Из любого положения всегда есть выход

Выпуск - №6(603)   :   15.02.2024
6680

В феврале Региональному центру психологической поддержки и дополнительного образования исполняется пять лет. Его отличительная особенность и крайне важный вектор деятельности – развитие психологической грамотности взрослых, формирование психологического благополучия детей. Об и поговорим подробнее с директором РЦППиДО Еленой ПЕТРЕНКО. 

- Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования был создан на базе Детского центра в 2019 году. Конечно, вначале было сложно, потому что опыта в создании такого центра ни у кого не было, и до сих пор он единственный во всём Казахстане, – рассказывает Елена Александровна. – Акимат поставил задачу – понизить суицидальность среди несовершеннолетних в нашей области. На момент 2018 года этот показатель был высоким, но уже за первый год нашей работы удалось снизить его с 50 случаев до 37. Из года в год мы снижаем этот показатель совместно с психологическими службами городов и районов, с заинтересованными ведомствами и соответствующими специалистами. На данный момент можно уверено сказать, что у нас сформирована отлаженная система профилактики деструктивных поведений детей и подростков. В каждом городе и районе области есть представители регионального центра. В самом РЦППиДО сейчас работают девять психологов, семь методистов и специалисты, которые осуществляют техническую поддержку. Ещё у нас есть мобильная группа, оперативно выезжающая по тревожным случаям для консультирования. Также этой командой проводятся семинары по районам и работа с участниками образовательного процесса. Кроме того, у нас действует телефон доверия, который работает круглосуточно. На «горячей линии» задействованы четыре специалиста, хорошо владеющие казахским и русским языками. Поддержка по телефону бывает очень важна, когда у человека стоит вопрос жизни и смерти. 

Обычно телефонная консультация – это первая ступенька на пути к прохождению консультаций в нашем центре. Вообще консультации сейчас очень востребованы, проходят в очном или дистанционном формате – всё зависит от потребностей клиента. И если в 2019 году, когда мы только открылись, 80% консультирования приходилось на Костанай, то сейчас 40% клиентов – это люди из городов близлежащих областей, что говорит о востребованности центра в других регионах страны. Учитывая профессиональную тайну и интересы тех, кто к нам обращается, все системные консультации проводятся анонимно. После первой консультации человек записывается столько раз, сколько это необходимо для получения стойкого результата. Были даже случаи, когда мама приезжала с пятью детьми, и всем оказывалась профессиональная помощь. За каждым ребёнком закрепляется специалист, с родителями тоже проходит индивидуальная работа. Во фронт-офисе всё хорошо оборудовано, у нас имеется электрический подъёмник, который позволяет в полной мере помогать людям с ограниченными возможностями. Кроме того, у нас есть комнаты для тренинговой работы, семейной терапии, в работе используем различные психологические методы и подходы. Наш центр работает совершено бесплатно. Часто бывают случаи, когда частные психологи обращаются к нам с просьбой принять мать или отца, у которых нет денег, но им требуется психологическая помощь. Мы, конечно же, принимаем всех участников образовательного процесса (дети, родители и педагоги). На сегодняшний день могу констатировать, что обращений от взрослых (педагогов и родителей) больше, чем от детей. А главной задачей центра было и остаётся снижение психологического напряжения в нашем регионе.

- Хотелось бы узнать о планах по развитию Регионального центра. Какие проекты у вас сейчас в приоритете?
- Сейчас, мы совместно с Центром информатизации и оценки качества образования Костанайской области работаем над новым проектом – программой автоматического диагностирования «Сигнал». Она обрабатывает анкеты с целью сокращения времени проверки персоналом и исключения возможных ошибок из-за человеческого фактора. Итоговый результат всегда будет верный. До окончания 2024 года, необходимо внедрить этот проект во всех районах и городах, чтобы психологи больше работали с детьми и меньше занимались бумажной волокитой. Программа «Сигнал» будет абсолютно бесплатной. Ещё одним интересным проектом в нашем центре является «Школа молодого психолога», где мы помогаем новым специалистам закрепиться в учебных учреждениях. Даём пакет методических документов, осуществляем практическую поддержку и вместе отрабатываем проблемные случаи. Более того, обучаем различным методам психологической работы: консультирование, коррекция, терапия. Параллельно активно ведется работа по развитию дополнительного образования с использованием психологической поддержки по укреплению семейных ценностей, личности ребенка. К примеру, в рамках республиканского проекта «Ұшқыр ой алаңы», ежегодно в феврале у нас проводится дебатный турнир среди школьников, родителей и педагогов под названием «Мы за справедливый Казахстан». В этом году он состоится 22 февраля. Дети, участвуя в подобных мероприятиях, развивают свои ораторские навыки, критическое мышление и способность рассуждать на различные темы, но главное еще больше укрепляют детско-родительские отношения. Все эти умения в будущем им обязательно пригодятся. 

- Каких успехов достиг Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования на уровне республики? Удалось ли стать примером для всей страны?
- В прошлом году у нас было более 25 побед на республиканском уровне, то есть наши дети показывают впечатляющие результаты, в связи с чем мы стоим на первых строчках в сфере дополнительного образования. Более того, нас включили в состав республиканской группы по развитию детских движений. В 2022 году мы заняли девять призовых мест на республиканском конкурсе юных музыкантов, что является весомым результатом. Более того, наши проекты «Үндестік» и «Семейный клуб», которые направлены на усиление педагогического и родительского блока стали известны в республике. И в связи с тем, что на протяжении четырёх лет мы демонстрировали уверенный показатель снижения суицидальности, представители республики ежегодно рекомендуют обращаться к костанайскому опыту и создавать подобные центры. По нашему опыту уже открывались отделы при помощи органов управления. А сейчас по поручению правительства страны ведётся целенаправленная работа по созданию таких центров во всех областях Казахстана. С сентября 2024 года они должны везде заработать. К примеру, открытие регионального центра в Шымкенте должно состояться уже в марте, а семь отделов-лабораторий, которые были сформированы в разных областях при управлениях образования и на базе нашего опыта, должны трансформироваться в центры уже в мае. 

- Как вы считаете, Региональный центр изменил отношение граждан к психологии? Донёс необходимость взаимодействия с  психологическими службами как работникам образования, так и родителям? 
- У многих детей были стереотипы, что если они идут к психологу, значит с ними что-то не так. Сейчас же, за пять лет работы центра, можно сказать, что мы видим значительное улучшение понимания задач психологии, работы специалистов. Количество обращений за психологической помощью растёт, и это отмечаем не только мы, но и частные психологи. На наш телефон доверия ежедневно поступает от 2 до 20 звонков, за прошлый год мы провели на 500 консультаций больше, чем за 2022 год. Это говорит о доверии к нашей психологической службе. Также мы сотрудничаем со СМИ, готовим с журналистами познавательные материалы психологической направленности. Кроме того, активная работа проводится и в интернете, где мы имеем аккаунты во всех популярных социальных сетях и других медиаресурсах. Это очень важно, потому что многие люди обращаются к нам за онлайн-консультированием. Ещё у нас есть такая форма работы, как прямые эфиры. Два раза в день наши эксперты проводят мини-лекции по интересующим аудиторию вопросам: кибербуллинг, трудности воспитания, нарушения детско-родительских отношений, адаптация первоклассников и на другие темы. И, конечно, с нами можно связаться через мессенджеры. В последнее время в нашем центре популярностью пользуется WhatsApp-консультирование. 

- Что вот уже пять лет вдохновляет вас и ваших специалистов?
- Меня вдохновляют сами дети, их навыки, результаты и стремление к изменениям. Хочется привести в пример проект «Жулдызай». Это творческий конкурс для детей с особыми образовательными потребностями. В конце этого конкурса для победителей проводится большой концерт в очном формате. В таких мероприятиях действительно поражаешься воле детей, которые, несмотря ни на какие проблемы со здоровьем, хотят творить, нести в мир позитив, радость, они замечательно поют, танцуют и читают стихи. Всё это крайне трогательно и мотивирующе. 

- Какова стратегия развития Регионального центра на следующие пять лет? 
- У нас множество планов, они генерируются каждый день, потому что мы живем этой работой. С этого года мы планируем начать обучение школьных психологов очными группами. Сеть – это хорошо, у дистанционного формата есть свои преимущества, можно охватить больше людей. Но всё-таки, чтобы обучать качественно и более предметно, необходимо работать с небольшой очной группой (20-30 человек). Мы успешно закончили трёхмодульную программу обучения психологов. Теперь нужно проводить практическую работу по профилактике буллинга, половому воспитанию детей и на другие темы, которые необходимо внедрять в учебных заведениях. Также у нас в планах обустройство комнаты практической психологии, где будет размещено больше специального оборудования. Но главное, чего бы мы хотели, так это чтобы у детей было понимание, что из любого положения всегда есть выход. Не существует ситуаций, которые нельзя благополучно разрешить. Есть поддержка и место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки.

Владимир ЛАКАМОВ

Я б в рабочие пошёл…
Римма БЕКТУРГАНОВА: «Нужно сделать большие инвестиции на республиканском уровне, чтобы проект «Рабочие профессии» дал результат»
Наличие в стране успешно работающих СМИ – это жизненная необходимость
Вячеслав ПОЛОВИНКО: «Современной журналистике не хватает рок-н-ролльности»
Мы все заслужили этот орден
Дмитрий ПАВЛЕНКО: «Надо показать, что ты пришёл не разрушить, а создать, сделать лучше»
Чтобы достичь успеха, надо уметь думать
Петер ЭНДЕРС: Надо внимательно читать классиков и учиться у мастеров.

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4