Работа в пыли и темноте

Выпуск - №14 (461)   :   07.04.2021
190

Сегодня мы беседуем с фондохранителем государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай» Ерланом Садвакасовым. 


 
- Ерлан Серикович, людей вашей профессии называют хранителями музеев. Расскажите, чем занимаются фондохранители в музеях Казахстана? Насколько интересна эта деятельность для вас и может ли она быть привлекательной для молодого поколения казахстанцев?

- Само выражение «хранитель музея» носит некий таинственный оттенок. Вот, например, есть хранитель старины, хранитель традиций, а есть и хранитель истории. И фондохранитель – это профессия, которая больше относится к хранителям истории, к ним можно отнести не обязательно работников музейного или архивного дела. Хранителями истории можно назвать и любителей, местных энтузиастов-краеведов, неравнодушных людей, занимающихся этнографией, археологией, зоологией, которые, тратя своё время и деньги, собирают исторический материал и отдают на сохранение для наших потомков в музеи Казахстана. 
Сегодня, с сожалением отмечу, семьи в Казахстане даже не понимают ценности исторических вещей их прадедов, прабабушек, которые оставляют после себя историю не только своей жизни, а историю эпохи, в которой они жили. 
Но говоря конкретно о работе фондохранителя, отмечу, что это достаточно героическая работа, здесь надо быть энтузиастом – самоотверженным, скрупулёзным. Например, фондохранителю приходится постоянно проверять наличие тех или иных музейных предметов, проводить инвентаризацию, составлять на них описание, содержать в определённом температурном режиме, в случаях ЧП спасать их в первую очередь.   

- Можете сказать, почему это героическая работа? Как это проявляется в деятельности фондохранителя музея?   

- В истории много примеров героической работы хранителей музейных ценностей. Знаете ли вы, как «сокровища Приама», золотые артефакты, которые были найдены на месте древней Трои и раскопаны немецким промышленником, археологом-любителем Генрихом Шлиманом, попали в Россию в Пушкинский музей? Это случилось во время Великой Отечественной войны, когда советские войска наступали на Берлин. Экспонаты вывезли музейные работники во главе с директором Вильгельмом Унферцагтом. Но со временем часть сотрудников ушли к своим семьям. И боясь расхищения музейных экспонатов, он передал «сокровища Трои» советской стороне. Сейчас они экспонируются в Пушкинском музее в Москве. Во время революции 1917 года и последующей гражданской войны в Казахстане музейные работники прилагали огромные усилия, чтобы сохранить историю Казахстана. Постоянно переезжая с места на место, защищая от мародёров, грабителей, фондохранители старались сберечь все экспонаты, рискуя жизнью. Известен исторический факт, когда во время войны в 1941 году старинные экспонаты музея артиллерии под Москвой использовались в боевых действиях. Представьте, как артиллерийский снаряд XIX века пробивает броню немецкого танка «Тигр». Очень эпичное зрелище. 

-  Ерлан Серикович можно ли говорить о том, что фондохранителями в музеях должны работать люди с высокой моралью, люди с высокими нравственными качествами?

- Несомненно. Я даже скажу, что обязательно фондохранители должны быть честными и ответственными. Опять же вернусь к истории. Не так давно в 1990-х годах, когда Советский Союз распался, некоторые фондохранители Эрмитажа, Третьяковской галереи тайно продавали исторические музейные ценности на «чёрном рынке» зарубежным коллекционерам. Был нанесён огромный ущерб истории страны. И это очень аморально. Сегодня в фондохранилищах Национального музея, Центрального музея в Алматы, республиканских музеях-заповедниках находится большое количество музейных экспонатов из золота, золотые находки «Алтын адама», например. Конечно, возникает иногда соблазн у людей похитить, заменить, продать за рубеж за большие деньги эти экспонаты. И тут надо бороться с жадностью людей. 

- Во время передвижных выставок в городах Казахстана вы сопровождаете музейные экспонаты? Надо ли вам охранять исторические экспонаты?

- Я считаю, что это обязательно. Не всегда так музеи конечно делают. Но в некоторых музеях при экспонировании особо ценных предметов фондохранители остаются на ночь и охраняют их. Такое, например, практикуют в Европе. И когда говорят про «Ночь в музее», то это не то мероприятие, когда вечером посетители приходят и развлекаются, фотографируются. Ночь в музее – это когда ты ходишь действительно ночью среди экспонатов и представляешь, что они могут ожить и рассказать тебе об истории древности. Даже немного страшновато.

- Как фондохранитель музея-заповедника «Ботай» расскажите, какие экспонаты хранятся у вас?

- В фондах нашего музея хранится 3594 музейных предмета, которые относятся непосредственно к ботайской культуре, к истории древнего Казахстана. Все эти экспонаты возрастом около шести тысяч лет. Здесь есть и останки ботайского младенца, и кости ботайской лошади. Приезжайте, посмотрите на то, что хранится в нашем музее. Это очень интересно и познавательно. 

- Как хранитель истории, что вы посоветуете молодому поколению?

- Я посоветую ценить и уважать историю ваших предков, когда в чулане вы находите старые вещи, медали, ордена, предметы быта, не выбрасывайте их на мусорку за ненадобностью, а отнесите их в музей. Сохраните историю своей страны. 

Куаныш АБИЛЬМАЛИКОВ,
старший научный сотрудник государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай»

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.