Профессия учителя должна быть в сердце

Выпуск - №24(672)   :   26.06.2025
643

Whats-App-Image-2025-06-20-at-15-31-08

С начала этого года Костанайский высший педагогический колледж возглавляет Жомарт Кусайын. Как руководитель чувствует себя на новом месте, как сложились взаимоотношения в коллективе, какие планы он обозначил для себя и сотрудников – об этом наша беседа.

– Я 27 лет работаю в системе образования, из них 13 лет – в Костанайском государственном университете им. А.Байтурсынова (как она тогда назывался), где и начинал свою трудовую деятельность. Работал заместителем декана социально-гуманитарного факультета, затем возглавил Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И.Алтынсарина, и руководил им почти 13 лет. В рамках ротации руководящих кадров в сфере образования с начала 2025 года приступил к обязанностям директора Костанайского высшего педагогического колледжа.

Трудно далась эта перемена или, наоборот, с интересом?


– Безусловно, с интересом. Я сам выпускник Рудненского педагогического колледжа, в душе – педагог. Руководящий опыт у меня достаточно обширный, поэтому переход в другой колледж не вызвал особых трудностей. Рудненский и Костанайский колледжи имеют схожие направления деятельности, схож и педагогический состав, так что многое оказалось знакомым. Конечно, здесь объём работы больше, шире перспективы, сильнее кадровый потенциал, и всё это мне по-настоящему импонирует.

В Костанайском педагогическом колледже всегда директорами были женщины, вы первый мужчина-руководитель. Как по-вашему, есть ли отличия в способе работы, в подходе к стоящим задачам, взаимоотношениям в коллективе?


– Некоторая разница во взаимоотношениях в коллективе, безусловно, ощущается. Видно, что работа руководителя в этом колледже строилась иначе, поэтому некоторые мои подходы вызывают определённую настороженность. Это вполне объяснимо: здесь сформировались свои традиции, устоявшиеся стратегии и уклад. Я уважаю сложившуюся систему и не ставлю перед собой цель её ломать, однако намерен постепенно продвигать свои взгляды на ключевые задачи колледжа.
В приоритете – методика, практикоориентированный подход и высокие требования к подготовке будущих педагогов. Костанайский высший педагогический колледж – базовое учреждение системы образования, с важной миссией: готовить квалифицированных специалистов. Колледж всегда входил в число лучших и остаётся таковым. Задача – не просто сохранить этот уровень, а стремиться к новым вершинам.
Следует отдать должное Галие Ульмесхановне Уразамбетовой, которая сделала многое для улучшения колледжа, для его материально-технической базы. Но, конечно, у меня своё видение того, что можно дальше развивать. За прошедшие полгода я изучил всю структуру деятельности КВПК, его возможности. Методика подушевого финансирования, которая сейчас принята, позволяет расширяться. Я посмотрел индикаторы трудоустройства выпускников КВПК, изучил потребность нашего региона в кадрах и намерен выстроить более тесное сотрудничество с социальными партнёрами, с попечительским советом. 11 апреля мы провели форум работодателей, где заключили со всеми социальными партнёрами меморандумы. Мы должны расширять свою географию по имеющимся педагогическим и творческим специальностям. От трудоустройства выпускников будет зависеть и выполнение госзаказа, закрытие потребности региона. С партнёрами в этом направлении сейчас работаем. У нас неплохой кадровый потенциал: 34 магистра, ежегодно педагоги улучшают категории, выходя на уровень исследователей, мастеров, получают степень PhD. Особое внимание уделяется научной деятельности, чтобы педагоги, особенно молодые, могли учиться, развиваться. Я это только приветствую.
С сентября этого года мы переходим на 100% дуальное обучение. Плюс колледжей именно в практикоориентированности. И мы должны использовать это преимущество. Студенты, вышедшие из педколледжа, умеют составлять поурочные планы, имеют навыки педагогических подходов. И я хочу, чтобы они могли пройти все пять видов практики: в детских садах, в школах, могли бы себя зарекомендовать, как специалисты, чтобы социальный партнёр их увидел и оставил работать.
Мы активно участвуем во всех мероприятиях, в частности, в WorldSkills. Хоть у нас и не рабочие специальности, но в 2024 году мы доказали на уровне республики, что наш регион может готовить лучших специалистов начального образования. Из 21 участника компетенции «Преподавание в младших классах» 1 место заняла наша Жансая Сандыбекова. Галия Султанова стала лучшим педагогом в республике как учитель математики. В этом году Мехрибан Гаджиева стала призёром республиканского конкурса «Лучший преподаватель физвоспитания». Татьяна Ткаченко заняла второе место в республиканском педагогическом конкурсе. В этом году проводилась спартакиада студентов колледжей республики, где наши ребята по шахматам и тогызкумалаку заняли 1 места. Буквально недавно наши педагоги участвовали в республиканской спартакиаде и заняли 2 место по баскетболу. Результаты хорошие, но есть куда расти. И я планирую секции, кружки, занятость студенческой молодёжи развивать. Здесь хорошо поставлена воспитательная работа, в том числе по программе «Біртұтас тәрбие». В этом году при поддержке специалистов из Алматы в нашем колледже открыт студенческий казахский театр, и уже подготовлен спектакль к 180-летию Абая Кунанбаева. Лучших студентов – активистов, отличников, исследователей – мы ежегодно награждаем в ходе церемонии вручения премии «Арман». Почти все мероприятия в городе – спортивные, творческие, волонтёрские – проходят с участием наших студентов и педагогов. Я всегда готов всех услышать, поддержать инициативы. Я сам творческий человек – играю на разных инструментах, пою. Поэтому намерен развивать все интересные творческие проекты, которые разрабатываются в коллективе колледжа. Корпоративный дух и дружеская, созидательная атмосфера – это то, к чему стоит стремиться.

Когда в коллектив приходит новый руководитель, всегда есть некоторые опасения в коллективе, сотрудники думают, что от начальства теперь ждать… Какие у вас принципы в руководстве, которых вы придерживаетесь?


- В приоритете для меня – исполнительская дисциплина, поскольку в центре нашей деятельности находится качественная подготовка специалистов. Именно этому аспекту я уделяю особое внимание. Меня интересует уровень методической подготовки преподавателей, а также отзывы социальных партнёров о наших студентах. Я убеждён, что практика должна быть обязательной частью образовательного процесса, а студенты — методически подготовленными. Хочу, чтобы выпускники нашего колледжа были действительно востребованы в сфере образования.
Конечно, важна и финансовая деятельность как менеджера, чем я неплохо владею, накоплен достаточный опыт. Одна из основных задач на ближайшее время – ремонт общежития, где проживают 360 студентов. Надо привести его в соответствие с современными требованиями комфорта и безопасности.
Есть также планы по реконструкции спортивного зала: хотелось бы построить крытый зал ангарного типа. Что касается учебного корпуса, многое уже было сделано предыдущим руководством. Мы продолжим работу по оформлению кабинетов и рекреационных зон, чтобы создать для студентов уютную и благоприятную образовательную среду.

У таких колледжей, как строительный, автомобильного транспорта или политехнический среди партнёров – крупные предприятия, которые оказывают поддержку. Вам в этом отношении, наверное, немного сложнее, ваши партнёры в основном бюджетные организации?


– У нас есть свои особенности. Когда я собирал попечительский совет, сразу подчеркнул: мы не готовим рабочих специалистов, но любые профессии начинаются с учителя, с педагога. Поэтому роль попечительского совета в развитии колледжа и оказании поддержки крайне важна. Сейчас мы проводим уже второе заседание совета, и стоит отдать должное нашим социальным партнёрам – они действительно готовы включаться в общее дело. Среди них частные школы, детские сады, а также крупные предприятия, с которыми мы активно сотрудничаем.
Так, например, в этом году на форуме работодателей 17 наших студентов получили именные стипендии от социальных партнёров. А на церемонии вручения премии «Арман» ещё 10 студентов были награждены денежными призами благодаря поддержке членов попечительского совета. Такая мотивация особенно важна для студентов, которые в течение учебного года активно проявляют себя в учебной, творческой и общественной деятельности.

Костанайский педагогический колледж не так давно получил статус высшего. Планируется ли расширение специальностей в рамках бакалавриата?


– Конечно, мы рассматриваем возможность расширения перечня специальностей в рамках прикладного бакалавриата. Пока в этом сегменте у нас только одна образовательная программа – «Педагогика и методика начального обучения». Однако для получения лицензий на новые специальности необходимо усилить материально-техническую базу, над чем мы активно работаем в этом году.
Уверен, что уже в 2026 году сможем открыть новые направления подготовки. В ближайших планах – специальность «Дошкольное обучение». Также рассматриваем такие важные и востребованные направления, как инклюзивное образование, логопедия, дефектология, творческие специальности. Кстати, наш колледж – единственный в области, где ведётся подготовка по творческим направлениям: хореография, декоративно-прикладное искусство, музыкальное образование.
Наши социальные партнёры готовы к полноценному дуальному обучению, и мы планируем тесно с ними сотрудничать. Кроме того, будем внимательно следить за изменениями и запросами на рынке труда. Сильная сторона колледжа – это гибкость: мы можем быстро адаптироваться к потребностям общества. В то же время наша главная цель остаётся неизменной – качественная подготовка специалистов. Выпускники колледжа должны быть готовыми работать с детьми, владеть широким спектром современных методик, уметь анализировать свою деятельность, использовать инновационные технологии и современное оборудование. И, конечно, они должны искренне любить свою профессию и детей.
Здесь большую роль играет правильно выстроенная профориентационная работа. Сегодня многие школьники не до конца осознают, кем хотят быть, и часто выбирают профессию исходя из расчёта, а не по призванию. В результате – не работают по специальности. Поэтому важно, чтобы образовательный процесс был максимально практикоориентированным: чтобы студенты как можно раньше окунались в реальную педагогическую среду, проходили практику в школах и детских садах, работали с детьми и понимали, что именно их ждёт в будущем.
Отдельное значение имеет работа социальных партнёров в этом направлении: профориентационная деятельность в школах должна начинаться уже с 5-6 классов. Дети должны иметь чёткое представление о содержании разных профессий, понимать их плюсы и сложности. Кроме того, я считаю важным вернуться к практике обязательной отработки выпускников: 3-5 лет по направлению, особенно в тех регионах, где специалистов остро не хватает. Государство вкладывает значительные средства в подготовку кадров, и логично, чтобы молодые специалисты компенсировали эти инвестиции реальной работой на благо общества.

С того времени, когда вы сами учились в педколледже, и теперь, когда вы им руководите, изменилось многое. Каким вам видится современный учитель?


– Меняются технологии, методы и формы работы. Но сущность профессии остаётся: учитель – это призвание. Человек, пришедший работать с детьми, должен быть сердцем учитель. А от этого уже будет зависеть качество его труда. Сегодня столько возможностей! Мы раньше всё делали руками – все пособия, все наглядности, плакаты, раздаточные материалы. А сейчас можно использовать искусственный интеллект, интерактивные панели, в распоряжении педагога множество форм и методик, разработанных практиками. Можно такие интересные уроки проводить! Всё зависит от педагога, от его увлечённости своим делом, от его любви к профессии, от стремления повести детей по широкой дороге знаний.

 Светлана ОФИЦЕРОВА

Я б в рабочие пошёл…
Римма БЕКТУРГАНОВА: «Нужно сделать большие инвестиции на республиканском уровне, чтобы проект «Рабочие профессии» дал результат»
Наличие в стране успешно работающих СМИ – это жизненная необходимость
Вячеслав ПОЛОВИНКО: «Современной журналистике не хватает рок-н-ролльности»
Мы все заслужили этот орден
Дмитрий ПАВЛЕНКО: «Надо показать, что ты пришёл не разрушить, а создать, сделать лучше»
Чтобы достичь успеха, надо уметь думать
Петер ЭНДЕРС: Надо внимательно читать классиков и учиться у мастеров.

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.