Искусство исторической культуры

Выпуск - №8 (455)   :   24.02.2021
157

Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия мы говорим с руководителем отдела об охране и использовании объектов историко-культурного наследия государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай» (Северо-Казахстанская область) Владимиром ИСКРИЖИЦКИМ.

- В Казахстане на государственном уровне уделяется большое внимание памятникам истории и культуры. Но немногие граждане нашей страны представляют, в чём заключается работа государственных служащих, которые охраняют памятники историко-культурного наследия. Расскажите, в чём заключается ваша деятельность как руководителя отдела по охране и использованию объектов истории и культуры?

- Без сомнений, правительство Казахстана уделяет огромное внимание сохранению истории и культуры нашей страны. Об этом говорят принятые программы, озвученные Первым Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в ежегодных посланиях народу Казахстана. У всех на слуху такие названия программ, как «Сакральная география Казахстана», «Тұган жер». Но скажу, что на законодательном уровне был издан закон РК «Об охране и использованию объектов историко-культурного наследия» от 26 декабря 2019 года. И согласно этому закону все памятники истории и культуры находятся под защитой государства. И даже памятники истории, относящиеся к истории Казахстана, но находящиеся за рубежом, также находятся под охраной Республики Казахстан. Приведу примеры: могила султана Египта Бейбарыса, расположенная в Сирии в мечети Омейядов Дамаска, могила учителя Востока аль-Фараби также в Сирии, зират хана Ораза Мухаммеда в России в Рязанской области. И власти Казахстана помогают реставрировать сакральные памятники.  

К памятникам и объектам истории и культуры относятся памятники архитектуры и градостроительства, сакральные памятники, археологические объекты, исторические комплексы, монументальные сооружения, бюсты и мемориальные доски, устанавливаемые на фасадах домов. И все эти памятники охраняются инспекторами, охраняются от так называемых «чёрных копателей-археологов», которые занимаются незаконной деятельностью, разъезжают по районам и областям Казахстана с металлоискателями, лопатами, вскрывают курганы, могильники, поселения и продают найденные артефакты на чёрном рынке для теневых коллекционеров. Встречаются такие случаи, когда чёрные копатели выдают себя за официальных археологов, палеонтологов, исследователей прикрываясь именами известных людей.


В. Искрижцкий, В. Зайберт (первооткрыватель), В. Матюшин (инспектор по охране), У. Кулбаев (директор музея)

- Как удается вычислять «чёрных копателей»? Какие меры принимаются в случае, когда их обнаруживают? 

- У любой исследовательской экспедиции (археологической, географической, экологической, палеонтологической) или группы реставраторов должны быть соответствующие документы, чаще всего это государственная лицензия дающая право на проведение этих работ. Если таких документов нет, значит, они являются чёрными копателями, которые наносят непоправимый ущерб истории и культуре Казахстана. И это уголовно наказуемое деяние. 
И ведь даже сегодня много памятников истории, которые должны быть выявлены, исследованы и внесены в список охраняемых объектов. Яркий пример – поселение энеолитического периода Ботай, где впервые человек смог одомашнить лошадь. И первооткрыватель Ботайской культуры Виктор Зайберт говорит о том, что здесь, на археологическом памятнике Ботай исследования, которые длятся 40 лет, могут затянуться ещё на несколько десятилетий. Поэтому отдел охраны музея-заповедника «Ботай» на сегодняшний день занимается созданием охранного заграждения вокруг археологического памятника, чтобы защитить не только от незаконных раскопок, но и от домашнего скота, который иногда заходит на территорию памятника.   


Костанайские студенты в реконструированном ботайском жилище

- Как используются объекты историко-культурного наследия в Казахстане? Может ли любой гражданин нашей страны приехать и посмотреть исторический памятник? Существуют ли какие либо правила поведения для туристов на памятных местах? 

- Безусловно. Согласно закону, объекты историко-культурного наследия предполагают образовательную, художественную, культурную, туристическую, историческую цель. В Ботай приезжают целыми школьными классами, семьями. Мы просим, чтобы у исторических памятников посетители вели себя уважительно. Ведь культура – это не просто приехать посмотреть на что-то удивительное, красивое, древнее. Это, в-первую очередь, уважение к истории своей страны. Мы сталкивались с ситуацией, когда школьники разбрасывали по территории памятника пластиковые бутылки, обёртки, пакетики от семечек. Да что говорить, даже пожилые люди иногда ведут себя как школьники, проявляя тем самым неуважительное отношение к своей истории, природе, историческим личностям. Сам был свидетелем такого отношения на комплексе Ботай-Бурабай, когда пожилые женщины разбрасывали семечки по территории. И конечно, мы просим убирать за собой. Вот даже на археологических раскопках, которые проводятся на памятнике Ботай, мы просим студентов не мусорить, не курить и не разбрасывать окурки. А взять весь мусор, положить его в пакет, увезти с собой и где-нибудь в населённом пункте положить в мусорный бак. И хочу пожелать всем, и родителям и учителям школ, студентам, преподавателям, туристам отечественным и зарубежным оберегать и уважать объекты старины, воспитывать в молодом поколении чувство гордости за такие исторические памятники. 


Куаныш  АБИЛЬМАЛИКОВ,
научный сотрудник государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай»

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.