Профессия учителя должна быть в сердце

Выпуск - №24(672)   :   26.06.2025
1833

Whats-App-Image-2025-06-20-at-15-31-08

С начала этого года Костанайский высший педагогический колледж возглавляет Жомарт Кусайын. Как руководитель чувствует себя на новом месте, как сложились взаимоотношения в коллективе, какие планы он обозначил для себя и сотрудников – об этом наша беседа.

– Я 27 лет работаю в системе образования, из них 13 лет – в Костанайском государственном университете им. А.Байтурсынова (как она тогда назывался), где и начинал свою трудовую деятельность. Работал заместителем декана социально-гуманитарного факультета, затем возглавил Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И.Алтынсарина, и руководил им почти 13 лет. В рамках ротации руководящих кадров в сфере образования с начала 2025 года приступил к обязанностям директора Костанайского высшего педагогического колледжа.

Трудно далась эта перемена или, наоборот, с интересом?


– Безусловно, с интересом. Я сам выпускник Рудненского педагогического колледжа, в душе – педагог. Руководящий опыт у меня достаточно обширный, поэтому переход в другой колледж не вызвал особых трудностей. Рудненский и Костанайский колледжи имеют схожие направления деятельности, схож и педагогический состав, так что многое оказалось знакомым. Конечно, здесь объём работы больше, шире перспективы, сильнее кадровый потенциал, и всё это мне по-настоящему импонирует.

В Костанайском педагогическом колледже всегда директорами были женщины, вы первый мужчина-руководитель. Как по-вашему, есть ли отличия в способе работы, в подходе к стоящим задачам, взаимоотношениям в коллективе?


– Некоторая разница во взаимоотношениях в коллективе, безусловно, ощущается. Видно, что работа руководителя в этом колледже строилась иначе, поэтому некоторые мои подходы вызывают определённую настороженность. Это вполне объяснимо: здесь сформировались свои традиции, устоявшиеся стратегии и уклад. Я уважаю сложившуюся систему и не ставлю перед собой цель её ломать, однако намерен постепенно продвигать свои взгляды на ключевые задачи колледжа.
В приоритете – методика, практикоориентированный подход и высокие требования к подготовке будущих педагогов. Костанайский высший педагогический колледж – базовое учреждение системы образования, с важной миссией: готовить квалифицированных специалистов. Колледж всегда входил в число лучших и остаётся таковым. Задача – не просто сохранить этот уровень, а стремиться к новым вершинам.
Следует отдать должное Галие Ульмесхановне Уразамбетовой, которая сделала многое для улучшения колледжа, для его материально-технической базы. Но, конечно, у меня своё видение того, что можно дальше развивать. За прошедшие полгода я изучил всю структуру деятельности КВПК, его возможности. Методика подушевого финансирования, которая сейчас принята, позволяет расширяться. Я посмотрел индикаторы трудоустройства выпускников КВПК, изучил потребность нашего региона в кадрах и намерен выстроить более тесное сотрудничество с социальными партнёрами, с попечительским советом. 11 апреля мы провели форум работодателей, где заключили со всеми социальными партнёрами меморандумы. Мы должны расширять свою географию по имеющимся педагогическим и творческим специальностям. От трудоустройства выпускников будет зависеть и выполнение госзаказа, закрытие потребности региона. С партнёрами в этом направлении сейчас работаем. У нас неплохой кадровый потенциал: 34 магистра, ежегодно педагоги улучшают категории, выходя на уровень исследователей, мастеров, получают степень PhD. Особое внимание уделяется научной деятельности, чтобы педагоги, особенно молодые, могли учиться, развиваться. Я это только приветствую.
С сентября этого года мы переходим на 100% дуальное обучение. Плюс колледжей именно в практикоориентированности. И мы должны использовать это преимущество. Студенты, вышедшие из педколледжа, умеют составлять поурочные планы, имеют навыки педагогических подходов. И я хочу, чтобы они могли пройти все пять видов практики: в детских садах, в школах, могли бы себя зарекомендовать, как специалисты, чтобы социальный партнёр их увидел и оставил работать.
Мы активно участвуем во всех мероприятиях, в частности, в WorldSkills. Хоть у нас и не рабочие специальности, но в 2024 году мы доказали на уровне республики, что наш регион может готовить лучших специалистов начального образования. Из 21 участника компетенции «Преподавание в младших классах» 1 место заняла наша Жансая Сандыбекова. Галия Султанова стала лучшим педагогом в республике как учитель математики. В этом году Мехрибан Гаджиева стала призёром республиканского конкурса «Лучший преподаватель физвоспитания». Татьяна Ткаченко заняла второе место в республиканском педагогическом конкурсе. В этом году проводилась спартакиада студентов колледжей республики, где наши ребята по шахматам и тогызкумалаку заняли 1 места. Буквально недавно наши педагоги участвовали в республиканской спартакиаде и заняли 2 место по баскетболу. Результаты хорошие, но есть куда расти. И я планирую секции, кружки, занятость студенческой молодёжи развивать. Здесь хорошо поставлена воспитательная работа, в том числе по программе «Біртұтас тәрбие». В этом году при поддержке специалистов из Алматы в нашем колледже открыт студенческий казахский театр, и уже подготовлен спектакль к 180-летию Абая Кунанбаева. Лучших студентов – активистов, отличников, исследователей – мы ежегодно награждаем в ходе церемонии вручения премии «Арман». Почти все мероприятия в городе – спортивные, творческие, волонтёрские – проходят с участием наших студентов и педагогов. Я всегда готов всех услышать, поддержать инициативы. Я сам творческий человек – играю на разных инструментах, пою. Поэтому намерен развивать все интересные творческие проекты, которые разрабатываются в коллективе колледжа. Корпоративный дух и дружеская, созидательная атмосфера – это то, к чему стоит стремиться.

Когда в коллектив приходит новый руководитель, всегда есть некоторые опасения в коллективе, сотрудники думают, что от начальства теперь ждать… Какие у вас принципы в руководстве, которых вы придерживаетесь?


- В приоритете для меня – исполнительская дисциплина, поскольку в центре нашей деятельности находится качественная подготовка специалистов. Именно этому аспекту я уделяю особое внимание. Меня интересует уровень методической подготовки преподавателей, а также отзывы социальных партнёров о наших студентах. Я убеждён, что практика должна быть обязательной частью образовательного процесса, а студенты — методически подготовленными. Хочу, чтобы выпускники нашего колледжа были действительно востребованы в сфере образования.
Конечно, важна и финансовая деятельность как менеджера, чем я неплохо владею, накоплен достаточный опыт. Одна из основных задач на ближайшее время – ремонт общежития, где проживают 360 студентов. Надо привести его в соответствие с современными требованиями комфорта и безопасности.
Есть также планы по реконструкции спортивного зала: хотелось бы построить крытый зал ангарного типа. Что касается учебного корпуса, многое уже было сделано предыдущим руководством. Мы продолжим работу по оформлению кабинетов и рекреационных зон, чтобы создать для студентов уютную и благоприятную образовательную среду.

У таких колледжей, как строительный, автомобильного транспорта или политехнический среди партнёров – крупные предприятия, которые оказывают поддержку. Вам в этом отношении, наверное, немного сложнее, ваши партнёры в основном бюджетные организации?


– У нас есть свои особенности. Когда я собирал попечительский совет, сразу подчеркнул: мы не готовим рабочих специалистов, но любые профессии начинаются с учителя, с педагога. Поэтому роль попечительского совета в развитии колледжа и оказании поддержки крайне важна. Сейчас мы проводим уже второе заседание совета, и стоит отдать должное нашим социальным партнёрам – они действительно готовы включаться в общее дело. Среди них частные школы, детские сады, а также крупные предприятия, с которыми мы активно сотрудничаем.
Так, например, в этом году на форуме работодателей 17 наших студентов получили именные стипендии от социальных партнёров. А на церемонии вручения премии «Арман» ещё 10 студентов были награждены денежными призами благодаря поддержке членов попечительского совета. Такая мотивация особенно важна для студентов, которые в течение учебного года активно проявляют себя в учебной, творческой и общественной деятельности.

Костанайский педагогический колледж не так давно получил статус высшего. Планируется ли расширение специальностей в рамках бакалавриата?


– Конечно, мы рассматриваем возможность расширения перечня специальностей в рамках прикладного бакалавриата. Пока в этом сегменте у нас только одна образовательная программа – «Педагогика и методика начального обучения». Однако для получения лицензий на новые специальности необходимо усилить материально-техническую базу, над чем мы активно работаем в этом году.
Уверен, что уже в 2026 году сможем открыть новые направления подготовки. В ближайших планах – специальность «Дошкольное обучение». Также рассматриваем такие важные и востребованные направления, как инклюзивное образование, логопедия, дефектология, творческие специальности. Кстати, наш колледж – единственный в области, где ведётся подготовка по творческим направлениям: хореография, декоративно-прикладное искусство, музыкальное образование.
Наши социальные партнёры готовы к полноценному дуальному обучению, и мы планируем тесно с ними сотрудничать. Кроме того, будем внимательно следить за изменениями и запросами на рынке труда. Сильная сторона колледжа – это гибкость: мы можем быстро адаптироваться к потребностям общества. В то же время наша главная цель остаётся неизменной – качественная подготовка специалистов. Выпускники колледжа должны быть готовыми работать с детьми, владеть широким спектром современных методик, уметь анализировать свою деятельность, использовать инновационные технологии и современное оборудование. И, конечно, они должны искренне любить свою профессию и детей.
Здесь большую роль играет правильно выстроенная профориентационная работа. Сегодня многие школьники не до конца осознают, кем хотят быть, и часто выбирают профессию исходя из расчёта, а не по призванию. В результате – не работают по специальности. Поэтому важно, чтобы образовательный процесс был максимально практикоориентированным: чтобы студенты как можно раньше окунались в реальную педагогическую среду, проходили практику в школах и детских садах, работали с детьми и понимали, что именно их ждёт в будущем.
Отдельное значение имеет работа социальных партнёров в этом направлении: профориентационная деятельность в школах должна начинаться уже с 5-6 классов. Дети должны иметь чёткое представление о содержании разных профессий, понимать их плюсы и сложности. Кроме того, я считаю важным вернуться к практике обязательной отработки выпускников: 3-5 лет по направлению, особенно в тех регионах, где специалистов остро не хватает. Государство вкладывает значительные средства в подготовку кадров, и логично, чтобы молодые специалисты компенсировали эти инвестиции реальной работой на благо общества.

С того времени, когда вы сами учились в педколледже, и теперь, когда вы им руководите, изменилось многое. Каким вам видится современный учитель?


– Меняются технологии, методы и формы работы. Но сущность профессии остаётся: учитель – это призвание. Человек, пришедший работать с детьми, должен быть сердцем учитель. А от этого уже будет зависеть качество его труда. Сегодня столько возможностей! Мы раньше всё делали руками – все пособия, все наглядности, плакаты, раздаточные материалы. А сейчас можно использовать искусственный интеллект, интерактивные панели, в распоряжении педагога множество форм и методик, разработанных практиками. Можно такие интересные уроки проводить! Всё зависит от педагога, от его увлечённости своим делом, от его любви к профессии, от стремления повести детей по широкой дороге знаний.

 Светлана ОФИЦЕРОВА

Костанайцы любят и умеют блеснуть интеллектом
Иван ДВОРНИКОВ: «Я думал, что два квиза – это максимум, что может выдержать Костанай. Как же я ошибался!»
Библиотека – это то, что я люблю, во что свято верю
Надежда ТЕПЛЯКОВА: «Мы получаем кайф от чтения, потому что себя узнаём, свои мысли и чувства»
«Золотой час» пресс-секретаря
Анна ЛАЗАРЕВА: «Люблю вычёркивать уже выполненные пункты»
Я б в рабочие пошёл…
Римма БЕКТУРГАНОВА: «Нужно сделать большие инвестиции на республиканском уровне, чтобы проект «Рабочие профессии» дал результат»

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».