Прежде чем спрашивать, нужно научить

Выпуск - №9(557)   :   06.03.2023
5121

Таков управленческий принцип директора Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Марионеллы СЛЕСАРЬ. Десять лет она возглавляет филиал, и за это время он не раз становился «чемпионом» рейтинга Национального центра повышения квалификации, да и по сей день остаётся в числе лидеров. О тонкостях руководства, профессиональных и жизненных ориентирах мы беседуем с Марионеллой Васильевной накануне женского дня и её юбилейного дня рождения. 

- Десять лет – значительный срок. Институт повышения квалификации в Костанайской области за эти годы уже ассоциируется с вашим именем. А каково вам самой в этой должности?

- До прихода в «Өрлеу» моя жизнь складывалась так, что я не работала на одном и том же месте более семи лет, а в Костанайском филиале «Өрлеу» задержалась на десять. Казалось бы, за столь длительный период работы уже должна устать от однообразия. Но специфика работы здесь такова, что каждый новый учебный год не похож на предыдущий. А последние два года выдались особенно насыщенными. Идёт «перезагрузка» «Өрлеу»: мы начали работать по-новому, переходя на более высокий уровень, расширяя горизонты работы. Мы стремимся соответствовать европейским стандартам качества преподавательской деятельности. В связи с этим повышаются требования к преподавателям и сотрудникам, меняется и структура организации. Полтора года назад в НЦПК «Өрлеу» был создан академический совет – консультативно-совещательный орган, регулирующий образовательные процессы нашей деятельности. В его структуре были выделены несколько комитетов, один из которых - комитет академического качества - предложили возглавить мне. Так у меня появились дополнительные обязанности, которые заставили мобилизовать профессиональные и личностные ресурсы. 

Перед нашим комитетом, куда помимо меня входят ещё три директора других филиалов, стоит ответственная задача: обеспечить высокое качество проведения занятий преподавателями курсов повышения квалификации всех филиалов НЦПК «Өрлеу». Для этого мы посещаем занятия преподавателей филиалов республики, оцениваем их в соответствии с разработанными и утверждёнными оценочными процедурами, определяем качественный уровень, их у нас четыре, и выносим рекомендации каждому преподавателю. Затем проводим работу по повышению преподавательского мастерства через организацию обучающих вебинаров и мастер-классов. Это очень большой объём работы, требующий огромных временных затрат, а также соответствующих знаний и умений. 

С началом работы комитета мой рабочий день заметно увеличился. Он начинался в восемь утра и заканчивался около двух часов ночи. Я всё время была на связи с экспертами, отвечая на вопросы и консультируя при необходимости. Конечно, первый год работы комитета был для меня очень сложным. Я должна была пройти весь путь сама, чтобы разобраться в деталях, выработать механизм работы, а потом объяснить его экспертам. 

Сейчас, когда механизм работы комитета уже отлажен, мы заняты разработкой новых подходов к оцениванию занятий, менее затратных по времени и более автоматизированных, чтобы коллегам не приходилось испытывать перегрузок в работе. Уже заметны и первые результаты нашей деятельности. За время работы комитета качество преподавания в филиалах «Өрлеу» значительно повысилось. 

Так, не меняя места работы и должности, я открыла для себя новые возможности. Кроме того, с прошлого года директорам филиалов разрешили вести учебные занятия, чему я искренне обрадовалась. Это позволило мне напрямую общаться с учителями, что мне очень нравится. Надеюсь, что им тоже, потому что часто слышу: «Я приехала на занятия, потому что узнала, что их будете вести вы». Не скрою, это очень приятно. На курсах повышения квалификации педагогов я веду занятия правового модуля, рассказываю о ментальном здоровье, эмоциональном интеллекте. Преподаю на курсах повышения квалификации директоров организаций образования, повышая их компетентность в вопросах менеджмента в образовании. Я получаю огромное удовольствие от общения с людьми и возможности проявить себя как педагог, а не только как руководитель.

- Обращает на себя внимание то, что вы любите людей, которые креативно, качественно и увлечённо работают. Кажется, вы и сами трудоголик?

- Вы верно подметили, я трудоголик. До такой степени, что когда спрашивают, есть ли у меня хобби, я усиленно пытаюсь вспомнить, когда я в последний раз занималась чем-то помимо работы. Как правило, вспомнить не удаётся, потому что практически вся моя жизнь состоит из работы. Дело в том, что я очень ответственный человек, и если берусь за какое-то дело, то полностью в него погружаюсь, отдаю ему душу и сердце. Наверное, поэтому у меня почти не остаётся времени для досуга, отдыха и всего остального. 

Ранее, когда я работала на государственной службе, у меня практически не было ни выходных, ни отпуска. Когда работала заместителем акима Узункольского района, то в лучшем случае мой отпуск составлял неделю. Работая руководителем управления культуры, в отпуск уходила максимум на десять дней, которые пролетали просто незаметно. Придя в «Өрлеу», где отпуск составляет 56 дней, да его ещё и использовать можно в полном объеме, я просто не могла поверить своему счастью! Первое время даже не знала, чем себя занять. Сейчас, конечно, уже привыкла, что у меня в году есть период времени, который я могу посвятить семье и своим любимым занятиям.  А в будни я обычно работаю очень много. Единственное, на что я всегда нахожу время, – это чтение книг. Читаю в каждую свободную минуту – в дороге, в перерыве. В приоритете, конечно, то, что необходимо для работы: книги по менеджменту, личностному развитию – то, о чём я смогу потом рассказать слушателям курсов. Также мне интересна информация о различных международных исследованиях, об оценке и улучшении качества преподавания – та, что пригодится для работы комитета академического качества.

А ещё я очень люблю книги, которые пишут мои земляки,  очевидцы событий, автобиографии, мемуары. Вот недавно узнала, что вышла книга-трилогия Бориса Князева «Жизнь своим аршином мерю», тут же нашла, прочитала и получила огромное удовольствие. Автор –  умнейший, тонкий человек, биография и мысли которого – готовые уроки жизни. Думаю, что такая книга должна быть в каждой школе, чтобы у педагогов была возможность учиться на примере этого уникального человека, героя труда, нашего земляка. 
Вообще-то у нас в семье культ книги. И меня очень радует, что мой восьмилетний внук Саша продолжает эту хорошую традицию, с удовольствием читая книги и делая для себя литературные открытия. 

- Что для вас неприемлемо в работе, на что вы не готовы закрыть глаза?

- Наверное, то же, что я не приемлю и в жизни: обман, недобросовестное отношение к делу, равнодушие. Я никогда не мирюсь с этими вещами ни дома, ни на работе. 

В рабочем коллективе стараюсь сразу установить соответствующие правила: что мы делаем и как мы это делаем. Я всегда пойму, войду в положение, если человек понимает меру своей ответственности и соблюдает изначально установленные договорённости. Я всячески поддерживаю командный дух, партнёрское взаимодействие, когда каждый старается не подвести свою организацию. Возможно, поэтому наш филиал «Өрлеу» пользуется хорошей репутацией, нас знают, нам доверяют. Для меня это важно. Я ценю, когда человек болеет за общее дело. Но при этом не приветствую переработки, работу по выходным, лишний раз не разрешаю задерживаться, разве что в каких-то исключительных, авральных случаях, которые, к счастью, бывают не часто. У человека должно быть время для семьи, для детей, для отдыха.

- Каким, по-вашему, должен быть руководитель, чтобы заслужить авторитет в коллективе и избежать ненужной конфронтации?

- Каким руководителем быть, во многом зависит то того, какие задачи перед тобой стоят. Если это задачи государственной важности, то у тебя нет права на ошибку, поэтому ты вынужден быть жёстким. Мне приходилось быть такой, когда это было необходимо. Сейчас я работаю в коллективе, где жёсткость не нужна. Да, я могу иногда стукнуть кулачком по столу, но это больше для того, чтобы взбодрить. Здесь я могу быть демократичной, потому что каждый знает свой фронт работ, ратует за своё дело. Одно могу сказать точно: я никогда не буду руководителем, который зарабатывает себе фальшивый авторитет, играя перед коллективом. Я никогда не боялась быть нелюбимой, если я знала, что мои требования приведут к улучшению работы коллектива. Я убеждена: человек должен любить то, чем он занимается, тогда у него обязательно будут единомышленники и помощники.  

- В наше время женщине ещё приходится доказывать состоятельность как руководителя? Или уже принимают как должное?

- Думаю, нет, доказывать уже ничего не нужно. Все привыкли, что женщина-руководитель – это реальность, поняли, что она может быть ответственной, компетентной, зачастую работает даже лучше, чем мужчина. Конечно, ещё существует уровень, выше которого женщине пока не подняться. У нас нет женщин-акимов районов, областей, за исключением сёл. Но, честно говоря, женщины у нас так часто себя на разные посты выдвигают, что их пора уже немного задвигать. Так получилось, что я состою в полярных организациях: в Клубе женщин-политиков и в Совете матерей областной Ассамблеи народа Казахстана. Приходится находить золотую середину. Я приветствую активное участие женщин в общественной, управленческой деятельности, но при этом выступаю за семейные ценности, за то, чтобы женщины не забывали о том, что они жёны, мамы, что от них во многом зависит гармония в доме. По себе могу сказать, что я, наверное, не добилась бы в карьере ничего, если бы меня не поддерживал муж. Он – надёжное плечо, на которое я могу опереться в любую минуту, всегда поддержит, выслушает, настроит на позитив. Рядом с хорошим мужчиной женщина способна на многое. Однако в погоне за успехом не стоит забывать о своём главном предназначении – беречь тепло семейного очага. 

Светлана ОФИЦЕРОВА

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.