Человек неглупое существо, и у него есть много возможностей для адаптации

Выпуск - №43(591)   :   22.11.2023
1755

Старший преподаватель кафедры биологии, экологии и химии КРУ им. А.Байтурсынова, магистр биологии Сергей КОЖЕВНИКОВ не только хороший теоретик, но и успешный практик в изучаемых им науках. А ещё он обладает обширными знаниями о том, что касается жизнедеятельности человека в биосфере. О том, что сейчас происходит с природой, и об антропогенном факторе наша беседа с Сергеем Константиновичем.

- Инфоповодом к диалогу послужило внезапно случившееся у нас северное сияние. Явление, конечно, крайне необычное для наших широт. Но удивила реакция многих людей: вместо интереса к событию какие-то мракобесные высказывания про апокалипсис, про знамения, про «звоночки» грядущих аномалий… Давайте объясним с научной точки зрения.

- С научной точки зрения – это атмосферное явление, вызванное солнечной активностью. Есть интересный интернет-ресурс, который показывает напряжённость магнитного поля Земли и скорость солнечного ветра. Произошедшее событие было уникально тем, что скорость солнечного ветра была относительно небольшая, а плотность оказалась существенно выше обычной. Например, в 2005 году была солнечная буря мощностью на два порядка выше нынешней, но плотность солнечного ветра регистрировалась совсем небольшая – 0,85 см3, тогда как недавний показатель – 43,68  см3. То есть, вероятнее всего, вот эта повышенная плотность солнечного ветра смогла «продавить» магнитное поле Земли, и северное сияние возникло там, где оно не должно было быть. 

- Необычные природные явления часто преподносятся как аномалии, что даёт повод для бурного обсуждения в сетях на тему «конец света близок». У нас действительно сейчас чаще встречаются отклонения от нормы?

- Давайте для начала определимся с тем, что считать нормой, а что аномалией. Аномальное природное явление должно рассматриваться в исторической перспективе. То, что для нашего столетия является аномальным, скажем, 800 лет назад было нормой. То есть, мы не можем в настоящий момент сделать вывод о каком-то серьёзном аномальном процессе. Да, есть глобальное потепление, к примеру. Но причины его, несмотря на то, что описаны в научной литературе (повышение содержания СО2, парниковый эффект и т.п.), чётко не определены. Я вообще противник современной теории о том, что человек является причиной глобального потепления. Есть тенденция потепления, начавшаяся около тысячи лет назад, которая то активизируется, то притормаживает из-за вулканической деятельности. Человечество может её ускорять, накладывая определённые факторы, но оно не является причиной. К примеру, содержание выбросов СО2 сократили, но ничего не изменилось. Придумали бороться с метаном, а виноватым объявили крупный рогатый скот. При этом молчат, что в замкнутом цикле всё отличным образом перерабатывается теми же коровами. Если уж говорить о метане, то обвинить надо и страны, выращивающие рис, потому что он растёт на заливных полях, а это источник болотного газа, то есть, метана. Что же теперь запретить странам Азии выращивать рис? Это глупость. 
То есть, мы на самом деле не знаем причин глобального потепления. И большие финансовые средства вкладываются в «ветряные мельницы». Мы боремся с выбросами СО2, создаём водородную энергетику, где только можно внедряем солнечные батареи и ветряки. Тем самым мы пытаемся предотвратить климатические изменения. Но с климатом бороться бесполезно, бороться надо с последствиями. Если глобальное потепление вызывает недостаток пресной воды, то нужны водосберегающие технологии в сельском хозяйстве, нужны подземные водохранилища для создания запасов воды. Почему Иран с древности их имеет, потому что они когда-то сталкивались с этой проблемой. Древние государства тоже переживали глобальное потепление (кстати, средние показатели температуры на заре нашей эры были выше нынешних) и понимали, что бороться надо с его последствиями, поскольку с причинами ничего не поделаешь. Это естественный геологический цикл, который мы не можем предсказать, потому что история человечества по сравнению с историей планеты до такой степени мала, что невозможно найти причины и тенденции. Никто не знает почему начался ледниковый период, почему он прекратился… В протерозойскую эру был ледниковый период, когда Земля была покрыта льдом полностью, и этот период длился 35 миллионов лет, в отличие от последнего, который продолжался около 200 тысяч лет. Что стало причиной этих изменений? Мы не можем сейчас сказать. Возможно, солнечная активность, возможно, что-то ещё… 

- То есть, наша задача встраиваться в существующие условия, по возможности не усугубляя ситуацию? 

- Наша задача адаптироваться, видя тенденцию, которую мы не можем изменить. Мы не видим на самом деле причин и не можем их изменить, зато прекрасно видим последствия. И, соответственно, надо вкладывать финансовые, материальные ресурсы не в то, чтобы «сражаться с ветряными мельницами», а в то, чтобы готовиться к преодолению имеющихся и возможных последствий. Например, есть тенденция повышения уровня мирового океана, значит надо строить дамбы, которые будут задерживать воду и не дадут затопить города. Или переселение народов, или создание мероприятий по водосбережению, увеличение лесных массивов… Всё это нам по силам в отличие от мнимого противодействия природным изменениям. Многие забывают о том, что леса являются главным водосберегающим ресурсом на нашей планете, они не только кислород производят, но и дают возможность накапливать влагу. 
Однако сейчас мы видим механизмы, позволяющие определённым группам манипулировать общественным мнением и зарабатывать на проблеме глобального потепления. Тут и СМИ активно подключаются, пугая население сообщениями про аномалии, потому что негативная информация всегда вызывает больший отклик, чем позитивная, просто потому, что по своей биологической природе человек активно реагирует на потенциальную опасность. Вот, к примеру, сейчас у нас тёплый ноябрь, уже говорят о его аномальности. Но я, занимаясь садоводством, прекрасно помню, что высаживал землянику пять лет назад 17 ноября, то есть, земля была достаточно тёплая для этого. Просто мы не помним события, которые были, скажем, пять лет назад. И когда нам где-то в соцсетях или телевизионных, газетных новостях говорят об аномальном событии, мы считаем его таковым, не зная или забывая, что раньше были события, похожие на это. На таких сообщениях легко хайповать, собирая подписчиков. 

- Такое ощущение, что грамотность человечества с развитием цивилизации не сильно улучшилась. Как в средние века пугались грозы, кометы, каких-то свечений в атмосфере, считая их предвестниками конца света, так и сейчас нередко реагируют подобным образом, с воодушевлением распространяя слухи под девизом «мы все умрём»…

- Мы все смертны. Но человечеству в целом скорый конец, я думаю, не грозит. Это совсем неслабенький вид обитателей планеты. Люди довольно устойчивы и приспособляемы. Знаменитый писатель и философ Станислав Лем в ответ на вопрос, что будет с человечеством, когда имеющиеся энергетические ресурсы закончатся, сказал: «Когда человек сожжёт последний кубометр газа и последнюю каплю нефти, он тотчас же найдёт новый ресурс». Человек неглупое существо, и на самом деле у него есть много возможностей для адаптации. Просто всё накладывается на экономику, на психологию, на материальные ресурсы, которые определённые группы людей зарабатывают за счёт того, что создают картину глобального кризиса. Выделяются огромные средства на преодоление этого кризиса. Мы несём затраты на проекты, от которых полезного действия нет. А в перспективе можем получить плачевные результаты из-за того, что не подготовились к тем последствиям, которые вполне реальны.

- Вы упомянули необходимость озеленения. С этим у нас, кажется, не очень хорошо.

- С озеленением у нас совсем плохо. В городе более или менее работа ведётся, возможно, не очень качественно, но хоть так. А вот с лесозащитными полосами ситуация грустная. Взяли повырезали тополя по рудненской трассе… А кто их будет восстанавливать? В других местах та же история. Я не слышал, чтобы у нас была программа по восстановлению лесозащитных насаждений. А они играют важнейшую роль: это ветрозащита и защита плодородного слоя. Когда такие насаждения приходят в негодность, а мы ничего не делаем, это приводит к тому, что появляются чёрные бури. Вот начнут у нас они случаться, тогда, наверное, все спохватятся, закричат об аномалии… Лесозащитные полосы необходимы для сохранения плодородного слоя почвы, вдоль дорог они защищают поля от выбросов автомобильного транспорта. Именно лиственные деревья, в особенности тополя, задерживают большое количество вредных веществ, которые иначе попали бы в почву. 

- Сейчас много говорят о формировании экологической культуры, даже в детсадах и школах разработаны соответствующие программы. А какова вообще в нашем регионе экологическая ситуация? В чём у нас главная проблема?

- Экологическое воспитание само по себе – это прекрасно. Но когда говорят о существующих проблемах, почему-то умалчивают основную – активное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве. Источник опасности даже не промышленность, которую чаще всего ругают в загрязнении окружающей среды. Существующий экологический кодекс делает всё, чтобы промышленность меньше влияла на окружающую среду. Например, промышленных стоков у нас в реку не бывает, сброс идёт в специальные пруды-испарители. То есть, в данное время промышленность не оказывает такого влияния на здоровье населения, как сельское хозяйство. Широкое использование различных групп ядохимикатов, особенно если это бесконтрольно, приводит к тому, что вредные вещества оказываются в продуктах питания за счёт явления биоконцентрирования. А потом мы получаем целый спектр различных заболеваний, в особенности у детей. Я 20 лет работаю в вузе, и мне есть с чем сравнить. Если в то время, когда я начинал работать, самой частой причиной отсутствия студента на занятии была «встречал на вокзале сумку с продуктами», то сейчас «был у врача». Причём, болеют реально. Мои студенты в 18 лет знают такое количество лекарственных средств, какое мне трудно представить. Качество продуктов питания – это как раз та глобальная проблема, которую нужно решать, но о которой почему-то мало кто говорит. 
И  этим связана ещё одна проблема – исчезновение дачников как вида. У нас нет программы по поддержке садово-огородных товариществ, частных подворий. Поколений, умеющее и желающее выращивать овощи и фрукты, уходит, а смены ему нет. Каков будет итог? Нам негде будет взять экологически чистые продукты, придётся довольствоваться привозимыми. А вот какого качества – большой вопрос. При этом те изменения климата, которые происходят, делают садоводство и огородничество в нашем регионе более комфортным и успешным: увеличился период вегетации, нам стало доступно большее разнообразие видов и сортов культур. К сожалению, в это же время практически исчезли специалисты-садоводы, остались только полеводы. Исчезли плодоовощные хозяйства…. На мой взгляд, здесь нужна государственная программа по восстановлению и развитию этого аграрного направления и вообще экологического контроля в сельскохозяйственном производстве. Иначе, очень скоро нам просто не из чего будет выбирать: либо элитная и очень дорогая экопродукция, доступная единицам, либо продуктовый «ширпотреб» с риском для здоровья.            

Светлана ОФИЦЕРОВА

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.