«Золотой час» пресс-секретаря

Выпуск - №39(687)   :   16.10.2025
808

photo-5431865253039307152-y

В недавнем рейтинге министерства просвещения РК руководитель отдела педагогического просвещения и взаимодействия со средствами массовой информации управления образования Костанайской области Анна Лазарева была названа лучшим пресс-секретарём среди региональных управлений. Это стало поводом для нашей беседы. Мы поговорили с Анной Анатольевной о профессиональном пути, тонкостях работы с информацией, педагогике и личных увлечениях.

- Анна Анатольевна, сколько лет вы работаете в пресс-службе? Как пришли к этой деятельности?
- В пресс-службу отдела образования г. Костаная я пришла в ноябре 2017 года из школы. До этого с 2004 года работала учителем русского языка и литературы в школе №17. В 2019 году перевелась в управление образования: сначала в методический кабинет, затем в аналитический отдел, а уже с августа того же года начала работать в пресс-службе.
Решение сменить деятельность далось нелегко. На тот момент накопилось профессиональное выгорание как учителя: навалилось много обязанностей, хотелось перемен. Уходить из школы было очень тяжело, как ножом по сердцу, особенно больно расставаться с классом, который я вела. Тогда это был шестой класс, а позже я довела ребят как учитель до девятого и выпустила их. До последнего дня я следила за их успехами, переживала, приходила на мероприятия, когда могла. Это мои любимые дети, и то, что я не смогла довести их как классный руководитель до выпуска, всегда оставалось занозой на сердце. Но о переходе в пресс-службу я не пожалела.

- Костанайские журналисты считают вас одним из лучших пресс-секретарей, и теперь это подтверждено официально. В чём ваш секрет?
- Если говорить о рейтингах, то важно понимать, что они подводятся несколько раз в год на совещаниях в министерстве просвещения. Это не «главная победа», а, скорее, показатель, повод задуматься, как поддерживать уровень и усиливать работу.
Что касается работы, никакого секрета нет. Это выстроенная система взаимодействия внутри управления образования. Когда я пришла, должность пресс-секретаря только появлялась, и необходимость постоянной работы с соцсетями и СМИ была в зачаточном состоянии. Постепенно мы выстраивали чёткие механизмы. Очень важен контакт с руководителем управления образования. В случае любого кризиса я оперативно информирую руководство, мы совместно решаем, какие шаги предпринимать. Со временем у меня выработался круг тем, по которым я могу самостоятельно принимать решения, а сложные вопросы обязательно согласуются напрямую.
Сфера образования огромна: свыше 21 тысячи педагогов, 111тысяч школьников, десятки тысяч воспитанников детсадов и студентов колледжей. Любой вопрос может возникнуть внезапно. Иногда приходится в кратчайшие сроки вникать в чужую тему, консультироваться со специалистами и самостоятельно выходить в эфир или давать комментарий. Это сложная, стрессовая, но очень живая работа.

- Вы филолог по образованию. Помогает ли это в вашей работе? Продолжаете ли преподавать?
- Да, безусловно. Я самостоятельно пишу пресс-релизы, комментарии, корректирую тексты. Пришлось немного переучиться: писать школьное сочинение или эссе и релиз – это разные вещи. Но навык усваивается легко, и филологическое образование сильно помогает. Преподавание я не оставила. У меня 21 год педагогического стажа, и я продолжаю вести уроки в шестых классах 17 школы. Педагогика – это то, что мне по-настоящему близко, от этого я не могу отказаться.

photo-5431865253039307170-y

- Что в работе пресс-секретаря самое сложное, а что любимое?
- Сложнее всего сопереживание. Когда происходят несчастные случаи или какая-то несправедливость, очень трудно не воспринимать это близко к сердцу. Надо оставаться профессионалом и уметь отделять личное от рабочего, иначе можно просто «сгореть». Второй сложный момент – кризисы. Чаще всего они возникают внезапно и не вовремя. У нас есть правило «золотого часа», которое всё чаще превращается в «золотые 15 минут»: первую реакцию нужно выдать моментально, чтобы показать, что ситуация под контролем.
А самое любимое, наверное, это рассказывать о наших талантливых детях и учителях, спортсменах и изобретателях. Когда релиз уходит на республиканский уровень, о человеке узнаёт вся страна, и это настоящая гордость: видеть, как он расцветает, как делятся его опытом, восхищаются достижениями.

- Как вы себя настраиваете на то, что делать не хочется?
- У меня есть чёткий список дел на день. Люблю вычёркивать уже выполненные пункты, это приносит мне удовлетворение. Стараюсь, чтобы к концу дня всё было завершено, без переносов. Работа пресс-секретаря круглосуточная. В пандемию 2020 года мы действительно работали 24/7. Бывало, что в два, три, пять утра отвечали на вопросы в чатах, объясняли санитарные нормы, режим работы школ. С тех пор я понимаю, что в этой профессии важно быть готовым в любое время суток.

- Как вы проводите свободное время?
- Его не так много, как хотелось бы, но я стараюсь. Очень люблю читать. Это не просто хобби, а часть жизни. С детства книги окружали меня: в доме были шкафы в каждой комнате, родители выписывали журналы, газеты, и я зачитывалась Владиславом Крапивиным, фэнтези, фантастикой, потом современной прозой. Нет «высоких» или «низких» жанров: в каждом я нахожу любимых авторов.
Ещё одно увлечение – это интеллектуальные квизы, особенно «Мозгобойня». Наша команда «Шалость удалась» выступает уже три года. В этом году мы стали чемпионами Лиги чемпионов, а два предыдущих занимали второе место. Я шутливо называю себя «замом капитана по информации», слежу за анонсами, помогаю с организацией участия. Это азарт, искра, командный дух.
Кроме того, я люблю сов в любых видах. У меня дома целая коллекция статуэток и открыток. Занимаюсь алмазной мозаикой, работаю на даче, люблю цветы. И, конечно, стараюсь уделять внимание семье. Без их поддержки я бы не справилась.

- Что для вас главное в профессии?
- Профессия пресс-секретаря позволяет шире смотреть на мир, видеть взаимосвязи, понимать причины изменений и реформ. Но, независимо от должности, будь ты учителем, пресс-секретарём, мамой или бабушкой, важно одно – всегда оставаться человеком.

Регина ХАБИБУЛИНА

Костанайцы любят и умеют блеснуть интеллектом
Иван ДВОРНИКОВ: «Я думал, что два квиза – это максимум, что может выдержать Костанай. Как же я ошибался!»
Библиотека – это то, что я люблю, во что свято верю
Надежда ТЕПЛЯКОВА: «Мы получаем кайф от чтения, потому что себя узнаём, свои мысли и чувства»
Профессия учителя должна быть в сердце
Жомарт КУСАЙЫН: В приоритете для меня – исполнительская дисциплина, поскольку в центре нашей деятельности находится качественная подготовка специалистов.
Я б в рабочие пошёл…
Римма БЕКТУРГАНОВА: «Нужно сделать большие инвестиции на республиканском уровне, чтобы проект «Рабочие профессии» дал результат»

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».