Знакомьтесь: Адриано Феста – коренной римлянин, математик, доктор философии, ассоциированный профессор политехнического института Турина (Италия). Он преподавал в Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Бразилии, вёл курсы в США. А сейчас он месяц будет работать в Костанайском региональном университете им. А.Байтурсынова. В своём плотном графике синьор Феста нашёл время для интервью «Учительской плюс».
- Почему вы приняли приглашение Костанайского регионального университета? Чем вам интересна возможность поработать здесь?
- Мне вообще нравится бывать в разных странах. А предложение костанайского университета для меня заманчиво, во-первых, из-за возможности выступить в роли преподавателя, научить других людей чему-то полезному, поскольку считаю, что хороший учёный не должен пренебрегать случаем побыть учителем. А вторая причина – моё любопытство в отношении незнакомых мест. Тем более что в этой части Азии я был лишь однажды, на конференции в Екатеринбурге.
- Чему вы готовы научить наших студентов, магистрантов или коллег?
- Вообще, я начал занятия по дифференциальным уравнениям, в частности, по численным методам решения этих уравнений. Дифференциальные уравнения – это очень мощный инструмент для моделирования чего угодно: различных траекторий движения, процессов переноса, диффузии, например, переноса тепла, для решения транспортных задач, например, перевозки большого количества людей из одного места в другое. Область применения этих уравнений очень широка. Они используются везде и каждый день инженерами, архитекторами, в самых разных исследованиях. Часто люди, которые используют эти уравнения, даже не догадываются об этом. Потому что, к счастью, сейчас есть много программ, которые позволяют решать задачи очень быстро для конечного пользователя. Например, некоторые алгоритмы в интернете основаны на дифференциальных уравнениях, и большая часть людей ими пользуется, не осознавая того.
- А ваша цель найти новые способы или новые технологии их применения?
- И то, и другое: и способы решения, и области применения. У меня есть статьи по приближённым решениям специальных видов уравнений, в которых применяются нестандартные методы, ещё не описанные в литературе. И я предлагаю эти техники, чтобы с помощью моделирования решать актуальные задачи. Например, последняя статья посвящена влиянию навигационных устройств на автомобили при использовании, скажем, Google-карт. Главный вопрос статьи – становится ли трафик лучше при использовании навигационных систем, помогают ли они. И пришёл к выводу, что есть область, в которой вообще бесполезно, чтобы многие люди имели эти системы. То есть, моя главная цель: с помощью математических принципов находить решения для тех проблем, которые актуальны в современном обществе.
- Находят ли ваши работы практическое применение после их публикации в научных журналах?
- В некоторых случаях да, в некоторых – нет. Это зависит от того, есть ли желающие их использовать. Например, несколько лет назад компания «Фольксваген» разрабатывала автоматическую систему управления для автомобилей и была очень заинтересована в решении сопутствующих математических задач. Так сложилось наше сотрудничество. А вообще часто приходится искать, нужны ли кому-то результаты моей работы и готов ли кто-то за это заплатить.
- У вас много конкурентов в этой сфере?
- На самом деле, если даже и бывает соперничество, то оно играет положительную роль. А в тех случаях, если группы исследователей работают плечом к плечу, то они вынуждены уже не соревноваться, а сотрудничать. Очень часто доводится обмениваться студентами, докторантами между исследовательскими группами. Но, конечно, это особый случай математики, потому что не так часто удаётся вообще получить какие-то деньги от исследований. Приходится быть альтруистами.
- Получается, основной доход поступает от преподавательской деятельности?
- Не так, чтобы очень. Самые главные деньги где-то ещё…
- Вам ближе по духу быть кабинетным учёным или работать в команде?
- Я уверен в том, что академическая работа всегда основана на взаимодействии. Общение – это и есть пространство развития, и новые идеи приходят в результате контактов с коллегами. Это важная вещь. Мне нравится проводить большее количество времени путешествуя, общаясь с людьми и обсуждая с ними интересные темы. А основная моя работа – в политехническом институте Турина, который готовит инженеров. Каждый год к нам приходит более шести тысяч новых студентов, это большой вуз, второй по величине в Италии. И мне действительно интересно находиться в этой гуще событий.
- Вы поработали во многих странах. Где вы увидели наибольший интерес к тем научным исследованиям, которыми занимаетесь?
- Сложно сказать… Всё зависит от того, с какими людьми в этих странах получается коммуницировать, знают ли они, в какой области я работаю, что я могу сделать нового. Но в моей области, которая касается нелинейных уравнений Гамильтона-Якоби (решение описывает поведение динамической системы, может быть использовано для установления связи между классической механикой и квантовой. Авт.), Франция и США – основное место, где люди этим вообще занимаются. Здесь, в Костанае, я только начал занятия со студентами, кроме того планируются курсы для магистрантов и докторантов, а также для преподавателей, которые пожелают присоединиться. И хочется надеяться, что моим слушателям будет интересно то, что я могу им рассказать. По крайней мере, уже сейчас я вижу, что студентам было наиболее интересно заниматься практической работой по численным методам. Они были активны, задавали вопросы, взаимодействовали со мной несмотря на языковой барьер.
- За что вы любите математику?
- За честность. А ещё за то, что в этой науке тебе ничего не нужно, чтобы сделать хорошее исследование. И всегда есть пространство для развития. В других областях науки нужны лаборатории, много сотрудников, техники, и в итоге больше приходиться заниматься руководством всей этой машиной. В математике всё настолько чётко и просто, что позволяет всего лишь обмениваться идеями. Самое главное – быть честным с самим собой и уметь концентрироваться.
- На мой дилетантский взгляд, математика – это такая стабильная наука, где всё давно придумано и посчитано. А как на самом деле? Есть место для открытий?
- Математика полна нерешённых проблем. Один из открытых вопросов, к примеру, – точное решение уравнений Навье-Стокса (одни из важнейших уравнений в гидродинамике, применяются в математическом моделировании многих природных явлений и технических задач. Авт.). Экономический кризис 2009 года не был предсказан существующей математической моделью, а потому сейчас актуален поиск новой модели. Сейчас многие математики занимаются моделированием, работают в сфере финансов и пытаются усовершенствовать существующие финансовые модели. На самом деле, математика – это способ упрощения сложных явлений. И как только появляются новые глобальные проблемы, нам нужна математика.
- А вы сами почему выбрали математику в качестве своего главного дела?
- Вообще у меня были разные увлечения. Одно время меня больше всего интересовали музыка и искусство, затем хотел посвятить свою жизнь философии. Но однажды моя мама сказала: «Сынок, не хочется ли тебе найти какую-то другую работу?» Я ответил: «Ну ладно. Тогда я займусь математикой». В старших классах школы я был очень хорош в математике, участвовал в олимпиадах, однажды выиграл олимпиаду в масштабах Рима. На этих олимпиадах мне довелось пообщаться с Алессио Фигалли, сейчас он очень известный математик, обладатель медали Филдса и ещё разных престижных математических премий. Уже тогда я понял, что до его уровня мне далековато, но всё-таки и для меня найдётся место в науке. Соревнования мне никогда не нравились, я не стремлюсь к победам, мне важнее выразить себя. И в академической среде я нашёл как раз сообщество с меньшим уровнем соперничества, где, наконец, можно перестать быть студентом и начать делать исследования, где есть место духу сотрудничества, да и просто приятно проводить время.
- Но если бы осталась музыка, то какая?
- На самом деле многие математики увлекаются музыкой и порой довольно серьёзно, на профессиональном уровне. И вспоминаются математические конференции, где каждый вечер кто-то играл на музыкальных инструментах. Обычно это классическая музыка, рок или джаз. Я в своё время изучал классическую музыку. Сейчас я играю на акустической гитаре просто для удовольствия. Время от времени слушаю классику. Недавно удалось найти интересные мелодии для гитары, которые были написаны бразильским композитором сто лет назад. А ещё я начал изготавливать гитары, и это меня очень увлекло. Особенно интересно объединять технические принципы работы над гитарой с математическим моделированием. Я когда-то давно услышал, что между музыкой и математикой много общего. Со временем я убедился, что так и есть. И то и другое требует полного погружения, посвящения всего своего времени и, конечно же, творческого мышления, где более значим метод, чем детали.
- Во время занятия философией, какие течения хотелось больше и глубже изучить? Чьи идеи вам оказались наиболее близки?
- Когда мне было 18, я увлекался серьёзной эпистемологией (философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. Авт.) вроде трудов Карла Поппера. Потом, в более старшем возрасте, я стал интересоваться философией, относящейся к человеку и языкам. Из философов мне нравится Людвиг Витгенштейн (австрийско-британский философ, который работал в основном в области логики, философии математики, философии разума и философии языка. Авт.). Кстати, и читать его веселее.
- Какая премия в математике может сравниться с Нобелевской?
- Как говорят, Нобель не учредил премию по математике, потому что любовником его жены был математик. Может быть, это слухи. Но тем не менее, такой большой премии как Нобелевская в математике нет. Есть несколько международных премий для математиков и самая престижная – это медаль Филдса. Но премиальная сумма всего 12 тысяч долларов (Нобелевская – около миллиона), вручается раз в четыре года и только учёным в возрасте до 40 лет. Чтобы её получить, нужно совершить что-то выдающееся. Мне уже исполнилось сорок, так что я не успел. Но многие великие математики не получали эту медаль, например, Джон Нэш, как раз тот человек, которому следовало бы её дать. Или Эннио де Джорджи – наиболее значительный итальянский математик прошлого века. Так что я в хорошей компании.
- А кто для вас в науке авторитет и учитель?
- В моём кабинете в Турине висят два портрета. Один – Ричарда Беллмана, который был американским математиком и инженером и нашёл подход к динамическому программированию. Второй портрет Ренато Каччопполи – это итальянско-русский гений из Неаполя, математик и интеллектуал, нонкомформист, внук известного революционера и анархиста Михаила Бакунина. Каччопполи для меня стал примером отношения к математике. Он был великим учителем, преподавал функциональный анализ, что довольно сложно, но в Неаполе его занятия посещали даже те люди, которые не имели отношения к математике как к науке. Ренато Каччопполи был активным антифашистом в то время, когда это было очень опасно, и убеждённым интернационалистом.
- Судя по всему, изучение математики способствует формированию свободомыслящего человека?
- Конечно. Вообще в математике главный принцип – ничего не принимать на веру и не следовать авторитетам, которые уж точно не весомее, чем в других областях науки. Даже труды великих математиков так или иначе подвергаются переосмыслению, обсуждению.
- А ещё можно заниматься наукой и одновременно путешествовать по миру…
- Да, так получается, что я каждые два года меняю страну проживания. И чем дальше от Европы находится страна, тем мне любопытнее там побывать. Я один раз только был в Китае, и это удивительное, необычное место меня очень привлекает, тем более потому, что, возможно, через некоторое время туда будет трудно попасть. А ещё потому, что коллег из Китая становится всё больше. Мне на самом деле люди более интересны, чем места. С удовольствием знакомлюсь с природным и культурно-историческим достоянием, но желательно, чтобы всё это находилось недалеко от места проживания.
- В Казахстане вы впервые. Наверное, для вас наша страна некая терра инкогнита?
- Да, я раньше почти ничего не знал о Казахстане, перед поездкой только заглянул в Википедию. Так что для меня здесь всё в новинку, всё необычно, интересно, особенно потому, что это место находится на пересечении культур Европы и Азии. Больше всего меня поражает, что мы находимся в центре чего-то плоского. В Италии нет таких ровных мест, а Турин – это вообще сплошные горы. Поэтому я надеюсь, что у меня будет время не только для работы, но и для более близкого знакомства с людьми, природой, культурой Костаная и Казахстана.
Переводчик – преподаватель
КРУ им. А.Байтурсынова
Юрий МАРТЫНЮК
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.