На стенах – дипломы и плакетки за победы в международных соревнованиях Казахстана, России, США, Сингапура, Франции, Словении… На полках – множество призовых кубков и медалей. На столах – радиотехническая аппаратура как современная, так и раритетная, в том числе собственной сборки. Это кабинет уникальной и единственной в регионе любительской радиостанции общеобразовательной школы №11 г. Костаная.
Первый победный диплом Анатолия Ефанова был получен ровно 60 лет назад
7 мая коллективной школьной радиостанции исполнилось 57 лет. А 6 сентября 58 лет работы в школе №11 отметит руководитель радиоспортивного кружка, человек-легенда Анатолий Дмитриевич Ефанов. Он учился в 11 школе, он работает в ней с окончания 11 класса, и всё это время посвящено им развитию в родной школе радиотехники и радиоспорта. Вместе с учениками Анатолием Дмитриевичем завоёвано огромное количество призовых и победных мест в самых разных радиоспортивных соревнованиях Казахстана, среди стран СНГ, Азии, мира. Им собрано такое оборудование, какого нет больше ни в одной школе области. Анатолий Дмитриевич – Отличник просвещения КазССР и СССР, кавалер ордена Трудовой славы 3 степени.
- С чего началась Ваша трудовая биография в области радиотехники? Как получилось, что именно это дело стало главным на всю жизнь?
- Всё началась ещё с детства. Учился я в 6 классе 11 школы. У нас была преподаватель Вера Ивановна Святкина, которая вела радиокружок, давала понятия, как читать радиосхемы, какие простейшие конструкции можно собрать. Вот в этом кружке и начал заниматься техническим творчеством, связанным с радиотехникой. Собрал свой первый детекторный приёмник, потом усилитель, потом ещё школьником стал заведовать школьным радиоузлом. Наш класс был очень дружный, на каникулах постоянно устраивали походы по области, ещё у нас был свой эстрадный ансамбль, который выступал не только в школе, но и на разного рода «гастролях». А я был «технический директор»: на мне была ответственность за аппаратуру, колонки. К концу школы пошёл в Кустанайэнерго и сдал экзамены на допуск к работе с электричеством, получив разрешение на работу с оборудованием до 1000 Вольт. В 11 классе поехал в пионерский лагерь электриком, там его радиофицировал, включал музыку на утреннюю зарядку, на мероприятия, обслуживал электрическое оборудование столовой.
В 1963 году в Алма-Ате состоялся первый казахстанский слёт юных техников, в котором я принял участие. На выставку этого слёта представил усилитель, который сам собрал для школьного радиоузла, и в итоге получил диплом 1 степени. Это была самая первая моя награда в радиотехнике. В то время к техническому творчеству детей относились довольно серьёзно. Мы прилетели в Алма-Ату на самолёте, жили в гостинице «Алатау», для нас организовали экскурсии по лучшим местам столицы. При такой поддержке моя страсть к «железкам» только укреплялась.
Когда в 1965 году окончил школу, то сначала попробовал поступить в Новосибирский институт связи, но не прошёл по конкурсу, математика подвела, не набрал нужного количества баллов. И вернувшись, поступил в наш педагогический институт на факультет общетехнических дисциплин. А поскольку свободного времени после занятий оставалось достаточно, решил поработать в родной школе лаборантом. Директор Павел Павлович Лазаренко, зная мои способности, разрешил устроиться на эту работу на полставки, и после обеда я приходил, готовил оборудование для занятий. В тот же год успел поучаствовать в выставке технического творчества, где представил собранный на одной лампе радиопередатчик. Руководитель Дворца пионеров Анатолий Назаров, служивший прежде в радиовойсках, увидел этот передатчик, удивился, что я сделал его без особого разрешения (тогда я не знал, что такое оборудование находится на особом контроле), забрал его, но и пригласил во Дворец пионеров посмотреть на их технические возможности. Анатолий Алексеевич предложил мне получить разрешение на работу в эфире и позывной через инспекцию связи, в ДОСААФе взять на время армейскую аппаратуру с участком радиолюбительского диапазона. Так я и начал работать на армейской радиостанции уже в школе, для чего в лаборантской кабинета физики нам выделили уголок. Во Дворце пионеров познакомился с десятиклассником Виталием Нечаевым (он потом всю жизнь проработал в аэропорту начальником локатора), вот с ним вдвоём и начали работу радиокружка, собирать первые передатчики. С этого можно начать отсчёт деятельности радиотехнического кружка школы №11. Через шефов школы связались с костанайскими радиолюбителями, которые оказывали помощь. И постепенно деятельность кружка разрасталась. А мне, честно сказать, ничего другого уже не хотелось. Так увлёкся этой работой, что забросил занятия в институте. И декан поставил меня перед выбором: или школа, или институт. Я выбрал школу.
- Нужно быть настоящим фанатом, чтобы буквально жить в школе и её интересами. Если учесть, что в то время, когда вы начинали, технические возможности были довольно скромными, наверняка приходилось отдавать работе всё свободное и несвободное время?
- Так и есть. Но никогда об этом не жалел. В 1973 году школа переехала в новое здание, в котором сейчас и находимся. Во дворе поставили антенну, уже у нас накопилась нужная аппаратура, большая часть которой полностью была собрана самостоятельно. Вот, например, трансивер, сконструированный вместе с учениками в 1974 году, до сих пор может работать. И именно на этом аппарате в 1976 году я получил звание мастера спорта СССР по радиоспорту, когда наша команда заняла 1 место среди коллективных радиостанций Советского Союза.
А вуз я всё-таки окончил. Вёл электротехнику в 10 и 11 классах, стали ходить ко мне студенты на практику, и один из их преподавателей мне сказал: «До каких пор мы к тебе, неучу, будем студентов водить? Когда возьмёшься за учёбу?». Директор школы тоже вызывал, говорил, что надо бы образование завершить. И вот собрал я ходатайства из ГорОНО, профсоюза, откуда только можно с просьбой восстановить меня в институте. 1978 год был последний, когда действовал факультет ОТД, и я успел на него вернуться. Через три года получил диплом.
В школе работы действительно было много. Помимо учебных занятий и кружка я занимался оснащением кабинетов автоматическим управлением. 11 учебных кабинетов были технически оборудованы: опускались шторы, экран, запускались дистанционно киноаппарат, проигрыватель, диапроектор. У нас первых появился видеомагнитофон, который мы совместили с телевизором на подставке с колёсами и возили по классам по мере необходимости, на мероприятия, линейки. И по сей день вся школа радиофицирована, в коридорах, спортзале размещены колонки, чтобы можно было сопровождать мероприятия музыкой, сообщениями.
Потом наш бывший учитель труда, ставший методистом отдела образования, предложил организовать в школе производственное обучение, готовить радиомехаников. И с 90-х годов по 2006 я вёл в 10-11 классах производственное обучение по специальности «Ремонт и обслуживание бытовой радиоаппаратуры», по сути, мы готовили телерадиомастеров. Два дня в неделю ребята занимались у меня, а девочки ходили в УПК. На школу был открыт счёт, мы ремонтировали технику школ города, 50% со счёта шло на зарплату детям, а 50% оставались на счету школы, на эти средства покупали расходные материалы, запчасти, измерительную аппаратуру.
Года до 2015 мы принимали участие в выставках технического творчества школ Костаная, в слётах юных техников области, республики. И в разделе радиотехники всегда были ведущими, заслужили много наград, хороших призов. Также я вёл в школе физику до 2006 года. Потом вышел на пенсию, но из школы не ушёл, остался педагогом дополнительного образования. И до сих пор продолжаю вести радиоспортивный кружок.
На волнах радиоэфира
- Понятно, почему школьников 70-80-х годов привлекало радиодело: это и работа с интересной техникой, и своего рода окно в мир, когда выбора большого не было. А чем притягателен радиоспортивный кружок для современных ребят? И как вообще проходят соревнования?
- В соревнованиях по радиоспорту за определённый промежуток времени нужно провести как можно больше сеансов радиосвязи. Всё это судейская бригада организаторов соревнований контролирует через специальную компьютерную программу, подводит итоги, а затем победителям присылают награды. Мы не раз становились чемпионами мира среди коллективных юниорских радиостанций, в прошлом году заняли 3 место в мире, а теперь у нас есть повод рассчитывать на возвращение 1 места.
В чём польза работы школьной радиостанции? Во-первых, это вовлечение молодёжи в радиотехнический вид спорта. Во-вторых, ребята контактируют в эфире с представителями самых разных стран мира, тем самым расширяя свои познания в географии, английском языке (в мире для радиосвязи признаны два официальных языка – английский и русский). Но можно использовать испанский, японский, французский языки, если общаешься с представителями этих стран. Очень привлекает ребят общение с зарубежными сверстниками. Можно пообщаться с человеком из штаб-квартиры ЕЭС, с королём Иордании, выйти на связь с арктической экспедицией или путешественником, живущим на необитаемом острове. Американский президент Рейган был радиолюбителем. То есть, в эфире можно встретиться с людьми, с которыми в обычной жизни никогда бы не пересеклись.
Международная лига радиолюбителей организовывает международные соревнования, поддерживает нашу работу. В команде, как правило, три человека, иногда пять-шесть. Соревнования могут продолжаться в течение суток. Например, начинаются в шесть вечера одного дня, заканчиваются в шесть вечера дня следующего. Конечно, дети не могут находиться в школе ночью, они работают три часа вечером, и с утра на следующий день опять выходят в эфир. На соревнованиях не обязательно находиться в эфире непрерывно, главное успеть за время их проведения набрать большее количество сеансов связи. Сейчас аппаратный журнал, в котором фиксируются все сеансы радиосвязи, размещён в компьютере, есть соответствующая программа. Это общие данные, плюс у каждого опытного члена коллективной радиостанции есть «личный кабинет», свой отдельный журнал. А раньше всё велось вручную, храним целые кипы амбарных книг, где велись записи.
В своё время мы прикипели к радиоделу, потому что тогда не было таких готовых экспериментов, которые можно посмотреть в интернете, мы их проводили сами. Нам было интересно собрать аппаратуру, антенны. Сейчас у нас, конечно, дорогие японские трансиверы, заводские антенны, но та аппаратура, которую мы практически с нуля собирали своими руками, до сих пор может работать. Например, усилитель, которым мы постоянно пользуемся, тоже полностью собственного производства. Сами собрали и аппарат управления антенной на основе радиокомпаса, списанного в аэропорту, у нас четыре антенны, и все они управляются автоматически. И вот этот процесс технического творчества, конструирования очень затягивает. Было прочитано множество технической литературы, справочников, изучено множество проектов. Был большой интерес к развитию наших возможностей и получению как можно лучших результатов. Неудивительно, что многие из моих учеников впоследствии стали работать с электротехникой: на телецентре, в Костанайэнерго, на предприятиях города.
А сейчас дети идут ко мне, потому что им интересно пообщаться с людьми, узнавать о городах и странах, и, конечно, участвовать в соревнованиях, добиваться успехов в радиоспорте. Только если раньше в кружке было больше мальчиков, потому что помимо соревнований занимались много и техническими работами – конструировали, паяли, собирали из деталей, то сейчас больше девочек, потому что сейчас в основном работаем по радиосвязи. Конструированием ребята уже не особо интересуются, привыкли, что всё можно купить. И это жаль, конечно, потому что техническое творчество, как и любое другое, развивает мышление, даёт в руки различные полезные умения. Плюс это широкие знания физики, механики, в нашем случае ещё и астрономии, потому что радиосвязь тесно связана с космическими явлениями, в частности, с солнечной активностью.
Сейчас, конечно, и антенны, и их приводы, и трансиверы, и усилители можно купить отличного качества. У нас есть взрослые радиолюбители, которые занимаются этим на серьёзном уровне. Вот, например, предприниматель Григорий Смирнов выкупил участок, где разместил радиоантенны и оборудование, собирается сборная команда из разных городов, и занимают первые места в мире на протяжении уже немалого количества лет. Есть радиолюбитель Павел Кукушкин, с которым мы хорошо общаемся, он помогает нашему кружку. Он вообще работает по радиосвязи через Луну, что позволяет охватывать весь мир. Но это всё взрослые люди. А из молодёжных коллективных радиостанций сейчас мы единственная в Костанайской области.
Под присмотром Анатолия Дмитриевича всё работает как часы
- При нынешней всеобщей цифровизации есть ли преимущества и перспективы у радиосвязи?
- Преимущества радио в более устойчивой и независимой связи, в отличие от интернета, например. Вообще, для выхода в эфир есть четыре категории. Четвёртая категория позволяет работать в эфире только вечером и в небольшом диапазоне (в настоящее время в нашей стране отменена, сразу присваивается третья). Третья категория – большая мощность передатчика и, соответственно, больший диапазон. У нашей радиостанции высшая категория, можем связываться, с кем и когда пожелаем. Не у всех есть такая возможность, чтобы её добиться, нужно определённое время отработать в эфире, провести большое количество сеансов радиосвязи, получить разрешение инспекции по радиосвязи и Федерации радиоспорта. Радиосвязь – это широкий кругозор, это навыки работы с электротехникой, это хорошая дикция, наконец. Например, моей ученице Полине уже не раз говорили о том, что у неё очень хороший голос, и она может работать ведущей на телевидении или радио.
Когда мы выходим в эфир, нас узнают, говорят, как бы нескромно это ни звучало, что мы самая активная, ведущая радиостанция Казахстана, с удовольствием с нами общаются. Вот, например, сегодня выхожу в эфир и получаю такие отзывы. «Слышу постоянно детские голоса, рад встрече», - говорит Александр из Ачинска (Красноярский край, РФ). «Я всегда подхожу, когда ваши ученики появляются в эфире, обязательно уделяю внимание. Дети работают хорошо, активно. Так держать! Всегда рад слышать ваших детей», - отзывается Сергей из Липецка. Приятно? Конечно! И мне, и моим ребятам.
Вообще, радиоспорт очень популярен во многих странах мира, особенно в Японии (здесь вообще самая высокая доля радиостанций), в США, в странах Европы, в России. В Казахстане тоже довольно много радиолюбителей. Это направление у нас неплохо развивается.
- 58 лет в одной школе, на одном месте… Не считая ещё одиннадцати лет учёбы здесь же. Не надоело?
- Нет, нисколько. Хотя дома периодически спрашивают: «Когда ты уже оставишь свою школу?». Это, конечно, большой труд. Детей надо научить пользоваться аппаратурой, хотя бы основными настройкам. Надо обслуживать всё оборудование, с которым мы работаем. Но меня к этой технике тянуло с детства, и не представляю себе другого занятия, другой работы. Это, наверное, так же, как любовь к музыке или живописи закладывается природой – либо есть, либо нет. Не каждому даётся, например, играть на пианино, так и электро-, радиотехника притягивает не каждого. Но раз появившись, это увлечение не отпускает никогда. Мне 78 лет, а возраст не чувствуется, наверное, потому что всё время с детьми, молодёжью. Некогда стареть. По сей день всё интересно, во всём хочется участвовать.
В кабинете хранится больше десятка альбомов с историей школьной радиостанции в фотографиях и документах
И к тому же трудно найти себе замену. Надо чтобы человек был и с высшим педагогическим образованием, и с радиотехническими навыками, и болел за всё это дело. Требуют постоянного ухода аппаратура радиостанции, антенны, которым периодически бывает нужен и ремонт, например, после ураганов. К тому же в нашей школе за годы собрано много электротехнического оборудования, и всё оно действующее. Конечно, кто-то может сказать, что оно морально устарело, проще заменить современной электроникой. Но ведь в этом наша уникальность, ни у кого такого больше нет. Это почти как музей, только не застывший, а живой. У нас, например, в рабочем состоянии телефонная станция с многоканальным телефоном, у нас есть радиоузел, с которого можно вести работу как по всей школе сразу, так и по отдельным объектам, 50 лет (столько же, сколько лет этому зданию) работают электронные часы по всей школе, которые тоже сконструировали мы сами. Надо следить и за автоматизированными кабинетами, многие из которых действуют уже более 40 лет. У нас это всё сохранилось во многом потому, что я работал на одном месте, пополнял базу в том числе благодаря бывшим ученикам, которые помогали какими-то деталями, материалами. Очень жаль, если это всё в какой-то момент отправится на металлолом или свалку. Надеюсь, что всё же найдётся человек, в надёжные руки которого я своё хозяйство передам с лёгким сердцем и удовольствием.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.