Уважающему себя педагогу следует работать в медиапространстве

Выпуск - №29-30 (577-578)   :   17.08.2023
2473

Среди участников и гостей форума были не только общественные деятели, представители госорганов и СМИ, но и работники сферы образования. Интересная беседа получилась с журналистом по образованию и педагогом по профессии Еленой ЧЕРНЯКОВОЙ (Екатеринбург).

- Я окончила факультет журналистики Уральского госуниверситета, работала в СМИ, а потом перешла в школу. Но журналистику не бросила: буквально с первых дней работы в школе я создала юнкоровский кружок. И сейчас, будучи заместителем директора школы, я продолжаю эту работу. У нас есть своя школьная газета, школьное радио. Вот так тесно переплелись в моей деятельности журналистика и образование. А вообще во взаимодействии СМИ и педагогики я вижу обоюдный интерес. В России этот год объявлен Годом педагога и наставника, поэтому внимание прессы к нашей деятельности сейчас особенно пристальное, а конкурс абитуриентов в педагогические вузы и колледжи просто зашкаливает. Но и педагогу для своего продвижения, для повышения профессионального статуса необходимо иметь печатные работы. 

- Как строится взаимодействие учительства и СМИ?
- У нас есть «Учительская газета», педагогические журналы, в которых мы можем публиковаться. Конечно, это и способ формирования педагогического сообщества, и корпоративная культура, и обмен опытом. Я могу собрать аудиторию в сто человек за круглым столом, к примеру, а могу обратиться сразу к тысячам читателей, которые меня узнают, познакомятся с моей работой. И это очень важно. Впрочем, и журналисты тоже заинтересованы в хорошем педагогическом продукте, потому что образование касается всех и каждого, и очень здорово рассказать о талантливом учителе, который придумал какую-то фишку, эффективный метод, который классный специалист, новатор. Такие инфоповоды всегда интересны аудитории. Поэтому я уверена, что педагоги и журналисты друг другу нужны. СМИ нужны учителям, чтобы иметь площадку для информирования широкой общественности о своей деятельности (а сегодня без этого невозможно эффективно работать и получать обратную связь), а мы нужны журналистам, чтобы найти по-настоящему вкусный инфоповод, к которому хочется возвращаться вновь и вновь. Например, можно читать и перечитывать интервью с Шалвой Амонашвили, всегда интересно узнавать новое о школе Ямбурга. Таких тем немало.

- Мы сегодня много говорили о медиаграмотности. Как у вас ведётся работа в этом направлении?
- У нас есть целое сообщество педагогов-блогеров, и это одно из приоритетных направлений. Каждый уважающий себя педагог должен уметь вести свой блог, он должен быть специалистом в этом деле. Я долго была противником цифровизации и, наверное, одна из последних сменила кнопочный телефон на смартфон. Но сегодня я понимаю, что без этого мы действительно не сможем конкурировать в информационном потоке. Когда я поняла, что дети теряют интерес к моему предмету (а я преподаю русский язык и литературу), то сделала очень хитрый ход: стала давать домашние задания в группе Вконтакте. Мы с учениками создали своё сообщество, где обмениваемся мнениями, впечатлениями. Я не скажу, что все поголовно стали читать «Анну Каренину» или «Тихий Дон», но дети стали заметно заинтересованнее, они стали с уважением относиться к моему предмету, потому что я стала говорить с ними на одном языке. При этом я не опускаюсь до их уровня, а тут же поднимаю их уровень до того, который мне нужен. И у нас тут же может завязаться какая-то дискуссия, увлечённое обсуждение. Время пандемии нас, педагогов, научило по-новому готовить свои уроки, стать ближе и доступнее для учеников. Мы поняли, что не нужно бояться новых технологий, но нужно учиться с ними грамотно работать и учить этому детей. 

- При этом важность навыка чтения никто не отменял. А с ним сейчас проблемы. Как научить читать?
- Есть культура питания, есть культура воспитания, а есть культура чтения. Если этому не научили в семье, и если это не поддержала школа, человек никогда не будет читать. Что бы ни говорили, всё начинается в семье. Если мама двухлетнему ребёнку не будет читать книжку, он не приучится к ней сам. Надо взять книжку! У меня был эксперимент с группой дошколят, и одно из занятий я провела в формате читательской конференции, предложив детям принести свою любимую книгу. Половина не принесли, а кто-то принёс три и взахлёб рассказывал о них, потому что мама ему читала. Поэтому, повторю, если в семье культура чтения есть, она будет всегда с ребёнком.   

Светлана ОФИЦЕРОВА
 


 

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.