Родителей нужно повернуть умом и сердцем к школе

Выпуск - №6 (402)   :   06.02.2020
162

При поддержке руководителя управления образования акимата Костанайской области Василия Цымбалюка был создан экспертно-консультативный совет родителей (ЭКСР). 25 января состоялось первое заседание ЭКСР, на котором председателем был избран Алибек Табулденов – директор Института экономики и права КГУ им. А.Байтурсынова, кандидат юридических наук, подполковник в отставке, отец двоих детей.

- Алибек Нурмагамбетович, как возникла идея создать экспертно-консультативный совет родителей?
- С 1 сентября я работаю директором ИЭиП КГУ им. А.Байтурсынова и по роду своей теперь уже административной деятельности принимаю участие в различных мероприятиях ,связанных с обсуждением самых актуальных проблем образования как вузовского, так и школьного. И почти на каждом из них поднимаются в том или ином аспекте вопросы участия родителей в развитии и воспитании детей. Так было и на диалоговой площадке «Психологическое благополучие школьников в системе современного образования», проведённой кафедрой психологии и педагогики нашего университета. Обратило на себя внимание то обстоятельство, что все участники этого мероприятия, а их было 90 человек – школьные психологи, учителя, представители родительской общественности и, конечно, преподаватели университета, анализируя вопрос психологического благополучия школьников в качестве основной проблемы отмечали снижение родительской ответственности, отсутствие у многих родителей интереса к жизни детей, сокращение времени общения с ними, пассивным, а порой и откровенно равнодушным отношением родителей к школе, в которой учатся их дети. Отмечалось и то, что сами семьи всё более утрачивают свой воспитательный потенциал, много неполных и дисгармоничных семей, в которых царит эмоциональное отчуждение. И как-то всё это меня задело за живое, но как оказалось не только меня, но и других коллег. И мы решили, что сегодня необходим орган, координирующий деятельность всех родительских объединений средних школ области, нужна площадка для широкого и открытого диалога родителей и школы по самым острым вопросам. На недавнем заседании мы утвердили положение о совете, план его работы и мероприятия, которые мы планируем провести в ближайшее время. В составе совета семь человек: врачи, юристы, психологи, представители бизнеса, депутат областного маслихата.

- Каковы цели и задачи экспертного совета?
- Главная цель – содействовать реальному партнёрству организаций образования, местных исполнительных органов, родительской общественности, НПО в вопросах развития и обучения детей, пропаганда семейных ценностей, возрождение лучших традиций семейного и школьного воспитания, формирование родительской ответственности на основе нравственных ценностей общества, защита прав и интересов детей, повышение роли отцов в их воспитании.
Важно отменить и то обстоятельство, что ЭКСР мы создали в партнёрстве с советом матерей АНК Костанайской области, их богатый опыт по работе с семьёй, по повышению авторитета отцов и подготовке молодёжи к семейной жизни будет полезен и нам.

- А разве эти проблемы не были раньше в поле зрения школ?
- Конечно же были, и очень много в этом направлении сделано и делается, но сегодня, в период стремительных социальных перемен, суть которых до конца и не осмыслена обществом, семья, с одной стороны, остаётся основным ресурсом воспитания детей, а с другой стороны семье нужна помощь специалистов – педагогов и психологов. Это может сделать только школа. На современном этапе внедрения нового содержания образования необходим доверительный разговор с родителями, партнёрство школы с семьями учеников и общественными объединениями родителей как выразителями совокупного мнения. Именно партнёрство, конструктивный диалог будут содействовать тому, что инновационные образовательные процессы, в том числе и новая система оценки знаний учащихся, станут, с одной стороны, понятными и логичными для родительской общественности, а с другой – помогут авторам инноваций своевременно вносить необходимые коррективы, так как будет отлажена продуктивная обратная связь. И это объединит родителей и школу.

- То есть вы видите в партнёрстве ключ к решению многих уже названных проблем?
- Безусловно, да. Ведь сегодня по разным оценкам в среднем только 20% родителей считают свои отношения со школой партнёрскими, то есть одна семья из пяти; около 3% считают их неконструктивными; нейтральная позиция по отношению к школе более чем у 77% родителей. Поэтому нужно не лекциями и назиданиями, а конкретными совместными делами повернуть родителей умом и сердцем к школе, а значит и к своим детям. Только так родители смогут понять, что партнёрство семьи и школы – это мощная созидательная сила. Их продуктивное взаимодействие будет способствовать развитию современной школы и существенному улучшению детско-родительских отношений. Это возможно только при общности дел в условиях открытости для родительских организаций образования.

- Вы фактически приглашаете родителей к волонтёрской деятельности в школе?
Да, конечно, мы будем всячески работать с родителями, мотивируя их к волонтёрству в школе, связанному с их профессиональной деятельностью. В эту работу могут включиться и дедушки школьников, и бабушки, поскольку современные родители, к сожалению, нередко больше вынуждены работать. Среди бабушек и дедушек много интересных людей с богатым жизненным опытом, который уникален и в плане организации волонтёрства, ведь представители старшего поколения в большинстве своём много времени отдавали общественной работе. Это было нормой, которую теперь нужно возродить, чтобы у людей в этом была потребность, чтобы это было условием их личного благополучия. Ведь как отмечали классики, кто ничего не делает для других, тот ничего не делает для себя.

- Нет ли у вас сомнений по поводу того, как к этой идее отнесутся довольно перегруженные работой классные руководители?
- Думаем, что они положительно воспримут наши планы. Ведь сегодня в связи с принятием Закона « О статусе педагога» значительно усиливается роль классных руководителей, и ЭКСР видит в них самых надёжных партнёров, поэтому мы планируем развивать всестороннее взаимодействие с ними. Классные руководители, находясь в тесном контакте с учениками и их родителями, призваны говорить о сложном просто, доступно, а главное с любовью и заботой о детях и уважительно по отношению к родителям. Такой формат взаимодействия повысит родительскую мотивацию не только по отношению к своим детям, но и к другим ребятам, поскольку чужих детей не бывает. Классные руководители лучше других учителей знают не только особенности каждой семьи класса, но и неравнодушных родителей. Уверен, что примеры активного участия родителей в жизни школ области есть, наша задача рассказать об этом, вовлекая силой примера и убеждения других родителей. Ведь если родители будут идти в школы с реальными делами (провести спортивные мероприятия в выходной день, научить мальчиков-подростков столярному делу или тому, как устранить течь крана, или расскажут о своей профессии, или если родители-врачи откровенно побеседуют с подростками о волнующих проблемах полового развития и воспитания), они будут лучше понимать своих детей. Более того, мы надеемся, что такой формат дисциплинирует и детей, у них возникнет чувство гордости за своих родителей, дети увидят своих родителей в новом качестве. Студенты КГУ им. А.Байтурсынова в этом семестре тоже пойдут в школу как профессиональные волонтёры: они будут помогать классным руководителям по тем видам деятельности, которые связаны с их будущей специальностью.

- Основной формой вашей работы будет партнёрство на основе диалога и развития волонтёрства? Как можно обратиться в экспертный совет?
- Мы будем вместе с родителями изучать те проблемы, которые озвучат они или учителя, или ученики. То есть мы планируем осуществлять свою работу в конструктивном диалоге, о чём конкретно говорится в Послании Президента РК Касым-Жомарта Токаева, который поставил задачу создать слышащее государство, развивать институты гражданского общества. Надеемся, что этому и будет служить наш совет. Поэтому мы на первом заседании обсудили формат нашего ЭКСР. Планируем максимально использовать интернет-ресурсы, возможно, если найдем спонсоров, создадим свой сайт, но это связано с финансами, а мы пока все волонтёры, поэтому будем использовать материально-технический потенциал управления образования, так как наш совет создан при этом областном ведомстве. В перспективе предложим организовать подобные советы в каждом городе и районе области, так как везде должны быть общественные приемные ЭКСР на основе электронных ресурсов.

- Какие направления будут в фокусе работы экспертно-консультационного совета родителей?
- Их несколько. Это вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, качества школьного питания и соответствия организации учебно-воспитательного процесса СНиП, развития инклюзивного образования, вовлечения отцов в жизнь школ и укрепления этого социально-значимого статуса, вопросы, связанные с развитием волонтёрства и реальной поддержки многодетных семей и семей в трудной жизненной ситуации.

- Ваши пожелания читателям газеты «Учительская плюс».
- Мне бы хотелось пожелать уважаемым родителям глубокого осознания своей родительской ответственности, взаимопонимания с детьми, укрепления более тесных эмоциональных связей с ними. А всем педагогам здоровья и оптимизма!

Мадина ГАЛИМХАНОВА

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.