Экономика – не просто вузовская дисциплина и социальная наука. Это та часть мироустройства, которая касается каждого из нас, хотим мы этого или нет. О том, какие экономические знания нужны современному человеку и какие в этой связи есть возможности у системы образования, мы говорим с кандидатом экономических наук Андреем КОВАЛЕМ (КРУ им. А.Байтурсынова).
- Сейчас в образовании много говорится о необходимости читательской грамотности, медиаграмотности. А экономическая грамотность в наше время тоже весьма немаловажный фактор. Что и как, на ваш взгляд, нужно включить в стратегию образования, чтобы новое поколение обладало достаточными знаниями для успешного управления собственными ресурсами и понимания экономических процессов в стране?
- Начнём с того, что лучшая, на мой взгляд, парадигма образования – это воспитание гармонично развитой личности, у которой есть комплекс знаний, умений, навыков в разных направлениях. А потом человек получает узкопрофессиональные навыки, но способен переучиваться, двигаться дальше, обладая базовыми знаниями, заложенными ранее. Это не противоречит пресловутой «компетентностной модели», но создаёт принципиально другую основу ее формирования. Профессионально ориентированное обучение, которое сейчас ставится во главу угла даже в школе, не даёт возможности обладать широкими познаниями. К примеру, сейчас необязательным стал такой предмет как география, в частности, экономическая. В своё время мы, поколение 40-50+, изучали экономическую географию в школе, знали, где что добывается, какими ресурсами обладают те или иные регионы.
Элементарно – знали страны мира, их особенности, столицы. И смеялись над американцами, которые не могли найти Казахстан на карте мира. Не удивлюсь, если нынешние школьники «биологическим уклоном» теперь тоже не знают, где находится Америка, не говоря об её столице. Мы копируем метод образования, который подсказывают иностранные консультанты. где-то в ущерб хорошему, что имели. Я далёк от мыслей, что советская система школьного образования, блестяще показавшая себя в ХХ веке, сегодня была бы лучшей. Это не так, мир изменился, появилась цифровая реальность и огромные потоки информации, глобализация. Что делает условия несопоставимыми. Но поэтапно формируемое у нас общество потребления, где человеку достаточно иметь узко специальные навыки, чтобы двигаться в карьере, удовлетворять свои базовые, бытовые потребности и исполнять определённые функции в обществе, сегодня в мире обоснованно подвергается критике. Коррозия семейных ценностей, детские смерти, стрессы, разрушение окружающей среды и природы – всё это звенья одной цепи.
О необходимости общего кругозора, в том числе экономического, философского образования сегодня вновь стали говорить. Но это только часть такой образовательной системы, которая позволила бы сформировать у человека гармоничный взгляд на мир. Конечно, экономическое образование нужно. Опять же, у нас в своё время были такие дисциплины, как, к примеру, «Обществоведение» в школе, «Политэкономия» в вузе, которые изучали все, вне зависимости от выбранной профессии, что позволяло формировать мировоззрение целого поколения. Что сегодня? В 158 школах Костанайской области изучают предмет «Основы предпринимательства». Само по себе это замечательно. Однако, на мой взгляд, учитель истории, биологии или географии, даже пройдя соответствующие курсы, не сможет так научить «Основам предпринимательства» как успешный бизнесмен. Будем надеяться, что действующие предприниматели примут участие в этом процессе. Правда, одного часа в неделю всё-таки недостаточно. Основам экономики в школьной программе стоит уделить больше внимания. Ведь что такое экономика? Это взаимоотношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов. Дилемма экономики – это безграничные потребности при ограниченных ресурсах, включая время. Вот чётко осознавать свои возможности должен уметь любой современный человек, отдавать себе отчёт, почему в этом мире есть, условно говоря, успешные люди и неуспешные. Здесь понятно школьнику должны трактоваться объективные экономические законы, их применение. Именно это должно формировать экономическое мировоззрение и ставить барьеры финансовым мошенникам, обманывающим людей.
- Экономическая безграмотность – один из бичей современного мира. Это сказывается на том, как люди попадают в долговые ловушки микрокредитования, покупаются на уловки финансовых пирамид и мошеннических схем. Наверняка учить мыслить правильными экономическими категориями нужно ещё в школе?
- Безусловно, люди должны уметь планировать свой бюджет, экономить своё время, использовать ресурсы – трудовые, финансовые, материальные, предпринимательские. И такой предмет должен быть. Много говорится, в том числе и руководством страны, об опасности иждивенческих настроений в обществе. Вот такой предмет, как основы экономики, должен помочь человеку научиться формировать свой реальный и пассивный доход, связанный с накоплением каких-то средств, с многочисленными финансовыми инструментами (одни криптовалюты чего стоят). К тому же, люди, владеющие экономическими знаниями, лучше понимают процессы в стране (инфляция, ВВП, ставка по кредитам и другие понятия для них будет уже не пустой звук) и, соответственно, лучше выстраивают свою модель действий. Но, повторюсь, факультатив, как часть вариативной школьной программы, проблему не решит. Нужно возрождать экономическую географию, причём не по выбору, а для всех учеников.
Меня вообще очень смущает узкая специализация, в образовании в том числе. Это всегда ограниченность кругозора, а в итоге – возможностей, это всегда какие-то рамки. Сейчас предлагается тестировать детей на профпригодность. Вот если бы тестированию подвергли Эйнштейна, он бы его вряд ли прошёл, он учился в школе довольно плохо. Однако же стал гениальным первооткрывателем в науке. А Ломоносов сумел бы пробиться в нашей системе? На самом деле любая система тестирования помимо имеющихся плюсов несёт в себе существенный минус в виде приговора талантливым детям, у которых просто может не быть настроения в этот момент, либо они не ориентированы на тест, на слова, а ориентированы на восприятие через образы. Образовательная система должна быть сильна не только своими правилами, но и своими исключениями, возможностью давать развиваться личности. Формирование компетенций и навыков вместо воспитания гармонично развитой личности порождает массовое мышление и неспособность людей эффективно противостоять различным вызовам.
- Образование стремятся максимально приблизить к требованиям рынка труда. С одной стороны, это правильно. А с другой, в этом ли задача общего образования?
- В попытках давать точечные знания и кроется опасность. Полумерами проблему не решить. Необходимо формирование целостной системы мировоззрения человека: математического, философского, экономического, географического… На мой взгляд, гармонично развитая личность более устойчива к различным вызовам, чем личность профильно ориентированная пусть даже с самыми современными компетенциями. Особенности подбора преподавательских кадров тоже отрывают от хороших традиций наставничества. Человек без определённого диплома, сертификата, печатной работы и т.д., но с хорошим опытом и знаниями, авторитетом, уже не может прийти и вести уроки, получая высокую оплату. Тем самым нарушается и воспитательная функция школы. Учитель должен поддерживать детей, мыслящих нестандартно, потому что именно из таких ребят вырастают неординарные личности, способные к созиданию нового, к прорывам в науке, экономике, творчестве. Многие надежды возлагаются на повышение статуса педагога, в том числе через повышение заработной платы. Но, боюсь, это не сыграет значительной роли. Уважение к профессии учителя, какое можно увидеть, к примеру, в Германии или Японии, обусловлено не столько его, учителя, компетенциями, сколько уровнем воспитательного воздействия на учеников, повсеместной поддержкой статуса в обществе. То есть, его личностью, которая становится примером для детей. Но как качества личности можно умесить в рамки тестирования?
Что касается требований рынка… Мы в последние годы успешно формировали общество потребления. Но кто скажет, какие у него морально-ценностные ориентиры? Наши родители не выбрасывали сломанные вещи, они их чинили. Сейчас у молодых людей есть безудержное стремление приобретать, порой, не задумываясь, действительно ли в этом есть необходимость. Это касается и вещей, и образования. Новый айфон, огромный телевизор, второй-третий диплом... Нужно быстро, всё и сразу. Нарастает напряжённость. Нас призывают быть включёнными 24/7. Но, простите, это нарушает права человека и законодательство о труде, внутреннее пространство. Рынок рынком, но почему нужно работать 24 часа в сутки? Должно быть время на саморазвитие, для семьи, для детей. Мне видится, что эта канва навязанная, она не наша историческая, она чужая. Она удобна для манипулирования обществом, которому некогда думать о высоких смыслах, потому что надо постоянно потреблять, а для этого надо постоянно работать. Фетиш потребления поддерживается и в детях, их травят, если у них нет чего-то «крутого». Окружающая среда становится агрессивной и уничтожает индивидуальность, непохожесть. Безусловно, нужно развивать современные навыки и компетенции, но не это поможет преодолеть глобальную атаку на человека. Нужен принципиальный подход к пониманию того, что двигает экономику. Ни строительство жилья, ни малый и средний бизнес локомотивом экономики не могут быть. Это всё, опять же, из сферы потребления. А нам для развития страны, продвижения экономики необходимо производство и, соответственно, люди с креативным, прогрессивным мышлением, способные это производство и любой бизнес создавать и развивать. А в целом, если мы вспомним закон цикличности в экономике, то поймём, что ориентироваться на требования рынка – далеко не самый лучший вариант, ведь за ростом всегда следует спад.
- К чему же стоит готовить новое поколение?
- К выживанию. К сохранению себя, к сохранению нравственных ценностей, семейных в том числе. Я в последнее время много общаюсь с военно-патриотическими клубами, которые действуют в школах и колледжах, и мне нравится, как они работают с молодёжью. Повторюсь, воспитательные задачи и формирование разносторонней, гармонично развитой личности, я считаю, в образовании должны быть на первом месте. Человек с плохими моральными принципами, но хорошими знаниями, легко станет таким учёным, которые работали в гитлеровских концлагерях. А вот человек с высокими морально-этическими качествами, но недоученный, в принципе, может совершить много важного и полезного для всего общества. Восполнить недостающие знания у него всегда будет возможность, если заложено стремление к самосовершенствованию. Если у человека есть внутренний стержень, он никогда не будет коррупционером, не будет брать взятки. Если человек нацелен на личное благополучие и неограниченное потребление, да ещё и вооружён эффективными компетенциями, то добра от него ждать не приходится. Следование моральным принципам, знание законов развития общества, своей истории, не очернение или возвеличивание прошлого, а принятие и извлечение из него опыта – вот в этом я вижу выход. Освоить цифровые технологии можно за считанные дни, месяцы, в крайнем случае, а формировать духовную и гармоничную личность нужно нужно в первые годы жизни человека, в детском саду, школе, оттачивая и закаляя всю жизнь, упущенные здесь возможности со стороны семьи и общества уже невосполнимы.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.