Джаз развивает интеллект

Выпуск - №48(495)   :   09.12.2021
4597

В Костанае состоялся XXII музыкальный фестиваль «Джаз-бомонд-2021», который вот уже много лет собирает лучших джазовых музыкантов Казахстана и зарубежья на сцене областной филармонии. После посещения фестиваля всегда хочется разразиться большой статьёй с впечатлениями, но вроде бы не тот формат у «Учительской плюс». Поэтому, когда в представлении очередного музыкального коллектива я услышала «доцент кафедры искусства эстрады…» я тут же решила после концерта найти этого педагога и взять интервью. Что и сделала. Знакомьтесь: джазовый пианист, преподаватель, доцент кафедры искусства эстрады Казахского национального университета искусств (г. Нур-Султан) Ольга ДЖУЛДИЕВА. 

- Вы преподаёте фортепиано с джазовым и эстрадным уклоном. Я так понимаю, на это есть спрос?
- И ещё какой. Самый большой конкурс абитуриентов именно у нас. Потому что эстрада – это то, что из культуры вычеркнуть уже невозможно. То есть, если раньше преподавание в вузах было преимущественно в русле классики, то сейчас пришли к тому, что эстраде, джазу необходимо учить со всей серьёзностью. В этом направлении музыкальной деятельности должны работать такие же профессионалы, как и в любом другом. Джаз и эстрада должны быть обучабельны, и за это должны браться мастера этого жанра. Вот уже семнадцать лет работает наша кафедра, и мы выводим на профессиональный уровень музыкантов. 

- Джаз – это для вас что-то очень близкое и любимое? Как вы к нему пришли?
- Без любимого здесь вообще невозможно. То есть это тот жанр, в котором ничего не получится, если ты не этим не живёшь, не болеешь душой. Я училась в Алматинской государственной консерватории имени Курмангазы, и в этом городе сложилось тесное общение с джазменами. Алматы вообще дышит джазом с давних пор. И меня пригласили на работу в Президентский биг-бенд, который формировался в Астане. Туда я переехала, и там началась моя джазовая карьера. На костанайском фестивале я впервые. Мы знали, что здесь всё круто. Но больше всего порадовал биг-бенд Александра Евсюкова, потрясающе звучат, я даже позавидовала и порадовалась, что здесь такой замечательный коллектив. Я родом из Аркалыка и поэтому мне вдвойне радостно за земляков, за то, что на костанайской земле джазовое искусство развивается на таком высоком уровне. 

- Как вы из Аркалыка поступили в консерваторию Алматы? Что помогло?
- Не знаю. Повезло, наверное. Я окончила музыкальную школу, потом училище, потом консерваторию, аспирантуру… Я восемнадцать лет училась. Всё прошла, попахать пришлось. Но это того стоило. И приятно, что на государственном уровне наш труд замечают, отмечают. Мне дали заслуженного деятеля, доцента. Я благодарна за это внимание.  

- Но всё-таки джаз остаётся, скажем так, на любителя…
- На самом деле джаз – не отдельная структура. Все рэперы, все эстрадники, все вокалисты, группы, которые сейчас в ушах у молодёжи, они в своём инструментальном составе имеют именно джазменов. Джаз – это школа. Если вы таблицу Менделеева не знаете, вы химиком не станете. Так и если ты не прошёл джазовую школу, не будешь ты ни нормальным эстрадником, ни рэпером, ни рокером. Вся музыка питается от джазовой школы. Она своими знаниями, своей гармонией питает сейчас всю эстрадную культуру, всю фьюжновскую культуру, всю современную музыку вообще.

- То есть, и вы как преподаватель, и ваша кафедра даёте будущим музыкантам базу, без которой нет творческого развития?
- Да, верно. Я и сама выступаю в группе, в шоу-бизнесе, но для нас всех базовое – это джазовое искусство, потому что именно оно даёт уровень мышления, который позволяет работать потом хоть где. Конечно, последние два пандемийных года, когда мы сидели без концертной практики, страшно подломили наш уровень подготовки. А учитывая, что музыкальное образование – одно из немногих, где занятия носят исключительно индивидуальный характер, образовательный уровень было очень сложно поддерживать. Но мы сейчас возрождаемся, рады тому, что имеем возможность двигаться дальше, видим прогресс. Вот и приезд на костанайский фестиваль тому подтверждение: мы с преподавателем ударных инструментов Юрием Шевченко привезли очень талантливых ребят, с которыми специально для фестиваля организовали проект. Это очень полезно для студентов, их незаурядным способностям необходима поддержка, подпитка публики, погружение в атмосферу музыкального сообщества.

- Джаз развивает человека интеллектуально? Полезно детям слушать джаз?
- Определённо. Очень развивает и очень полезно слушать детям, полезно изучать, заниматься джазовой музыкой в кружках, музыкальных школах. Джазовое мышление даёт потрясающие возможности как для музыканта, так и для любителя разного уровня. Прежде всего, своей внутренней свободой. Только в джазе возможна импровизация. А что такое импровизация? Это умение думать, фантазировать здесь и сейчас. Это прекрасно развивает детей. Я, к сожалению, сейчас мало занимаюсь с детьми-школьниками, преподаю в основном студентам, но уверена, что детей с младшего возраста можно и нужно учить джазу. Не надо противопоставлять: это классика, а это джаз. Всё можно подавать параллельно в учебном процессе. И классику, и фолк можно легко перевести на язык джаза. Это очень большая свобода. Но от этого и большая ответственность в формировании вкуса, мышления, чувства меры и такта. Мы, как носители джазового языка, должны правильно и профессионально подавать знания. Чтобы люди не просто понимали, но и получали удовольствие от этой культуры. Я думаю, мы к этому придём.        

Светлана ОФИЦЕРОВА

Наличие в стране успешно работающих СМИ – это жизненная необходимость
Вячеслав ПОЛОВИНКО: «Современной журналистике не хватает рок-н-ролльности»
Мы все заслужили этот орден
Дмитрий ПАВЛЕНКО: «Надо показать, что ты пришёл не разрушить, а создать, сделать лучше»
Чтобы достичь успеха, надо уметь думать
Петер ЭНДЕРС: Надо внимательно читать классиков и учиться у мастеров.
Владимир Моторико: «Мне никакая тема не страшна»
Владимир МОТОРИКО: «Всем, что я умею, обязан своему деревенскому детству»

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.