Больше полувека на одной волне

Выпуск - №19(567)   :   16.05.2023
4876

На стенах – дипломы и плакетки за победы в международных соревнованиях Казахстана, России, США, Сингапура, Франции, Словении… На полках – множество призовых кубков и медалей. На столах – радиотехническая аппаратура как современная, так и раритетная, в том числе собственной сборки. Это кабинет уникальной и единственной в регионе любительской радиостанции общеобразовательной школы №11 г. Костаная.

Первый победный диплом Анатолия Ефанова был получен ровно 60 лет назад

7 мая коллективной школьной радиостанции исполнилось 57 лет. А 6 сентября 58 лет работы в школе №11 отметит руководитель радиоспортивного кружка, человек-легенда Анатолий Дмитриевич Ефанов. Он учился в 11 школе, он работает в ней с окончания 11 класса, и всё это время посвящено им развитию в родной школе радиотехники и радиоспорта. Вместе с учениками Анатолием Дмитриевичем завоёвано огромное количество призовых и победных мест в самых разных радиоспортивных соревнованиях Казахстана, среди стран СНГ, Азии, мира. Им собрано такое оборудование, какого нет больше ни в одной школе области. Анатолий Дмитриевич – Отличник просвещения КазССР и СССР, кавалер ордена Трудовой славы 3 степени.

- С чего началась Ваша трудовая биография в области радиотехники? Как получилось, что именно это дело стало главным на всю жизнь?
- Всё началась ещё с детства. Учился я в 6 классе 11 школы. У нас была преподаватель Вера Ивановна Святкина, которая вела радиокружок, давала понятия, как читать радиосхемы, какие простейшие конструкции можно собрать. Вот в этом кружке и начал заниматься техническим творчеством, связанным с радиотехникой. Собрал свой первый детекторный приёмник, потом усилитель, потом ещё школьником стал заведовать школьным радиоузлом. Наш класс был очень дружный, на каникулах постоянно устраивали походы по области, ещё у нас был свой эстрадный ансамбль, который выступал не только в школе, но и на разного рода «гастролях». А я был «технический директор»: на мне была ответственность за аппаратуру, колонки. К концу школы пошёл в Кустанайэнерго и сдал экзамены на допуск к работе с электричеством, получив разрешение на работу с оборудованием до 1000 Вольт. В 11 классе поехал в пионерский лагерь электриком, там его радиофицировал, включал музыку на утреннюю зарядку, на мероприятия, обслуживал электрическое оборудование столовой. 

В 1963 году в Алма-Ате состоялся первый казахстанский слёт юных техников, в котором я принял участие. На выставку этого слёта представил усилитель, который сам собрал для школьного радиоузла, и в итоге получил диплом 1 степени. Это была самая первая моя награда в радиотехнике. В то время к техническому творчеству детей относились довольно серьёзно. Мы прилетели в Алма-Ату на самолёте, жили в гостинице «Алатау», для нас организовали экскурсии по лучшим местам столицы. При такой поддержке моя страсть к «железкам» только укреплялась.

Когда в 1965 году окончил школу, то сначала попробовал поступить в Новосибирский институт связи, но не прошёл по конкурсу, математика подвела, не набрал нужного количества баллов. И вернувшись, поступил в наш педагогический институт на факультет общетехнических дисциплин. А поскольку свободного времени после занятий оставалось достаточно, решил поработать в родной школе лаборантом. Директор Павел Павлович Лазаренко, зная мои способности, разрешил устроиться на эту работу на полставки, и после обеда я приходил, готовил оборудование для занятий. В тот же год успел поучаствовать в выставке технического творчества, где представил собранный на одной лампе радиопередатчик. Руководитель Дворца пионеров Анатолий Назаров, служивший прежде в радиовойсках, увидел этот передатчик, удивился, что я сделал его без особого разрешения (тогда я не знал, что такое оборудование находится на особом контроле), забрал его, но и пригласил во Дворец пионеров посмотреть на их технические возможности. Анатолий Алексеевич предложил мне получить разрешение на работу в эфире и позывной через инспекцию связи, в ДОСААФе взять на время армейскую аппаратуру с участком радиолюбительского диапазона. Так я и начал работать на армейской радиостанции уже в школе, для чего в лаборантской кабинета физики нам выделили уголок. Во Дворце пионеров познакомился с десятиклассником Виталием Нечаевым (он потом всю жизнь проработал в аэропорту начальником локатора), вот с ним вдвоём и начали работу радиокружка, собирать первые передатчики. С этого можно начать отсчёт деятельности радиотехнического кружка школы №11. Через шефов школы связались с костанайскими радиолюбителями, которые оказывали помощь. И постепенно деятельность кружка разрасталась. А мне, честно сказать, ничего другого уже не хотелось. Так увлёкся этой работой, что забросил занятия в институте. И декан поставил меня перед выбором: или школа, или институт. Я выбрал школу.

- Нужно быть настоящим фанатом, чтобы буквально жить в школе и её интересами. Если учесть, что в то время, когда вы начинали, технические возможности были довольно скромными, наверняка приходилось отдавать работе всё свободное и несвободное время?
- Так и есть. Но никогда об этом не жалел. В 1973 году школа переехала в новое здание, в котором сейчас и находимся. Во дворе поставили антенну, уже у нас накопилась нужная аппаратура, большая часть которой полностью была собрана самостоятельно. Вот, например, трансивер, сконструированный вместе с учениками в 1974 году, до сих пор может работать. И именно на этом аппарате в 1976 году я получил звание мастера спорта СССР по радиоспорту, когда наша команда заняла 1 место среди коллективных радиостанций Советского Союза. 

А вуз я всё-таки окончил. Вёл электротехнику в 10 и 11 классах, стали ходить ко мне студенты на практику, и один из их преподавателей мне сказал: «До каких пор мы к тебе, неучу, будем студентов водить? Когда возьмёшься за учёбу?». Директор школы тоже вызывал, говорил, что надо бы образование завершить. И вот собрал я ходатайства из ГорОНО, профсоюза, откуда только можно с просьбой восстановить меня в институте. 1978 год был последний, когда действовал факультет ОТД, и я успел на него вернуться. Через три года получил диплом. 

В школе работы действительно было много. Помимо учебных занятий и кружка я занимался оснащением кабинетов автоматическим управлением. 11 учебных кабинетов были технически оборудованы: опускались шторы, экран, запускались дистанционно киноаппарат, проигрыватель, диапроектор. У нас первых появился видеомагнитофон, который мы совместили с телевизором на подставке с колёсами и возили по классам по мере необходимости, на мероприятия, линейки. И по сей день вся школа радиофицирована, в коридорах, спортзале размещены колонки, чтобы можно было сопровождать мероприятия музыкой, сообщениями. 

Потом наш бывший учитель труда, ставший методистом отдела образования, предложил организовать в школе производственное обучение, готовить радиомехаников. И с 90-х годов по 2006 я вёл в 10-11 классах производственное обучение по специальности «Ремонт и обслуживание бытовой радиоаппаратуры», по сути, мы готовили телерадиомастеров. Два дня в неделю ребята занимались у меня, а девочки ходили в УПК. На школу был открыт счёт, мы ремонтировали технику школ города, 50% со счёта шло на зарплату детям, а 50% оставались на счету школы, на эти средства покупали расходные материалы, запчасти, измерительную аппаратуру. 

Года до 2015 мы принимали участие в выставках технического творчества школ Костаная, в слётах юных техников области, республики. И в разделе радиотехники всегда были ведущими, заслужили много наград, хороших призов. Также я вёл в школе физику до 2006 года. Потом вышел на пенсию, но из школы не ушёл, остался педагогом дополнительного образования. И до сих пор продолжаю вести радиоспортивный кружок. 

На волнах радиоэфира

- Понятно, почему школьников 70-80-х годов привлекало радиодело: это и работа с интересной техникой, и своего рода окно в мир, когда выбора большого не было. А чем притягателен радиоспортивный кружок для современных ребят? И как вообще проходят соревнования?
- В соревнованиях по радиоспорту за определённый промежуток времени нужно провести как можно больше сеансов радиосвязи. Всё это судейская бригада организаторов соревнований контролирует через специальную компьютерную программу, подводит итоги, а затем победителям присылают награды. Мы не раз становились чемпионами мира среди коллективных юниорских радиостанций, в прошлом году заняли 3 место в мире, а теперь у нас есть повод рассчитывать на возвращение 1 места. 

В чём польза работы школьной радиостанции? Во-первых, это вовлечение молодёжи в радиотехнический вид спорта. Во-вторых, ребята контактируют в эфире с представителями самых разных стран мира, тем самым расширяя свои познания в географии, английском языке (в мире для радиосвязи признаны два официальных языка – английский и русский). Но можно использовать испанский, японский, французский языки, если общаешься с представителями этих стран. Очень привлекает ребят общение с зарубежными сверстниками. Можно пообщаться с человеком из штаб-квартиры ЕЭС, с королём Иордании, выйти на связь с арктической экспедицией или путешественником, живущим на необитаемом острове. Американский президент Рейган был радиолюбителем. То есть, в эфире можно встретиться с людьми, с которыми в обычной жизни никогда бы не пересеклись. 

Международная лига радиолюбителей организовывает международные соревнования, поддерживает нашу работу. В команде, как правило, три человека, иногда пять-шесть. Соревнования могут продолжаться в течение суток. Например, начинаются в шесть вечера одного дня, заканчиваются в шесть вечера дня следующего. Конечно, дети не могут находиться в школе ночью, они работают три часа вечером, и с утра на следующий день опять выходят в эфир. На соревнованиях не обязательно находиться в эфире непрерывно, главное успеть за время их проведения набрать большее количество сеансов связи. Сейчас аппаратный журнал, в котором фиксируются все сеансы радиосвязи, размещён в компьютере, есть соответствующая программа. Это общие данные, плюс у каждого опытного члена коллективной радиостанции есть «личный кабинет», свой отдельный журнал. А раньше всё велось вручную, храним целые кипы амбарных книг, где велись записи. 

В своё время мы прикипели к радиоделу, потому что тогда не было таких готовых экспериментов, которые можно посмотреть в интернете, мы их проводили сами. Нам было интересно собрать аппаратуру, антенны. Сейчас у нас, конечно, дорогие японские трансиверы, заводские антенны, но та аппаратура, которую мы практически с нуля собирали своими руками, до сих пор может работать. Например, усилитель, которым мы постоянно пользуемся, тоже полностью собственного производства. Сами собрали и аппарат управления антенной на основе радиокомпаса, списанного в аэропорту, у нас четыре антенны, и все они управляются автоматически. И вот этот процесс технического творчества, конструирования очень затягивает. Было прочитано множество технической литературы, справочников, изучено множество проектов. Был большой интерес к развитию наших возможностей и получению как можно лучших результатов. Неудивительно, что многие из моих учеников впоследствии стали работать с электротехникой: на телецентре, в Костанайэнерго, на предприятиях города. 

А сейчас дети идут ко мне, потому что им интересно пообщаться с людьми, узнавать о городах и странах, и, конечно, участвовать в соревнованиях, добиваться успехов в радиоспорте. Только если раньше в кружке было больше мальчиков, потому что помимо соревнований занимались много и техническими работами – конструировали, паяли, собирали из деталей, то сейчас больше девочек, потому что сейчас в основном работаем по радиосвязи. Конструированием ребята уже не особо интересуются, привыкли, что всё можно купить. И это жаль, конечно, потому что техническое творчество, как и любое другое, развивает мышление, даёт в руки различные полезные умения. Плюс это широкие знания физики, механики, в нашем случае ещё и астрономии, потому что радиосвязь тесно связана с космическими явлениями, в частности, с солнечной активностью.

Сейчас, конечно, и антенны, и их приводы, и трансиверы, и усилители можно купить отличного качества. У нас есть взрослые радиолюбители, которые занимаются этим на серьёзном уровне. Вот, например, предприниматель Григорий Смирнов выкупил участок, где разместил радиоантенны и оборудование, собирается сборная команда из разных городов, и занимают первые места в мире на протяжении уже немалого количества лет. Есть радиолюбитель Павел Кукушкин, с которым мы хорошо общаемся, он помогает нашему кружку. Он вообще работает по радиосвязи через Луну, что позволяет охватывать весь мир. Но это всё взрослые люди. А из молодёжных коллективных радиостанций сейчас мы единственная в Костанайской области. 

Под присмотром Анатолия Дмитриевича всё работает как часы

- При нынешней всеобщей цифровизации есть ли преимущества и перспективы у радиосвязи?
- Преимущества радио в более устойчивой и независимой связи, в отличие от интернета, например. Вообще, для выхода в эфир есть четыре категории. Четвёртая категория позволяет работать в эфире только вечером и в небольшом диапазоне  (в настоящее время в нашей стране отменена, сразу присваивается третья). Третья категория – большая мощность передатчика и, соответственно, больший диапазон. У нашей радиостанции высшая категория, можем связываться, с кем и когда пожелаем. Не у всех есть такая возможность, чтобы её добиться, нужно определённое время отработать в эфире, провести большое количество сеансов радиосвязи, получить разрешение инспекции по радиосвязи и Федерации радиоспорта. Радиосвязь – это широкий кругозор, это навыки работы с электротехникой, это хорошая дикция, наконец. Например, моей ученице Полине уже не раз говорили о том, что у неё очень хороший голос, и она может работать ведущей на телевидении или радио. 

Когда мы выходим в эфир, нас узнают, говорят, как бы нескромно это ни звучало, что мы самая активная, ведущая радиостанция Казахстана, с удовольствием с нами общаются. Вот, например, сегодня выхожу в эфир и получаю такие отзывы. «Слышу постоянно детские голоса, рад встрече», - говорит Александр из Ачинска (Красноярский край, РФ). «Я всегда подхожу, когда ваши ученики появляются в эфире, обязательно уделяю внимание. Дети работают хорошо, активно. Так держать! Всегда рад слышать ваших детей», - отзывается Сергей из Липецка. Приятно? Конечно! И мне, и моим ребятам.

Вообще, радиоспорт очень популярен во многих странах мира, особенно в Японии (здесь вообще самая высокая доля радиостанций), в США, в странах Европы, в России. В Казахстане тоже довольно много радиолюбителей. Это направление у нас неплохо развивается.

- 58 лет в одной школе, на одном месте… Не считая ещё одиннадцати лет учёбы здесь же. Не надоело?
- Нет, нисколько. Хотя дома периодически спрашивают: «Когда ты уже оставишь свою школу?».  Это, конечно, большой труд. Детей надо научить пользоваться аппаратурой, хотя бы основными настройкам. Надо обслуживать всё оборудование, с которым мы работаем. Но меня к этой технике тянуло с детства, и не представляю себе другого занятия, другой работы. Это, наверное, так же, как любовь к музыке или живописи закладывается природой – либо есть, либо нет. Не каждому даётся, например, играть на пианино, так и электро-, радиотехника притягивает не каждого. Но раз появившись, это увлечение не отпускает никогда. Мне 78 лет, а возраст не чувствуется, наверное, потому что всё время с детьми, молодёжью. Некогда стареть. По сей день всё интересно, во всём хочется участвовать.

В кабинете хранится больше десятка альбомов с историей школьной радиостанции в фотографиях и документах

И к тому же трудно найти себе замену. Надо чтобы человек был и с высшим педагогическим образованием, и с радиотехническими навыками, и болел за всё это дело. Требуют постоянного ухода аппаратура радиостанции, антенны, которым периодически бывает нужен и ремонт, например, после ураганов. К тому же в нашей школе за годы собрано много электротехнического оборудования, и всё оно действующее. Конечно, кто-то может сказать, что оно морально устарело, проще заменить современной электроникой. Но ведь в этом наша уникальность, ни у кого такого больше нет. Это почти как музей, только не застывший, а живой. У нас, например, в рабочем состоянии телефонная станция с многоканальным телефоном, у нас есть радиоузел, с которого можно вести работу как по всей школе сразу, так и по отдельным объектам, 50 лет (столько же, сколько лет этому зданию) работают электронные часы по всей школе, которые тоже сконструировали мы сами. Надо следить и за автоматизированными кабинетами, многие из которых действуют уже более 40 лет. У нас это всё сохранилось во многом потому, что я работал на одном месте, пополнял базу в том числе благодаря бывшим ученикам, которые помогали какими-то деталями, материалами. Очень жаль, если это всё в какой-то момент отправится на металлолом или свалку. Надеюсь, что всё же найдётся человек, в надёжные руки которого я своё хозяйство передам с лёгким сердцем и удовольствием.  

  

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.