любого мероприятия была викторина. Вот по сути то же и сейчас, только называется, например, «Квизотека». Главное – соревновательный дух: когда тебе задают вопросы, и ты можешь на них отвечать, то начинаешь развиваться, чтобы побеждать. И ещё важно, что наши ребята играют здесь, в библиотеке: вокруг стоят книги, и нет-нет, кто-то обратит внимание, возьмёт, что-то новое для себя узнает. На нашу «Квизотеку», которую организовала Юлия Шевченко, приходят старшеклассники, студенты, которые вообще дорогу в библиотеку не знали. А потом остаются, что-то ещё интересное для себя находят, что-то своё предлагают. Так и происходит узнавание библиотеки и книг. Причём каждый отдел находит свои способы работы. Например, Наталья Васильчишена вела «Родительский клуб», который оказался очень важен в тот момент, когда родители были немного потеряны, они столкнулись с проблемами, которых раньше не было. И у нас они собирались вечером, после работы, детей оставляли в игровой, а с библиотекарем говорили и о насущных проблемах с приглашением соответствующих специалистов, и о книгах, и о психологии… Тогда это очень хорошо работало. Сейчас находим разные другие формы взаимодействия и с детьми, и с их родителями.
Из старых проектов у нас до сих пор жив журнал «Ёжик», в который пишут дети стихи, рассказы, эссе, рисуют и всё, что угодно. Иногда бывает спад интереса, иногда не находится достойных работ, но журнал есть, и мы всегда ждём творческих ребят, желающих приложить руку к его созданию. Кстати, учителя русского языка и литературы могут к нам смело обращаться, когда их ученики стремятся самовыразиться.
Уже больше пятнадцати лет работает клуб рукоделия. Это востребовано до сих пор. И учителя приводят свои классы, и родители с детьми приходят по субботам. Есть проект по работе с детским садом: библиотекари идут в детсад, где читают ребятам сказки, играют, дают задания для семьи. Потом воспитатели детей приводят к нам. И они просто в восторге! Им нравится, что и игрушки здесь, и книги, и что-то происходит. А потом дети тянут в библиотеку своих родителей, и они уже приходят помимо работы проекта с детсадом.

- А ваши бывшие читатели приводят в библиотеку своих детей? Есть связь поколений?
- В этом и особенность нашей библиотеки, что у нас читатель приходящий и уходящий в силу возраста. Своих детей приводят, конечно. Недавно к нам приходила наша бывшая читательница, которая сейчас живёт в Челябинске. Её дети ходили сюда ещё будучи маленькими, а когда они приезжают в Костанай, то сразу к нам приходят всей семьёй. Но чаще всего ребёнок вырос, поступил учиться и уехал в другой город. Поэтому наш читатель уходит. И каждый раз надо что-то менять. Мало того, что время другое, так и люди постоянно другие. И мы всегда готовы выслушать предложения наших читателей и сделать то, что им интересно. Причём не только для детей, но и для взрослых.
Например, сейчас очень востребована научно-популярная литература, и пошли предметные лектории. Мы приглашаем людей, которые могут интересно рассказать ребятам о математике, о физике, об истории, о краеведении. Наш любимый лектор – научный сотрудник историко-краеведческого музея Андрей Андрющенко, потому что он не только взахлёб может рассказать практически о любом направлении биологии, но тут же найдёт подходящую книгу, покажет её детям и заразит интересом к этой книге.
В Год рабочих профессий мы стали записывать подкасты и вышли на интересных людей из разных профессий: нашими героями были мастер и ученик Костанайского строительного колледжа, руководитель швейного предприятия «Азурит» Светлана Шипилкина, молодой шеф-повар Владислав Дикарёв. И что особенно приятно – эти люди рабочих профессий очень читающие оказались. Проходя по библиотеке, они так бурно реагировали, видя интересные им книги, что мы сразу поняли – это наши люди. Подкастами занимается Маргарита Бек, она же ведёт у нас книжный блог.
Нельзя сегодня ограничиваться физическими рамками библиотеки. Конечно, надо работать и в виртуале, и там может быть свой читатель, который вообще не из Костаная. И всё, что можем, соблюдая нормы авторского права, мы выкладываем в интернет. Читатель может и не прийти в библиотеку, но виртуально он у нас: он пользуется нашими ресурсами, скачивает, смотрит… И получается охват гораздо шире.

- Вы говорили, что важно вовремя подсунуть ребёнку нужную книжку. А как ваши библиотекари находят подход к детям, как понимают, что заинтересует того или иного посетителя, что востребовано у детей в том или ином возрасте? Читают сами, пользуются рецензиями?
- Вот здесь я не вижу никаких изменений. Как это работало сто лет назад, так и сейчас работает. Если ты общаешься с человеком, то понимаешь, что ему интересно. И чем больше ты с ним общаешься, тем лучше его понимаешь. Будет ли готовить рекомендации естественный интеллект или искусственный интеллект: лишь бы он понимал человека, знал литературу, и тогда он предложит то, что будет востребовано. Конечно, библиотекарь должен знать не только литературу, но и психологию, и педагогику. Потому что одному можно с напором дать книгу, другому ни в коем случае, а только опосредованно, третьему, сколько ни предлагай – не возьмёт, а с выставки возьмёт. Здесь самые разные методы, которые действуют много лет. А вот в тренде литературных новинок, разумеется, надо быть. Ещё недавно работал такой подход, например, как «Лучшие 10 книг, которые…» и так далее: потрясли мир, читают интеллектуалы, советуют звёзды… Сейчас всё более индивидуально. Ориентироваться нужно точечно. Новые авторы сыплются как из рога изобилия, и библиотекарь должен в них разобраться. У нас есть возможность заказывать, покупать то, что мы считаем нужным. Прочитать всё, конечно, не реально, но та литература, которая приходит в библиотеку, должна быть изучена. Казалось бы, ну что такого – предложил не ту книжку, это же не таблетка. Но не та книжка тоже может навредить. Поэтому наши библиотекари читают, пусть бегло, методом скоростного чтения, но надо, чтобы они понимали, о чём говорят с детьми. Мы проводим учёбу еженедельно: сотрудники друг для друга делают обзоры новой литературы. Библиотекари общаются с читающими детьми и периодически просят их рассказать о прочитанной книге. Коллективу не даём покоя в этом смысле, всячески стимулируем книжный рост. Это политика библиотеки: если мы работаем с книгами, мы должны их читать. Плюс, конечно же, должна работать поисковая функция. Надо не только знать, какую книгу предложить, но и где взять то, что у тебя просят. Даже если просят «Водоросль» («Недоросль» Фонвизина) или «Мать на дне» Горького. Работать с запросами читателей и фондами не так просто, как кажется на первый взгляд, и этому тоже надо учиться. Учёба коллектива никогда не заканчивается.

- Что влияет на интерес детей к тем или иным книгам?
- Факторов много. Один из них, как ни странно, – интернет: кто-то в ролике рассказал про книгу, кто-то в своём блоге говорит о книгах, кто-то считает, что круто читать вот этого автора… Дети заинтересовались, пришли к нам узнать, есть ли такая книга. А она есть! И они начинают сюда ходить. Забавно бывает, когда дети, подписывая обходной лист в конце учебного года, с удивлением узнают, что в библиотеке можно бесплатно брать книги, положенные по школьной программе, а не покупать их в магазине. Популярность фильмов и сериалов тоже сказывается на всплеске интереса к чтению. Был период повального интереса к фэнтези, сейчас чаще хотят что-то более близкое к действительности. Источник интереса может быть любым, для нас ценно, что дети приходят по тому или иному поводу, а дальше уже наше искусство – заинтересовать, вовлечь, зажечь…

- А вы сами можете сказать, сколько книг вы прочитали, хотя бы примерно?
- Ой, нет! Это невозможно посчитать. В какой-то год я прочитывала двадцать книг, в какой-то меньше, в какой-то больше… Плюс специальная литература, плюс аудиокниги. Да я и не ставила целью считать. Но читаю я всегда, при любой удобной возможности. И начала это делать в школе, вместе со всеми. Какого-то раннего обучения чтению не было, но с класса второго-третьего я уже ходила в библиотеку, брала книги. Обменивались с одноклассниками, читала всё, что давали в школе. Развлечений было негусто в моём детстве, так что чтение в школьные годы не было каким-то подвигом, это был наш досуг. Но он для меня не закончился с детством, а наоборот, перешёл в другое качество.

- Профессиональное?
- О профессии библиотекаря я до окончания школы даже не думала. Я только знала, что люблю историю и литературу, но не знала, что с этим делать в миру. В педагогику меня не тянуло. И тогда моя старшая сестра подала идею выучиться на библиотекаря. Я пошла в эту профессию, не особо осознавая, что она из себя представляет и хочу ли я этим заниматься. А во время первой серьёзной практики уже пришло и понимание, и любовь, и полное ощущение, что это моё. И никогда не было мысли, что зря я выбрала этот путь. Впрочем, и руководителем я не собиралась быть. Любой сотрудник в любой отрасли более свободен, чем начальник. Но так получилось, что я вот уже скоро сорок лет работаю в библиотеке имени Алтынсарина, и тридцать из них – директором. Библиотека – это то, что я люблю, во что свято верю. И стремлюсь, чтобы коллектив формировался из единомышленников, которые тоже верят в великую силу мудрых книг.
   

 Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Костанайцы любят и умеют блеснуть интеллектом
Иван ДВОРНИКОВ: «Я думал, что два квиза – это максимум, что может выдержать Костанай. Как же я ошибался!»
«Золотой час» пресс-секретаря
Анна ЛАЗАРЕВА: «Люблю вычёркивать уже выполненные пункты»
Профессия учителя должна быть в сердце
Жомарт КУСАЙЫН: В приоритете для меня – исполнительская дисциплина, поскольку в центре нашей деятельности находится качественная подготовка специалистов.
Я б в рабочие пошёл…
Римма БЕКТУРГАНОВА: «Нужно сделать большие инвестиции на республиканском уровне, чтобы проект «Рабочие профессии» дал результат»

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».