В последний день учебного года приятный сюрприз ждал учителя математики костанайской СШ №22 Наталью Станогину: директор департамента разработки контента «Bilim Media Group» Татьяна Сарсенова вручила ей диплом победителя республиканского конкурса «Учитель-новатор 2019» и сертификат на 500 000 тенге.
Разработчики образовательной платформы «BilimLand» пятый год проводят конкурс «Учитель-новатор» по номинациям «ИКТ на уроке», «ИКТ в воспитательной работе», «ИКТ в подготовке к итоговой аттестации и ЕНТ» и «ИКТ в малокомплектных школах». И очень приятно, что костанайский педагог стала победителем в номинации «ИКТ в подготовке к итоговой аттестации», получив заслуженный главный приз. Конечно же, это повод побеседовать с Натальей СТАНОГИНОЙ о её профессиональных достижениях, взглядах, приоритетах.
- Наталья Владимировна, что помогло вам стать одним из победителей такого серьёзного конкурса?
- Я провела открытый урок с использованием ресурса BilimLand. А когда узнала об этом конкурсе, по условиям которого участники как раз должны представить материалы уроков с применением разработок образовательной платформы, то решила принять участие и отправила конспект своего урока на отборочный тур. Из более 1500 работ жюри отобрало 56 финалистов, которые теперь должны были прислать видеозапись урока с использованием ресурса плюс свои идеи о том, как можно применять те материалы, которые предлагает BilimLand. Для финального видео мы с учениками 11 класса записали занятие по геометрии на тему «Многогранники». Основная идея – показать, как можно использовать геометрию в повседневности. Так как 11-классникам предстоит выбор профессии, мною были разработаны задания для групповой работы по специальностям «экономисты», «строители», «архитекторы», «биологи», а для повторения ребятами темы я использовала ресурс BilimLand. У нас была и своя изюминка: применение материалов с этого портала предполагает наличие компьютеров, но в обычных школах это не так просто, не все классы снабжены техникой в должном количестве, поэтому мои ученики работали со своими смартфонами. Поскольку учитель имеет возможность под себя зарегистрировать класс на BilimLand, доступ к этому ресурсу был у всех. Видимо, эту реальную ситуацию и оценили организаторы конкурса: ученики поработали с учебниками, тут же достали смартфоны и поработали с порталом BilimLand. В итоге я получила главный приз в номинации «ИКТ в подготовке к итоговой аттестации и ЕНТ».
- Материалы BilimLand действительно полезны учителям?
- Конечно. И не только учителям. Ученикам, конечно же, всегда нравится, когда на уроке происходит что-то новое, необычное. А эта образовательная платформа предлагает широкие возможности, много интересных разработок уроков по различным темам. И я в классе могу показать их детям, и ученик дома может открыть и посмотреть нужный ему урок. Есть видеообъяснение, есть к нему тренировочное упражнение, есть в конце тест. Это практически готовый урок, и если ребёнок, к примеру, болеет, то он может дома самостоятельно освоить тему. Тем более что упражнения интерактивные, сделаны занимательно. К сайту BilimLand прикреплен портал iTest для подготовки к ЕНТ, в ВОУД, к итоговой аттестации. То есть можно пройти тестирование и проверить свои знания. Удобно и то, и другое. Сайт BilimLand удобен для повторения (особенно в 11 классе), а на iTest мы решаем тестовые задания. Вся эта структура реально полезна. Конечно, лучше, когда у каждого ребёнка есть доступ к интернету. У меня есть ещё 6 класс, тут уже не у каждого смартфоны, да и бесполезно, они будут отвлекаться на посторонние вещи. Поэтому я использую экран, проектор и мы так же смотрим фрагменты уроков, решаем тесты.
- Не расхолаживает ли учителя такая активная помощь?
- Всё равно не получится взять полностью урок с BilimLand и не привнести ничего своего. Когда педагог готовится к уроку, он перелопачивает горы информации, нам одного учебника мало. Мы ищем интересные задания, игры, какие-то необычные формы подачи. Иногда чтобы подготовить элементарную контрольную, пересмотришь 20-30 вариантов таких контрольных, чтобы выбрать именно тот набор заданий, который тебе нужен. Поэтому выйти на BilimLand и полностью провести урок так, как он там структурирован, никогда не получится. Я строю свой урок, продумываю его, а потом уже под него ищу, что же есть интересного на BilimLand. Это не заменитель учителя, а помощник, ресурс, который можно использовать. Ну и, конечно, очень выручает ребят при пропуске занятий. Хотя моему 11 классу эта возможность не особо пригодилась, но вот тесты они решали активно. Тем более, тесты полностью соответствуют формату ЕНТ, итоговой аттестации.
- Как вам кажется, насколько нужно на уроках, грубо говоря, развлекать детей? Сейчас же много говорят о том, что урок должен быть занимательным, нескучным, рекомендуют вводить игры, конкурсы и т.п.
- Я не очень это приветствую. Когда пошла мода на электронные презентации, флипчарты, у меня возникло сравнение с балетом: смотреть «Лебединое озеро» по телевизору и на сцене – это огромная разница. Так же презентация и когда учитель рассказывает – две большие разницы. Поэтому и презентации, и электронные порталы, и все эти ресурсы – это только помощь. Идёт, например, тема «Симметрия»: ну как не показать детям это понятие на примере, скажем, Тадж-Махала – осевая симметрия, его отражение в воде – зеркальная симметрия… Есть вещи, которые на пальцах не объяснишь, их лучше показать. Но есть вещи, которые только в непосредственном общении с детьми, в беседе можно донести, обсудить, разъяснить. Электронное объяснение только излагает тему, не учитывая, понял ученик, не понял, не побуждая его размышлять. А когда я объясняю тему, я предлагаю детям высказывать свои идеи, задавать вопросы. Игры я подключаю только когда вижу, что дети совсем устали. Тем более мой предмет, я считаю, не предполагает особых развлечений. Даже с пятыми классами наша цель – определённый уровень образования, качество. А если мы будем только играть, то толку мало будет. Перед старшеклассниками мне вообще бывает даже неудобно – они взрослые люди, а я пытаюсь с ними в игрушки играть… И ребята сами это понимают, потому что настроены на работу. Однако есть и традиция: в последний день учебного года 24 мая для выпускников – праздник прощания с детством. И те уроки, которые в этот день по расписанию, конечно, проходят как игра.
- Нередко в интернете попадаются высказывания иногда в шутку, а иногда и на полном серьёзе о том, что изученные в школе предметы не пригождаются в жизни. Что вы об этом думаете?
- Вот пример: прибегает ко мне ученица и говорит, что папе нужно свернуть из жести трубу, надо посчитать, сколько купить жести для трубы нужного диаметра. Конечно, мы с ней это всё посчитали. Ещё пример: ученик выпустился в 2002 году и уехал в Германию. Через время мы с ним встречаемся, и он говорит: «Наталья Владимировна, вы не поверите, вся моя жизнь – сплошные синусы и косинусы». Он работает по специальности, где очень нужна тригонометрия. Никто не знает, что пригодится в жизни. Но даже и не это главное. В школе мы изучаем предметы для того, чтобы научиться решать проблемы. А математика – это первый способ научиться решать задачи. Пусть сегодня это математическая задача, а завтра перед вами встанет другая задача, и ваш мозг должен уметь строить связи, логические цепочки. Да, мы это изучаем на примере алгебры или геометрии, но мы с вами при этом тренируем мозг, учим его, как между несколькими параметрами установить взаимосвязи. И тогда ваш мозг сможет решить проблему, например, как построить дом, или как подготовить презентацию, чтобы выиграть конкурс, или как развивать свой бизнес. Да мало ли! Умение решать задачи применяется в самых разных отраслях, и вовсе не обязательно, что эта задача будет математической. Представьте, что перед вами проблема, которую вы не знаете, как решать. Но когда-то вы не знали, как решать примеры с логарифмами, а потом всё-таки нашли этот ход решения. Так же и в жизни. Навыки решения проблемы всё равно пригодятся.
- Математика – предмет не самый простой, и далеко не каждый ученик способен им увлечься. Как вам удаётся заинтересовать ваших ребят, сделать для них математику понятнее?
- Стараюсь всеми возможными способами. Например, использую аналогии, привожу примеры из жизни. Скажем, в 6 классе проходим линейные уравнения: при переносе слагаемых из одной части в другую слагаемые меняют знак на противоположный. Детям обычно это тяжело даётся. И я объясняю: вот смотрите – граница, вы переезжаете через границу и меняете гражданство, меняете документы. Или, например, цилиндр, вписанный в призму. Как это представить? А вот как: купили маме вазу, упаковали её в коробку. И вот эта наглядность позволяет сделать предмет более понятным и более интересным. Конечно, математика – наука сложная. Но зато те дети, которые с ней «подружились», находят кайф в решении сложных задач. Было трудно, казалось вообще не решаемо, но я справился! Это очень вдохновляет ребят. Гуманитариям больше нравится практическое применение, и на них мы стараемся тоже ориентироваться. Кстати, именно гуманитарии лучше справляются с геометрией в силу образного мышления, творческого подхода к решению задач.
- Математика сейчас получила второе дыхание в связи с возросшей востребованностью технических, инженерных специальностей, IT и прочее. Изменилось отношение в школе к этому предмету?
- У нас математика всегда была на первом месте. Дети считают, что это один из самых сложных предметов, наряду с физикой, химией, и поэтому всегда отношение к математике было серьёзным. И 20 лет назад у меня было много детей, которые интересовались математикой, и сейчас их не меньше. Что же касается обновления содержания образования, то оно больше коснулось формы подачи. А содержание учебников почти не изменилось – и те, по которым я училась в школе, и учебники, по которым я начинала преподавать, и те, по которым мы работаем сейчас содержат примерно одну и туже программу. Разве что изложение может быть несколько другим, меняются методы, приёмы. И к тому же мы стараемся то, что было хорошо раньше не потерять, а усовершенствовать. Конечно, огромная помощь учителю со стороны цифровых технологий. Но глубинного содержания предмета это почти не коснулось. Да, есть удачные учебники и неудачные. Были случаи, когда попадались с очень сложным изложением теории. Но мы не так много пользуемся учебниками при работе с теоретическим материалом, я стараюсь больше рассказывать сама, вовлекать детей в обсуждение. Ученики в основном пользуются учебником как задачником. По обновлённому содержанию учебники мне очень нравятся. Правда, для пятиклассников формат учебников слишком большой, они тяжёлые, но издатели, видимо, учли эту ошибку, и новые для 6 класса уже нормального размера.
- Неужели у математиков нет проблем?
- Есть проблема для выпускников. На ЕНТ им надо сдать пять предметов, на каждый отводится одинаковое количество времени. Но при этом на решение математических задач времени требуется на самом деле больше, чем, скажем, на ответы на вопросы по русскому языку. Сложность тестов по математике не сопоставима со сложностью тестов по гуманитарным предметам. Поэтому ребёнок, сдающий физику и математику как предметы по выбору, изначально находится в менее выгодных условиях, чем тот, кто сдаёт, например, историю и биологию. Вот это действительно проблема. Мы постоянно об этом говорим, нам, математикам, за свой предмет немного обидно. Но пока изменений не предвидится. С другой стороны, я детям говорю: если ты знаешь математику, сдать ЕНТ по этому предмету проще, чем ЕНТ по истории или географии. Потому что здесь нет разных толкований, здесь есть алгоритм решения, есть логика. Тут надо не зубрить, а понимать. И тогда всё будет хорошо.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.