Программа веры в себя

Выпуск - №4 (400)   :   24.01.2020
259

В КГУ им. А.Байтурсынова недавно была организована диалоговая площадка «Развитие доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья», инициатором которой выступила профессор кафедры психологии и педагогики Лилия Саркисян.

Диалоговая площадка была организована в партнёрстве с Советом матерей АНК Костанайской области в рамках реализации международного проекта по развитию услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья. Партнёры по проекту – КазГНУ им. аль-Фараби, Евразийский университет им. Л.Гумилёва, Академия государственной службы при Президенте РК. В работе диалоговой площадки приняли участие около ста человек, среди которых представители органов местной исполнительной власти, депутаты, руководители общественных объединений инвалидов, учёные, преподаватели университета, занимающиеся проблемами инклюзии, педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, медицинские работники. О том, какие цели ставились при проведении диалоговой площадки, какие решения стали итогом, а также о развитии доступной среды мы говорим с Лилией САРКИСЯН.

- Провести расширенное заседание по обсуждению проблемы доступной образовательной среды нас побудило то обстоятельство, что с 1 декабря после длительного перерыва в университете возобновили работу, как Центр  инклюзивного образования, - пояснила Лилия Вагановна. – А самым главным мотиватором  для всех нас  стала  реализация послания Президента Касым-Жомарта Токаева, где чётко сформулировано: мы должны создать инклюзивное общество. То есть, общество, в котором каждый человек осознает: мы разные (по физическим возможностям), но мы равные. И тогда у нас возникает партнёрство, а не просто милосердие, при всём высокогуманном значении этого слова. Сейчас требуются совсем другие подходы, за последние годы существенно изменилось отношение к инвалидам. Раньше понятие «инвалид» указывало на то, что человек самостоятельно не может справляться с жизненными проблемами, что он вынужденный иждивенец, получающий пенсию и лишенный трудоспособности. Сейчас пришло осознание того, что эти люди, имея  ограниченные  возможности здоровья, способны самостоятельно  управлять своей судьбой, а в обществе должны быть созданы условия для их максимальной самоорганизации, чтобы инвалиды из разряда социальных иждивенцев переходили в группу активных граждан. Это главная  социальная потребность каждого человека.

- Напомните, пожалуйста, историю Центра инклюзивного образования. Его работа ведь началась задолго до того, как инклюзию стали внедрять в образовании повсеместно.
- Этот центр был создан в 2001 году. Костанайский государственный университет имени  А.Байтурсынова  был  первым в республике и примечательно то, что вся работа была организована на волонтёрских началах, что и продолжается до сегодняшнего времени, думаю,  что в Год волонтёра об этом уместно напомнить. Задумка изначально была такая: к 10-летию независимости принять на обучение в КГУ 10 студентов-инвалидов. А когда мы с большим трудом собрали кандидатуры тех, кто мог бы  учиться в университете, то есть, у кого на тот  момент было законченное среднее образование, их оказалось 29 человек. Нам не хватило душевных сил кого-то исключить из этого списка, потому что все они были в одинаково трудной ситуации. И поэтому все они были зачислены. И дальше началось решение всех возникающих проблем: от  элементарного обеспечения учебного процесса к обеспечению  компьютерами. Затем в связи с коммерциализацией образования – решения вопроса об оплате за обучение, ведь все студенты в течение трёх лет обучались за счёт средств  университета. Нужно сказать, что  в решение этой новой для всех проблемы включились все, когда встал вопрос об отчислении студентов-инвалидов. Преподаватели университета сдали  свой однодневный заработок,  студенты – по 50 тенге, и так мы собрали 700 тысяч тенге. А на следующий год за учёбу студентов-инвалидов уплатили члены создающейся партии «Нур Отан», которые сдали по 50 тенге, и за одну неделю сумма составила миллион, по тем временам это были весьма значительные суммы, позволившие сохранить всех студентов. С 2006 года наш проект стал финансироваться из областного бюджета, сегодня – местными бюджетами. Все студенты первого набора имели очень высокую учебную мотивацию и успешно завершили учёбу.    Пользуясь случаем, хочу поблагодарить и все областные СМИ за постоянную информационную поддержку деятельности Центра инклюзивного образования, именно благодаря им проект стал широко известен не только в нашей области, благодаря СМИ мы находили партнёров и общими усилиями успешно решали возникающие проблемы.
 
- Как удавалось решить вопрос с трудоустройством выпускников? Хороший диплом – ещё не гарантия хорошего места работы.
- Когда мы выпустили первых студентов, сразу стали думать об их трудоустройстве, налаживать партнёрские отношения с предприятиями и организациями. Затем  в партнерстве с партией «Нур Отан»  провели четыре  ярмарки трудоустройства, которые помогли  устроить  наших выпускников, многие из которых сейчас уже  имеют трудовой стаж более 10 лет, и что очень важно, работают по специальности: юристами, бухгалтерами, программистами, преподавателями, в том числе и в нашем университете. Среди наших бывших студентов есть художники, которые  проводят выставки своих работ, есть паралимпийские  спортсмены со множеством наград. В числе наших выпускников два кандидата наук, один докторант, много магистров. Образование даёт инвалидам более широкие возможности и  силы для социальной адаптации, у них повышается самооценка, открывается другое видение своих возможностей. Что такое доступная среда? Доступность – это возможность. Вот мы и должны создать условия для возможности каждому человеку с ограниченными возможностями здоровья реализовать себя. И над этим мы продолжаем работать.
В какой-то момент, к сожалению, Центр инклюзивного образования был закрыт, и работа сместилась в сторону уже созданного на тот момент общественного объединения «Доступное образование для студентов-инвалидов», но мы успешно выполнили четыре социально значимых проекта, среди которых и трудоустройство инвалидов.

- С момента открытия Центра инклюзивного образования прошло 18 лет. Что вы запишите в свои достижения?  
- На протяжении этих лет каждый год учились по десять-пятнадцать студентов  инвалидов. И теперь нас накоплен опыт: в области сложилась определённая  система, позволяющая бесплатно для студентов учиться тем,  кто хочет учиться. Главное – пришло  понимание очень важных моментов. Мы поняли, что не всем нужно высшее образование и нашли партнёров среди вузов и колледжей области, которые присоединились к этому проекту, это позволило  людям  с ограниченными возможностями здоровья свободно выбирать любую специальность в любом учебном заведении. А наши достижения состоят в том, что уже более 400 человек с ограниченными возможностями здоровья получили образование в вузах и колледжах области и большинство из них трудоустроены. Конечно, в этом заслуга вузов и колледжей,  которые не только всячески содействуют успешной учёбе студентов-инвалидов, но и активно помогают  трудоустроиться своим выпускникам.
Безусловным достижением можно считать взаимосогласованную деятельность с нашими партнёрами, которые реальными  делами, большими и малыми, поддерживают наш проект. Это Совет матерей Ассамблеи народа Казахстана и  все этнокультурные центры, депутаты всех уровней, партия «Нур Отан» и, конечно же, бизнес структуры.

- А что в перспективе?
- Очень  важно, что ректором КГУ им. А.Байтурсынова Алмой Иргибаевной Дощановой было принято решение о возобновлении деятельности Центра  инклюзивного образования в полном объёме, к тому же он получил статус регионального. И, конечно, это даёт стимул для определения перспектив своей  деятельности, которые,  на наш   взгляд, сводятся к следующему. Во-  первых, необходима более профессиональная профориентационная работа среди старшеклассников-инвалидов, надо им помочь выбрать специальность,  которая бы реально соответствовала их возможностям и способствовала  бы их дальнейшему профессиональному и личностному  развитию. В вузах и колледжах надо реализовывать программы подготовки людей с ограниченными возможностями к обучению и формированию необходимых навыков. Одновременно нужно готовить преподавателей к работе с этой категорией студентов, как это уже замечательно делает по заказу управления образования Костанайский филиал НЦПК «Орлеу», осуществляя  подготовку учителей к работе в  инклюзивных классах и, что особенно важно, затем  обеспечивая посткурсовое сопровождение этих учителей. В ближайшие три года в рамках  реализации кафедрой  психологии международного  проекта «Разработка услуг для лиц с ограниченными возможностями [DECIDE]» будут организованы подобные курсы для преподавателей вузов и колледжей  и студентов – будущих психологов.
Много перспективных предложений прозвучало на  круглом столе, о котором вы упоминали, от руководителей общественных объединений инвалидов и самих инвалидов. Они состоят в необходимости решения таких проблем, как обеспечение детей-инвалидов колясками, соответствующими их возрасту и назначению (для дома, для спорта, для улицы); обеспечение учебной  литературой незрячих и слабовидящих людей; обеспечение сурдопереводом глухонемых людей, разработка для них мобильного приложения для обращения в различные службы, включая скорую помощь, а также введения сурдоперевода на телевидении. Далее нужно добиваться того, чтобы организациями и  субъектами бизнеса независимо от формы собственности выполнялась определённая законом норма о трёхпроцентной квоте для инвалидов. Надо работать и над совершенствованием качества специальных социальных услуг, в том числе психологического сопровождения инвалидов и их семей с целью формирования эмоциональной устойчивости, навыков конструктивного общения, личностного роста, чтобы люди с ограниченными возможностями поверили в себя и окружающие этому способствовали.

- Среди рекомендаций немало места отводится теме здравоохранения.  
- В Костанайской области 28 тысяч инвалидов, в республике почти 500 тысяч человек, что составляет три процента населения. Это немало. И, к большому сожалению, инвалидизация растёт не только в Казахстане, но и во всём мире. Много инвалидов детства. В связи с этим участник круглого стола депутат областного маслихата, известный врач-гинеколог Татьяна Булгацевич обратила внимание на проблему профилактики инвалидизации, чтобы инвалидность у нас снижалась. Поэтому очень важно решить вопрос о своевременной реабилитации новорождённых детей,  с которыми, к большому сожалению, реабилитация начинается с большим опозданием,  когда дефекты уже проявились, а если бы начать сразу, то  процентов на 30 можно было  бы сократить инвалидность. Я считаю, что недопустимо игнорировать мнение профессионала и поэтому нужно всячески добиваться решения этой проблемы министерством здравоохранения республики. Кроме того, исходя из того, что здоровье новорождённых детей напрямую зависит от качества здоровья их родителей , важно на системной основе формировать у молодёжи научные знания о том как сохранить репродуктивное здоровье. Это одинаково важно и для девушек,  и для юношей. Поэтому  Совет матерей АНК Костанайской области пытается  возродить в школах половое воспитание, подчеркиваю половое воспитание,  а не техники  защищённого секса. Необходимо  школьникам и  их  родителям  давать знания, как из девочки вырастить женщину, а из мальчика – мужчину. Это очень важно, потому что экономический кризис повлёк за собой кризис семьи и многие воспитательные функции семьи перешли в школу. Нам нужно, чтобы уже в школе девочки знали, что в первую очередь их задача в жизни – стать матерью, что первого ребёнка надо родить  до 25 лет,  чтобы сохранить женское здоровье и дать полноценную жизнь детям. Учиться можно всю жизнь, а вот родить здоровое потомство можно не успеть. Чем старше родители, особенно женщина, тем выше вероятность родить ребёнка-инвалида. Природа нас так запрограммировала. Всё остальное – вопреки природе, а результат – проблемы со здоровьем. Мужчины также должны думать о том, что отцом надо становиться в том возрасте, когда они смогут воспитать ребёнка до его социальной самостоятельности. Самое главное, чтобы дети рождались  не по случайности, а в любви в полноценных семьях. На это направлен факультативный курс «Психология семьи», который   уже семь лет  ведётся в десятых классах школ г. Костаная. Сейчас мы обратились в управление образования, чтобы эту дисциплину изучали старшеклассники всех школ нашей области, и получили поддержку.

Встреча за круглым столом неравнодущных людей – профессионалов способствовала актуализации очень важных проблем, решение которых приблизит нас к созданию инклюзивного  общества.

Светлана ОФИЦЕРОВА

Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.
В статусе высшего колледжа КВПК встречает юбилей
Галия УРАЗАМБЕТОВА: В колледже всё можно начать с чистого листа.

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".