Елена ВЕНГЕРСКАЯ: «Оценку за ребёнка нам поставит жизнь»

Выпуск - №49-50 (395-396)   :   25.12.2019
254

Шесть медалей, пять из которых золотые, больше десятка призовых дипломов, плюс признание в педагогических сообществах разных городов и стран – таковы итоги уходящего года для руководителя образовательного центра «Ак ерке» Елены Венгерской. Вишенкой на торте стала государственная премия за общественную деятельность в образовательной сфере. Подробности – в беседе с Еленой Владимировной.

- Этот учебный год – 20-летие «Ак ерке»: начальная школа, детский сад, студия. Мне приятно подойти к этому рубежу с хорошими результатами. Этот год оказался очень продуктивным на дипломы, медали, завоёванные в различных профессиональных конкурсах дошкольного и начального образования. Я себе поставила цель ежемесячно участвовать в каком-то конкурсе, чтобы искать, творить, создавать. Мозг должен постоянно работать, тем более что я руководитель организации и должна показывать пример. В этих же конкурсах участвуют и мои педагоги. Вот буквально в декабре на конкурсе в Нур-Султане Диана Струговец получила диплом «Лучший педагог по подготовке к школе». И у каждого из наших педагогов есть достижения. Как только объявляется какой-то конкурс в образовательной сфере, мы сразу же участвуем. Для этого надо перелопатить гору литературы, переосмыслить то, что мы делаем, то, что делают коллеги в ближнем и дальнем зарубежье, в Казахстане, следить за новаторством, стараясь все методики, которые есть, применять у нас, адаптировать к нашим условиям. И это непрерывный процесс. Совмещая, казалось бы, несовместимое, мы создаём собственные приёмы работы, которые позволяют достигать успехов. Наша задача – достучаться до каждого ребёнка, с каждым получить нужный результат: хорошая речь, быстрое чтение, грамотное письмо, коммуникабельность, умение учиться… Сколько детей, столько и задач, столько и методов работы. Это творческий путь, который мы прокладываем каждый раз заново. И это, конечно, трудно, но безумно интересно. А потому так интересно делиться своими находками, наработками с коллегами. И если ещё и получается заслужить признание, то получаешь мощный стимул для дальнейшей работы.

- Какие победы вы назвали бы самыми значимыми в этом году?  

- Я заняла 2 место в республиканском конкурсе «Современный руководитель детского сада и начальной школы», проходившем в Нур-Султане. Для меня это очень значимо. Под занавес года получить государственную премию в области образования – это результат из результатов, о котором я даже не мечтала. Государственную награду за работу в сфере неправительственных организаций мне уже доводилось получать, правда, довольно давно. Это был приз за лучшую работу с молодёжью в Казахстане, мне вручили статуэтку «Таным», она по сей день у меня хранится. В этот раз оказалось, что помимо диплома вручена была и солидная денежная премия, что стало большим сюрпризом. Но самое большое значение для меня имеет не столько сам факт победы, сколько возможность посредством профессиональных соревнований двигаться вперёд. Почему я участвую во всех конкурсах и свой коллектив в это вовлекаю? Надо совершенствоваться, надо изучать всё новое, надо читать и перечитывать. Узнавать, что делают коллеги, соседи, за рубежом. Надо смотреть, участвовать. Мы обмениваемся знаниями, сотрудничаем, обретаем друзей. Я даже не думала, что так много настоящих фанатов в педагогике, так много профессионалов в образовании.И эти конкурсы нам дали возможность сдружиться.

- Вы упомянули государственную награду, полученную за работу с молодёжью. Ведь именно вы в 1996 году придумали конкурс подобный нынешнему чемпионату профессионального мастерства «WorldSkills». Это был первый в Казахстане конкурс для рабочей молодёжи «Профи», на который съезжались начинающие специалисты со всей страны.

- В то время довольно много делалось для творческой молодёжи, для тех, кто поёт, танцует. А для рабочей молодёжи не было ничего. И родился такой проект: вместе с комитетом по делам молодёжи, туризму и спорту мы вывели на сцену именно рабочую молодёжь: каменщик, медсестра, швея, парикмахер, официант, кондитер, водитель и многие другие молодые ребята смогли проявить свой профессионализм, смогли посоревноваться, показать, какой интересной, творческой, талантливой может быть рабочая специальность. И какой это дало импульс для поднятия уровня качества труда! Как все стремились попасть на наш конкурс, выиграть в нём исключительно за счёт своего мастерства. 15 лет шёл «Профи», послужив толчком для роста технического и профессионального образования. Несмотря на то, что начиналось всё это в довольно трудные годы, когда и дефолт 1998 года случился, и экономический кризис тряхнул весь мир. В любое время очередь выстраивается к профессионалам, и поэтому надо развиваться, надо вкладывать в себя.

- Как проявляется профессионализм в образовании?  

- Прежде всего, жаждой творчества, поиском новых путей развития. Вот пример. 12 декабря в Нур-Султане я получала премию, а 14 декабря 46 педагогов со всего Казахстана в течение целого дня осваивали новые программы в дошкольном образовании на международном фестивале «После трёх не поздно». Это были неравнодушные люди из государственных и частных дошкольных организаций, которым есть что показать, чем поделиться и которые хотят продолжать учиться. Я на этом фестивале была спикером и делилась нашими наработками в области «Буквограммы». С прошлого года мы начали её применять, познакомившись с автором Светланой Шишковой. «Буквограмма» позволяет задействовать нейрофизиологические процессы и достигать положительных результатов по коррекции устной и письменной речи. Работе с этой методикой я училась в Москве и обучила свой коллектив. Что скрывать, сейчас стало много детей с различными образовательными проблемами. Для этого есть специализированные учреждения, но есть и родители, которые хотят, чтобы их дети занимались вместе с другими ребятами в обычном детском саду или школе. И мы должны уметь работать в этом направлении. Те методики, которые мы применяем, как раз и работают на детей с разными образовательными сложностями. И спасибо, что есть новаторы, есть готовые учебники, игры, методические материалы, которые нужно только осваивать и применять. Одна из таких, которую я тоже показывала на фестивале – это  программа «VayToy». Она строится на обучении в движении. Когда ребёнок целый день сидит, очень трудно завладеть его вниманием, вызвать интерес. А педагоги-новаторы, которые проводят обучение в движении и игре, получают результат. Играя, обучайте, дорогие педагоги.

- Многие эту фразу повторяют, но не все знают, как это делать.

- «Vay Toy» – это обучающие игры, которые позволяют ребёнку двигаться, тем самым эффективно усваивать те знания и информацию, которую хочет донести педагог. Здесь используются большие буквы, цветные геометрические фигуры и другие учебные предметы, которые можно брать в руки и раскладывать согласно заданию. Ребёнок при этом находится в движении, в увлекательной игре. Кстати, в международном конкурсе по разработке новых игр в рамках этой методики мы заняли 2 место, уступив только педагогам из Эстонии. Эти игры дают возможность бегать, прыгать, складывать, а в итоге мы получаем желаемый результат. Марк Вайнапель, автор этой методики говорит: «Двигательная активность и концентрация внимания – вот прямая связь». И в своём детском саду мы видим, как это работает на деле. Таких методик сейчас много, они по всему миру разбросаны, а я их ищу и запускаю в работу. Вот, например, недавно приобрела тренажёры по скорочтению. У нас работают программы по эмпатии, по интерактивному обучению, по социальному партнёрству. Всё это творчество, это наше желание научиться новому, применить, усовершенствовать по-своему и получить результат.

- Сейчас много говорят о том, что когда ребёнок приходит в школу, он оказывается к ней не готов. Пропадает мотивация, нет усидчивости, терпения, не развито мышление. Почему это случилось?

- Это случилось не вдруг. Сейчас эта проблема обострилась, потому что нагрузка в школе большая, много разных задач должен решать ребёнок в начальных классах. А он не научен работать. Меня удивляют родители, которые говорят: «Я не собираюсь ребёнка напрягать из-за школы. Я не собираюсь его рано будить. Я не хочу его перегружать». Уважаемые родители, всё формируется в дошкольном возрасте. И если мы не приучим ребёнка рано вставать, если мы не приучим его исполнять элементарные требования: ухаживать за собой, за своим рабочим местом, мы не сформируем гражданина. Новые методики обновлённого образования интересные, плюсов в них больше. Но надо быть готовыми работать, смело двигаться вперёд. Учитель-практик должен быть самым главным новатором. И тогда обновлёнка будет удобным, полезным инструментом. А работа с родителями – это особая тема. Я без устали объясняю, что пока вы не отойдёте от телевизора, пока вы не выпустите из рук смартфон, пока вы не начнёте заниматься с ребёнком, никакой самый замечательный педагог не поможет достичь желаемого результата.

- Ребёнок должен уметь читать, считать, учить языки до школы? Нередко слышишь от родителей: «А зачем? В школу придёт, его там всему научат».

- Где в классе 36 детей? Сомневаюсь, что это будет так просто. Поэтому мы сталкиваемся с детьми, которые во 2, 3 классе не то что читают плохо, но и буквы не все знают. Нет неспособных детей, есть взрослые, которые не хотят им помогать развиваться. Все дети почемучки, все они хотят знать, хотят учиться, мы им просто обязаны отвечать на вопросы и помогать узнавать всё новое и новое, а не тормозить их своей ленью. Если родителю ничего не интересно, то он и ребёнку даёт установку: ничего не интересно. Не спрашивай, не мешай, не лезь, не твоё дело! А вот у меня есть такой пример: наш бывший ученик, который сейчас заканчивает 10 класс в Лондоне, уже понимает, что работодатель покупает голову, и он старается эту свою голову наполнить. Причём он своими знаниями набрал такие баллы, которые позволили ему учиться бесплатно. А начиналось всё в «Ак ерке», его знания по английскому и казахскому языку были лучшими. И он знает, что ему надо в себя вкладывать. Если мы будем ребёнка нацеливать, что придёт какой-то дядя и всё ему даст, то грош нам цена. Я не согласна с теми, кто говорит, что не надо напрягать детей дополнительными занятиями. Надо. Надо в них вкладывать, и надо приучать их трудиться. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и никто просто так вам ничего не даст. Это должны усвоить родители и объяснить это своим детям. Только тогда ты состоишься как родитель, когда твой ребёнок достигнет в десять раз больше, чем ты сам, а не повторит твой сценарий. И оценку за успехи ребёнка нам поставит жизнь.

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.