Работа в пыли и темноте

Выпуск - №14 (461)   :   07.04.2021
243

Сегодня мы беседуем с фондохранителем государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай» Ерланом Садвакасовым. 


 
- Ерлан Серикович, людей вашей профессии называют хранителями музеев. Расскажите, чем занимаются фондохранители в музеях Казахстана? Насколько интересна эта деятельность для вас и может ли она быть привлекательной для молодого поколения казахстанцев?

- Само выражение «хранитель музея» носит некий таинственный оттенок. Вот, например, есть хранитель старины, хранитель традиций, а есть и хранитель истории. И фондохранитель – это профессия, которая больше относится к хранителям истории, к ним можно отнести не обязательно работников музейного или архивного дела. Хранителями истории можно назвать и любителей, местных энтузиастов-краеведов, неравнодушных людей, занимающихся этнографией, археологией, зоологией, которые, тратя своё время и деньги, собирают исторический материал и отдают на сохранение для наших потомков в музеи Казахстана. 
Сегодня, с сожалением отмечу, семьи в Казахстане даже не понимают ценности исторических вещей их прадедов, прабабушек, которые оставляют после себя историю не только своей жизни, а историю эпохи, в которой они жили. 
Но говоря конкретно о работе фондохранителя, отмечу, что это достаточно героическая работа, здесь надо быть энтузиастом – самоотверженным, скрупулёзным. Например, фондохранителю приходится постоянно проверять наличие тех или иных музейных предметов, проводить инвентаризацию, составлять на них описание, содержать в определённом температурном режиме, в случаях ЧП спасать их в первую очередь.   

- Можете сказать, почему это героическая работа? Как это проявляется в деятельности фондохранителя музея?   

- В истории много примеров героической работы хранителей музейных ценностей. Знаете ли вы, как «сокровища Приама», золотые артефакты, которые были найдены на месте древней Трои и раскопаны немецким промышленником, археологом-любителем Генрихом Шлиманом, попали в Россию в Пушкинский музей? Это случилось во время Великой Отечественной войны, когда советские войска наступали на Берлин. Экспонаты вывезли музейные работники во главе с директором Вильгельмом Унферцагтом. Но со временем часть сотрудников ушли к своим семьям. И боясь расхищения музейных экспонатов, он передал «сокровища Трои» советской стороне. Сейчас они экспонируются в Пушкинском музее в Москве. Во время революции 1917 года и последующей гражданской войны в Казахстане музейные работники прилагали огромные усилия, чтобы сохранить историю Казахстана. Постоянно переезжая с места на место, защищая от мародёров, грабителей, фондохранители старались сберечь все экспонаты, рискуя жизнью. Известен исторический факт, когда во время войны в 1941 году старинные экспонаты музея артиллерии под Москвой использовались в боевых действиях. Представьте, как артиллерийский снаряд XIX века пробивает броню немецкого танка «Тигр». Очень эпичное зрелище. 

-  Ерлан Серикович можно ли говорить о том, что фондохранителями в музеях должны работать люди с высокой моралью, люди с высокими нравственными качествами?

- Несомненно. Я даже скажу, что обязательно фондохранители должны быть честными и ответственными. Опять же вернусь к истории. Не так давно в 1990-х годах, когда Советский Союз распался, некоторые фондохранители Эрмитажа, Третьяковской галереи тайно продавали исторические музейные ценности на «чёрном рынке» зарубежным коллекционерам. Был нанесён огромный ущерб истории страны. И это очень аморально. Сегодня в фондохранилищах Национального музея, Центрального музея в Алматы, республиканских музеях-заповедниках находится большое количество музейных экспонатов из золота, золотые находки «Алтын адама», например. Конечно, возникает иногда соблазн у людей похитить, заменить, продать за рубеж за большие деньги эти экспонаты. И тут надо бороться с жадностью людей. 

- Во время передвижных выставок в городах Казахстана вы сопровождаете музейные экспонаты? Надо ли вам охранять исторические экспонаты?

- Я считаю, что это обязательно. Не всегда так музеи конечно делают. Но в некоторых музеях при экспонировании особо ценных предметов фондохранители остаются на ночь и охраняют их. Такое, например, практикуют в Европе. И когда говорят про «Ночь в музее», то это не то мероприятие, когда вечером посетители приходят и развлекаются, фотографируются. Ночь в музее – это когда ты ходишь действительно ночью среди экспонатов и представляешь, что они могут ожить и рассказать тебе об истории древности. Даже немного страшновато.

- Как фондохранитель музея-заповедника «Ботай» расскажите, какие экспонаты хранятся у вас?

- В фондах нашего музея хранится 3594 музейных предмета, которые относятся непосредственно к ботайской культуре, к истории древнего Казахстана. Все эти экспонаты возрастом около шести тысяч лет. Здесь есть и останки ботайского младенца, и кости ботайской лошади. Приезжайте, посмотрите на то, что хранится в нашем музее. Это очень интересно и познавательно. 

- Как хранитель истории, что вы посоветуете молодому поколению?

- Я посоветую ценить и уважать историю ваших предков, когда в чулане вы находите старые вещи, медали, ордена, предметы быта, не выбрасывайте их на мусорку за ненадобностью, а отнесите их в музей. Сохраните историю своей страны. 

Куаныш АБИЛЬМАЛИКОВ,
старший научный сотрудник государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай»

Наличие в стране успешно работающих СМИ – это жизненная необходимость
Вячеслав ПОЛОВИНКО: «Современной журналистике не хватает рок-н-ролльности»
Мы все заслужили этот орден
Дмитрий ПАВЛЕНКО: «Надо показать, что ты пришёл не разрушить, а создать, сделать лучше»
Чтобы достичь успеха, надо уметь думать
Петер ЭНДЕРС: Надо внимательно читать классиков и учиться у мастеров.
Владимир Моторико: «Мне никакая тема не страшна»
Владимир МОТОРИКО: «Всем, что я умею, обязан своему деревенскому детству»

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.