В КГУ им. А.Байтурсынова недавно была организована диалоговая площадка «Развитие доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья», инициатором которой выступила профессор кафедры психологии и педагогики Лилия Саркисян.
Диалоговая площадка была организована в партнёрстве с Советом матерей АНК Костанайской области в рамках реализации международного проекта по развитию услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья. Партнёры по проекту – КазГНУ им. аль-Фараби, Евразийский университет им. Л.Гумилёва, Академия государственной службы при Президенте РК. В работе диалоговой площадки приняли участие около ста человек, среди которых представители органов местной исполнительной власти, депутаты, руководители общественных объединений инвалидов, учёные, преподаватели университета, занимающиеся проблемами инклюзии, педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, медицинские работники. О том, какие цели ставились при проведении диалоговой площадки, какие решения стали итогом, а также о развитии доступной среды мы говорим с Лилией САРКИСЯН.
- Провести расширенное заседание по обсуждению проблемы доступной образовательной среды нас побудило то обстоятельство, что с 1 декабря после длительного перерыва в университете возобновили работу, как Центр инклюзивного образования, - пояснила Лилия Вагановна. – А самым главным мотиватором для всех нас стала реализация послания Президента Касым-Жомарта Токаева, где чётко сформулировано: мы должны создать инклюзивное общество. То есть, общество, в котором каждый человек осознает: мы разные (по физическим возможностям), но мы равные. И тогда у нас возникает партнёрство, а не просто милосердие, при всём высокогуманном значении этого слова. Сейчас требуются совсем другие подходы, за последние годы существенно изменилось отношение к инвалидам. Раньше понятие «инвалид» указывало на то, что человек самостоятельно не может справляться с жизненными проблемами, что он вынужденный иждивенец, получающий пенсию и лишенный трудоспособности. Сейчас пришло осознание того, что эти люди, имея ограниченные возможности здоровья, способны самостоятельно управлять своей судьбой, а в обществе должны быть созданы условия для их максимальной самоорганизации, чтобы инвалиды из разряда социальных иждивенцев переходили в группу активных граждан. Это главная социальная потребность каждого человека.
- Напомните, пожалуйста, историю Центра инклюзивного образования. Его работа ведь началась задолго до того, как инклюзию стали внедрять в образовании повсеместно.
- Этот центр был создан в 2001 году. Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова был первым в республике и примечательно то, что вся работа была организована на волонтёрских началах, что и продолжается до сегодняшнего времени, думаю, что в Год волонтёра об этом уместно напомнить. Задумка изначально была такая: к 10-летию независимости принять на обучение в КГУ 10 студентов-инвалидов. А когда мы с большим трудом собрали кандидатуры тех, кто мог бы учиться в университете, то есть, у кого на тот момент было законченное среднее образование, их оказалось 29 человек. Нам не хватило душевных сил кого-то исключить из этого списка, потому что все они были в одинаково трудной ситуации. И поэтому все они были зачислены. И дальше началось решение всех возникающих проблем: от элементарного обеспечения учебного процесса к обеспечению компьютерами. Затем в связи с коммерциализацией образования – решения вопроса об оплате за обучение, ведь все студенты в течение трёх лет обучались за счёт средств университета. Нужно сказать, что в решение этой новой для всех проблемы включились все, когда встал вопрос об отчислении студентов-инвалидов. Преподаватели университета сдали свой однодневный заработок, студенты – по 50 тенге, и так мы собрали 700 тысяч тенге. А на следующий год за учёбу студентов-инвалидов уплатили члены создающейся партии «Нур Отан», которые сдали по 50 тенге, и за одну неделю сумма составила миллион, по тем временам это были весьма значительные суммы, позволившие сохранить всех студентов. С 2006 года наш проект стал финансироваться из областного бюджета, сегодня – местными бюджетами. Все студенты первого набора имели очень высокую учебную мотивацию и успешно завершили учёбу. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить и все областные СМИ за постоянную информационную поддержку деятельности Центра инклюзивного образования, именно благодаря им проект стал широко известен не только в нашей области, благодаря СМИ мы находили партнёров и общими усилиями успешно решали возникающие проблемы.
- Как удавалось решить вопрос с трудоустройством выпускников? Хороший диплом – ещё не гарантия хорошего места работы.
- Когда мы выпустили первых студентов, сразу стали думать об их трудоустройстве, налаживать партнёрские отношения с предприятиями и организациями. Затем в партнерстве с партией «Нур Отан» провели четыре ярмарки трудоустройства, которые помогли устроить наших выпускников, многие из которых сейчас уже имеют трудовой стаж более 10 лет, и что очень важно, работают по специальности: юристами, бухгалтерами, программистами, преподавателями, в том числе и в нашем университете. Среди наших бывших студентов есть художники, которые проводят выставки своих работ, есть паралимпийские спортсмены со множеством наград. В числе наших выпускников два кандидата наук, один докторант, много магистров. Образование даёт инвалидам более широкие возможности и силы для социальной адаптации, у них повышается самооценка, открывается другое видение своих возможностей. Что такое доступная среда? Доступность – это возможность. Вот мы и должны создать условия для возможности каждому человеку с ограниченными возможностями здоровья реализовать себя. И над этим мы продолжаем работать.
В какой-то момент, к сожалению, Центр инклюзивного образования был закрыт, и работа сместилась в сторону уже созданного на тот момент общественного объединения «Доступное образование для студентов-инвалидов», но мы успешно выполнили четыре социально значимых проекта, среди которых и трудоустройство инвалидов.
- С момента открытия Центра инклюзивного образования прошло 18 лет. Что вы запишите в свои достижения?
- На протяжении этих лет каждый год учились по десять-пятнадцать студентов инвалидов. И теперь нас накоплен опыт: в области сложилась определённая система, позволяющая бесплатно для студентов учиться тем, кто хочет учиться. Главное – пришло понимание очень важных моментов. Мы поняли, что не всем нужно высшее образование и нашли партнёров среди вузов и колледжей области, которые присоединились к этому проекту, это позволило людям с ограниченными возможностями здоровья свободно выбирать любую специальность в любом учебном заведении. А наши достижения состоят в том, что уже более 400 человек с ограниченными возможностями здоровья получили образование в вузах и колледжах области и большинство из них трудоустроены. Конечно, в этом заслуга вузов и колледжей, которые не только всячески содействуют успешной учёбе студентов-инвалидов, но и активно помогают трудоустроиться своим выпускникам.
Безусловным достижением можно считать взаимосогласованную деятельность с нашими партнёрами, которые реальными делами, большими и малыми, поддерживают наш проект. Это Совет матерей Ассамблеи народа Казахстана и все этнокультурные центры, депутаты всех уровней, партия «Нур Отан» и, конечно же, бизнес структуры.
- А что в перспективе?
- Очень важно, что ректором КГУ им. А.Байтурсынова Алмой Иргибаевной Дощановой было принято решение о возобновлении деятельности Центра инклюзивного образования в полном объёме, к тому же он получил статус регионального. И, конечно, это даёт стимул для определения перспектив своей деятельности, которые, на наш взгляд, сводятся к следующему. Во- первых, необходима более профессиональная профориентационная работа среди старшеклассников-инвалидов, надо им помочь выбрать специальность, которая бы реально соответствовала их возможностям и способствовала бы их дальнейшему профессиональному и личностному развитию. В вузах и колледжах надо реализовывать программы подготовки людей с ограниченными возможностями к обучению и формированию необходимых навыков. Одновременно нужно готовить преподавателей к работе с этой категорией студентов, как это уже замечательно делает по заказу управления образования Костанайский филиал НЦПК «Орлеу», осуществляя подготовку учителей к работе в инклюзивных классах и, что особенно важно, затем обеспечивая посткурсовое сопровождение этих учителей. В ближайшие три года в рамках реализации кафедрой психологии международного проекта «Разработка услуг для лиц с ограниченными возможностями [DECIDE]» будут организованы подобные курсы для преподавателей вузов и колледжей и студентов – будущих психологов.
Много перспективных предложений прозвучало на круглом столе, о котором вы упоминали, от руководителей общественных объединений инвалидов и самих инвалидов. Они состоят в необходимости решения таких проблем, как обеспечение детей-инвалидов колясками, соответствующими их возрасту и назначению (для дома, для спорта, для улицы); обеспечение учебной литературой незрячих и слабовидящих людей; обеспечение сурдопереводом глухонемых людей, разработка для них мобильного приложения для обращения в различные службы, включая скорую помощь, а также введения сурдоперевода на телевидении. Далее нужно добиваться того, чтобы организациями и субъектами бизнеса независимо от формы собственности выполнялась определённая законом норма о трёхпроцентной квоте для инвалидов. Надо работать и над совершенствованием качества специальных социальных услуг, в том числе психологического сопровождения инвалидов и их семей с целью формирования эмоциональной устойчивости, навыков конструктивного общения, личностного роста, чтобы люди с ограниченными возможностями поверили в себя и окружающие этому способствовали.
- Среди рекомендаций немало места отводится теме здравоохранения.
- В Костанайской области 28 тысяч инвалидов, в республике почти 500 тысяч человек, что составляет три процента населения. Это немало. И, к большому сожалению, инвалидизация растёт не только в Казахстане, но и во всём мире. Много инвалидов детства. В связи с этим участник круглого стола депутат областного маслихата, известный врач-гинеколог Татьяна Булгацевич обратила внимание на проблему профилактики инвалидизации, чтобы инвалидность у нас снижалась. Поэтому очень важно решить вопрос о своевременной реабилитации новорождённых детей, с которыми, к большому сожалению, реабилитация начинается с большим опозданием, когда дефекты уже проявились, а если бы начать сразу, то процентов на 30 можно было бы сократить инвалидность. Я считаю, что недопустимо игнорировать мнение профессионала и поэтому нужно всячески добиваться решения этой проблемы министерством здравоохранения республики. Кроме того, исходя из того, что здоровье новорождённых детей напрямую зависит от качества здоровья их родителей , важно на системной основе формировать у молодёжи научные знания о том как сохранить репродуктивное здоровье. Это одинаково важно и для девушек, и для юношей. Поэтому Совет матерей АНК Костанайской области пытается возродить в школах половое воспитание, подчеркиваю половое воспитание, а не техники защищённого секса. Необходимо школьникам и их родителям давать знания, как из девочки вырастить женщину, а из мальчика – мужчину. Это очень важно, потому что экономический кризис повлёк за собой кризис семьи и многие воспитательные функции семьи перешли в школу. Нам нужно, чтобы уже в школе девочки знали, что в первую очередь их задача в жизни – стать матерью, что первого ребёнка надо родить до 25 лет, чтобы сохранить женское здоровье и дать полноценную жизнь детям. Учиться можно всю жизнь, а вот родить здоровое потомство можно не успеть. Чем старше родители, особенно женщина, тем выше вероятность родить ребёнка-инвалида. Природа нас так запрограммировала. Всё остальное – вопреки природе, а результат – проблемы со здоровьем. Мужчины также должны думать о том, что отцом надо становиться в том возрасте, когда они смогут воспитать ребёнка до его социальной самостоятельности. Самое главное, чтобы дети рождались не по случайности, а в любви в полноценных семьях. На это направлен факультативный курс «Психология семьи», который уже семь лет ведётся в десятых классах школ г. Костаная. Сейчас мы обратились в управление образования, чтобы эту дисциплину изучали старшеклассники всех школ нашей области, и получили поддержку.
Встреча за круглым столом неравнодущных людей – профессионалов способствовала актуализации очень важных проблем, решение которых приблизит нас к созданию инклюзивного общества.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.