Будущих олимпийцев нужно готовить с 1 класса

Выпуск - №000(000)   :   14.08.2021
419

Оценивая результаты выступления казахстанцев на летней Олимпиады в Токио, видится актуальным вопрос о необходимости открытия областной общеобразовательной школы со спортивным уклоном.

Бывшая наша ученица Яна Литвинова - серебряный призёр чемпионата мира

Прошедшая Олимпиада поставила перед спортивным сообществом Республики Казахстан  ряд вопросов,  среди которых наиболее острым является вопрос кадрового резерва для всех видов олимпийских видов спорта. Безусловно,  решать их будут на всех уровнях с учётом развития спорта в каждом регионе. На этом фоне хотелось бы  понять,  как будет выстраиваться работа  в спортивном мире Костанайской области, где за последние годы происходит достаточно бурный рост в отдельных видах спорта, но, к сожалению, эти виды спорта не входят в олимпийские виды. Наличие  тренерского состава высокой квалификации при  увеличении количества детей, которые приходят в спортивные секции,  по идее должны были бы обеспечить необходимым кадровым резервом  национальную сборную, но  по факту этого не происходит. Причины, очевидно нужно изучать профильным специалистам. А в этой статье хотелось бы развить идею открытия в Костанайской области, в г. Костанае  областной общеобразовательной школы со спортивным уклоном. 

Очевидно в сегодняшней экономической ситуации  это будет непросто, но также очевидно, что  если Костанайская область желает занять достойное место по стабильной подготовке будущих призёров и чемпионов международных соревнований,  этот вопрос придётся решать рано или поздно. К примеру, можно назвать несколько таких школ в Казахстане: Южно-Казахстанская областная спортивная школа-интернат для одарённых в спорте детей им. Б.Саттарханова, Северо-Казахстанская областная специализированная школа-интернат для одарённых в спорте детей, Кзылординская областная школа-интернат для одарённых в спорте детей им. Ж.Бахадура, РСШИКОР им. Х.Мунайтпасова  и еще 14 подобных общеобразовательных учреждений, где основными направлениями как раз и являются олимпийские виды спорта. При  том, что в данных школах наряду со спортивными дисциплинами  преподаются общеобразовательные,  есть отличительная  черта, когда  детей  в школу  принимают, начиная с 7 класса. Однако в современных условиях в таких видах спорта,  как бокс, дзюдо, художественная гимнастика и других этот  возраст считается  поздним для успешной подготовки детей. Поэтому  в случае реализации идеи открытия областной школы со спортивным уклоном  необходимо создание образовательных условий для юных спортсменов, начиная уже с 1 класса, поскольку чем раньше способный ребёнок получит возможность занятий спортом, тем  больше шансов получить на выходе  спортсмена международного уровня. И снова пример: из 400 воспитанников  РСШИКОР имени Хаджимукана Мунайтпасова 218 являются членами национальных сборных команд по олимпийским видам. 

Однозначно  нужно обеспечить доступность  для поступления в такую школу ребят из сельской местности по итогам их регулярного   участия в соревнованиях на уровне района, области, республики, при этом  необходимо обеспечить их бесплатным проживанием и питанием, что потребует  открытия интерната с современным уровнем комфорта, ведь в большинстве случаев именно дети из сельской местности достигают самых больших спортивных результатов. Также  необходимо обеспечить жёсткие условия  отбора для поступающих в такую школу детей путём создания преимуществ для тех ребят, чьи родители нацелены на спортивное будущее, а дети уже с 4-5 лет регулярно занимаются в спортивных секциях, для детей, регулярно участвующих  в соревнованиях  районного, областного и республиканского уровня и занимающих там призовые места. При этом придётся также решать сложный вопрос  по отчислению детей из школы в случае,  если  тренерами-преподавателями  будет определён  низкий уровень мотивации в занятиях спортом или  отсутствие перспектив, что, конечно же, потребует тонкой психологической работы с ребёнком и его родителями. 

Что же даст школа со спортивным уклоном самому ребёнку? Тесная дружба со спортом с раннего возраста приобщает к ведению здорового образа жизни. Плотный график (тренировка – уроки в школе – тренировка – домашнее задние) приучает к дисциплине и заставляет ценить каждую минуту своего времени. Круглосуточное нахождение среди сверстников интенсивно развивает коммуникативные навыки и способность к социальной адаптации в любом коллективе. Спортивная школа-интернат – единственная возможность заниматься любимым видом спорта для детей, которые живут в отдалённых деревнях, посёлках, где просто нет необходимой инфраструктуры. 

Отдельный вопрос, который необходимо решить уже на стадии планирования открытия областной школы со спортивным уклоном в г. Костанае, это подбор педагогических и тренерских кадров. И если вопрос тренеров-педагогов  можно достаточно успешно решить, привлекая  тренеров ДЮСШ, разрешив  работать в данной школе в качестве тренеров молодым спортсменам международного уровня, то вопрос подбора педагогов по общеобразовательным предметам  вызовет определённые сложности, поскольку учебный процесс в данной школе необходимо будет выстраивать с учётом интенсивных тренировочных занятий и регулярного участия учеников в различных соревнованиях. Учителя такой школы должны быть изначально готовы жертвовать  своим личным временем, готовы к гибкому графику занятий, как с целым классом так и с отдельным учеником. В целом придётся решать огромный комплекс вопросов, поэтому на начальном этапе целесообразно привлечь специалистов, уже имеющих большой опыт работы в республиканских общеобразовательных школах со спортивным уклоном. Ещё раз хочу подчеркнуть, что в  данное образовательное учреждение должны иметь возможность поступать уже с 1 класса как городские дети, так и сельские, именно поэтому  в такой школе на стадии проектирования  должны быть помещения для проживания детей из сельской местности, несколько спортзалов, ориентированных на конкретный олимпийский    вид спорта  с учётом возрастных особенностей  детей, современной столовой с бесплатным шестиразовым спортивным питанием и другими специальными помещениями, которые необходимы для подготовки спортсменов. 

Убеждён, что в случае  открытия областной общеобразовательной  школы со спортивным уклоном для развития олимпийских видов спорта с соответствующей современной инфраструктурой Костанайская область в перспективе станет одним из ведущих регионов Республики Казахстан по подготовке чемпионов и призёров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы  и Азии, при этом   параллельно будет успешно решаться и вопрос с массовым детским спортом, и вопрос наличия в Костанайской области высокопрофессионального тренерского состава, и вопрос престижа нашего региона. 

Кабдрахман КАЛИЕВ,
учитель физической культуры Карагайлинской ОШ, Алтынсаринский район 


 

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.