Наша задача реагировать на трудности и выносить их на уровень принятия решений

Выпуск - №38(434)   :   25.09.2020
297

Гость нашей рубрики – Екатерина СМЫШЛЯЕВА, кандидат педагогических наук, председатель территориального объединения профессиональных союзов, руководитель депутатской фракции партии «Nur Otan» в областном маслихате, участник «Праймериз-2020».  

- Екатерина Васильевна, следим за вашими публикациями в социальной сети. Много вопросов сферы образования вошли в вашу программу кандидата в партийный кадровый резерв, и вопросы эти актуальны, наверняка, вызовут резонанс. Но для начала хотелось бы спросить, как формируются такие материалы?
- Формирование проблемного поля любой отрасли – это каждодневная, кропотливая работа. Во-первых, по мониторингу нормативно-правовых актов, которые меняются постоянно и то, что было актуально вчера, сегодня уже может утратить силу. Отрасль образования очень динамичная, а учитывая внешние обстоятельства в виде ограничительных мер, нужно быть очень внимательным. Локальный профсоюз работников образования и науки сегодня имеет очень сильный аппарат, работающий с нормативно-правовыми актами всех уровней, и в своей работе я опираюсь на их компетенцию и результаты.
Во-вторых, моя профессиональная деятельность – это постоянное взаимодействие с первичными организациями, а значит трудовыми коллективами. Отрасль образования – не исключение. 
В-третьих, постоянно работающие телефоны доверия, интернет-ресурсы и общественные приёмные – это тоже канал обратной связи.  
Сегодня проходит не только процедура внутрипартийных выборов, но и обсуждение проекта предвыборной программы партии «Nur Otan». Проблемные вопросы отрасли и варианты их решения мы формируем в качестве предложений.

- Если следовать логике, то первый вопрос о самом раннем этапе образования – это дошкольники. Вы поднимаете проблему о справедливой системе тарифов, в чем её суть и решение?
- Дошкольные организации одними из первых перешли на подушевое финансирование. Подобный подход позволил выйти на рынок образовательных услуг частным организациям образования. И именно участие частников при огромном дефиците мест в дошкольных организациях позволило значительно разгрузить очереди. Кроме того, за счёт своей компактности, сады стали открываться в шаговой доступности до мест проживания и работы родителей, появились ведомственные малые дошкольные организации. Вы знаете, что в прошлом году был принят Закон о статусе педагога, кроме того, ежегодно повышается заработная плата. Однако тарифы на оказание услуг по дошкольному образованию и воспитанию существенно не меняются уже около пяти лет. И если государственным организациям образования, вопреки принципам подушевого финансирования, выделен бюджетный трансферт для увеличения фонда оплаты труда сверх получаемого тарифа, то частные дошкольные организации работают по прежнему тарифу, который не учитывает новый уровень заработных плат и социальных гарантий. По сути, одна и та же услуга оказывается за разную сумму. Конечно, было бы правильнее как для государственных, так и для частных организаций, предусмотреть увеличение фонда оплаты труда в рамках подушевого тарифа.  Это вошло в наши предложения.
Забегая вперед, скажу, что такая же проблема есть и в финансировании частных школ, где тариф на оказание услуги не покрывает реальных расходов на обучение ребёнка.

- Какие вопросы волнуют педагогов – представителей среднего образования?
- В школах мы обратили внимание на несоответствие нормативов нагрузки руководящего состава и специалистов, сопровождающих учебный процесс реальной потребности. По новому закону продолжительность их рабочей недели аналогична нормам нагрузки для педагога, непосредственно участвующего в образовательном процессе. Так, директор школы должен работать только три часа в день.
Подняли вопрос по дефициту кадров в малокомплектных школах. Сегодня для учителей-предметников там просто нет достаточной нагрузки. Выполняя несвойственную работу, получая низкую оплату за труд, молодые кадры не задерживаются. Единственным решением для таких школ будут педагоги-универсалы, которые смогут преподавать комплекс дисциплин. 
Частый вопрос, который задают не столько педагоги, сколько родители учеников младших классов. Он касается доступности школьного питания для всех учащихся, независимо от их социального статуса, как написано в Законе о правах ребёнка.

- Что можете сказать о специальной педагогике и инклюзивном образовании?
- Очень сложное направление. Но очень нужное. Сложное даже для областных центров, не то, что для районов. Но в нашей области много в этом направлении проводится работы. Именно наши специалисты обратили внимание на педагогическую реабилитацию детей из сельских регионов. Сегодня родители с детьми могут приезжать и, проживая в интернате, проходить курс педагогической реабилитации в коррекционной школе. Уникальная возможность обучения детей необходимым навыкам для дальнейшей интеграции в общество. Областной лагерь летнего отдыха принял в этом году первых особенный детей. 
Очень сильные специальные организации образования интернатного типа, но проблема выпускников таких учреждений остаётся открытой. Во-первых, они нуждаются в особом образовании. Как считают специалисты, таким детям лучше получать несколько простых профессий, для этого сроки их обучения должны быть дольше обычных. Во-вторых, их проживание после окончания учебного заведения и до получения собственного жилья. В-третьих, инклюзивное трудоустройство. Для реализации последнего пункта, детям необходимо адекватное постинтернатное сопровождение. И это уже не функция системы образования. Это должно стать задачей центров социальных услуг – закрепить за такими молодыми людьми наставника из числа соцработников.
Проблемы инклюзии обсуждали не только с педагогами, но и с родителями особенных детей. Чтобы система заработала, необходимо не только технически обеспечить доставку в школу, доступная среда – это в том числе адекватное сопровождение. Для этого в международной практике существуют тьюторы. Но на сегодня их статус не определён в наших нормативно-правовых актах, нет норм нагрузки. Это необходимо привести в соответствие, и в своих программных предложениях мы обозначили данное пожелание педагогов и родителей.

- Дополнительное образование. Насколько сегодня важная и актуальная тема?
- Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывёт. Вот и с дополнительным образованием так. Дополнительное, значит не основное, значит на втором месте. Но не сегодня… Во-первых, в современном мире тотальной доступности знаний на первое место выходит эмоциональный интеллект. Его формирование и развитие входит в основные задачи дополнительного образования.
Во-вторых, функционал этой сферы огромен: от эстетического воспитания до профессиональной ориентации. Актуальные для современного рынка труда так называемые «надпрофессиональные навыки» формируются именно в системе дополнительного образования.
В-третьих, нужно признать, что в век дистанционной педагогики, именно дополнительное образование удерживает наших детей в реальности. Занятость ребят, их эмоциональные увлечения и творчество – лучшая профилактика цифрового аутизма и разного рода зависимостей. 
Пообщались с коллегами, из проблемных вопросов – повышение квалификации по специализациям, укрепление материально-технической базы, особенности сдачи квалификационного теста. Кроме того, нужно отметить, что сегодня спектр услуг дополнительного образования представлен не только государственным сектором, но и множеством коммерческих предложений. Удовольствие это недешёвое, и очень важно, чтобы все дети, независимо от достатка родителей, имели доступ к занятиям по душе. И если говорить о равном доступе, то здесь не обойтись без перехода на подушевой принцип финансирования системы, когда родитель сможет выбрать организацию образования. Но сделать это проблематично, пока в области дополнительного образования нет образовательного стандарта. Это, на наш взгляд, корень проблемы, и мы включили его в программные предложения. 

- Не могу не спросить о дистанционном обучении. Как оно сказалось на педагогах? Справляемся ли мы с ситуацией?
- Да, действительно, переход на дистанционную работу – большое испытание для педагога, учеников и родителей. И если в первые дни все были заняты решением технических вопросов (оснащение компьютером, проведение интернета и т.д.), то сегодня мы уже говорим об организации качественного удалённого рабочего места с точки зрения трудового законодательства, создании достойного образовательного контента и возможностях по его изготовлению и трансляции. Обсуждаются вопросы по информационной безопасности такого обучения. Буквально на днях этот вопрос поднимали наши коллеги-однопартийцы – депутаты Мажилиса Парламента. Но сегодня школы постепенно возвращаются к традиционному формату обучения, будем надеяться, что это произойдет максимально быстро, всё зависит от эпидемиологической ситуации.
А вообще любой испытание мы проходим для того, чтобы сделать выводы. Для меня, как родителя, главный вывод заключается в том, что мы по-прежнему очень много ожиданий, связанных с воспитанием ребёнка, возлагаем на школу и педагога. А ведь есть семья, и силу этого главного общественного института никто не отменял. Ну и самое главное – ценность существующей традиционной живой системы образования! Мне кажется, она возросла многократно в глазах общества.
 
- Каких ещё вопросов мы не коснулись в нашем сегодняшнем разговоре?
- Профессионального образования. В этом направлении мы работали с производственными учебными центрами, изучали вопросы их развития, поскольку обучение на базе производств – это будущее рабочих специальностей. В нашей области очень активно развивается дуальная система образования, очень ответственное и активное производство. Предложения в основном касались использования ресурсов программы «Енбек» корпоративными университетами, т.е. речь шла в том числе о краткосрочной переподготовке.
Поднимаем и общие вопросы: межотраслевая проблема индексации заработных плат технического персонала, их социальные гарантии и компенсационные выплаты; отраслевая принадлежность на примере медиков дошкольных и интернатных организаций и школьных библиотекарей. 
В последние годы система образования, педагог – в центре внимания государства. Много сделано для повышения его статуса и престижа отрасли в целом. А что касается проблемного поля, что оно есть всегда, в любой работающей системе. И чем интенсивнее она работает, тем быстрее и больше возникает вопросов. Наша задача как общественников – на основе обратной связи своевременно реагировать на трудности и оперативно выносить их на уровень принятия решений. 
Пользуясь случаем, хочу поздравить наших уважаемых педагогов с наступающим профессиональным праздником! Пожелать здоровья, профессионального развития, творчества, талантливых учеников и дисциплинированных родителей!

Ирина КУЗНЕЦОВА

Наличие в стране успешно работающих СМИ – это жизненная необходимость
Вячеслав ПОЛОВИНКО: «Современной журналистике не хватает рок-н-ролльности»
Мы все заслужили этот орден
Дмитрий ПАВЛЕНКО: «Надо показать, что ты пришёл не разрушить, а создать, сделать лучше»
Чтобы достичь успеха, надо уметь думать
Петер ЭНДЕРС: Надо внимательно читать классиков и учиться у мастеров.
Владимир Моторико: «Мне никакая тема не страшна»
Владимир МОТОРИКО: «Всем, что я умею, обязан своему деревенскому детству»

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.