Давайте поставим точки над Ё

Выпуск - №15(361)   :   24.04.2019
238

В последнее время в числе актуальных тем общественного обсуждения оказалась орфография как саморазвивающаяся система, требующая регулярной корректировки, упорядочения с учётом и развития самого языка, и существующей практики письма, в котором тоже происходят изменения.


 
Русский алфавит состоит из 33 букв, одна из которых – буква ё – стоит немного особняком. Лингвистами данный факт объясняется особенностями начертания и историей происхождения. Петром I буква ё была введена в русский алфавит в императивном порядке. 

Отсутствие двух точек над Е влечёт за собой нарушение не только когнитивной и коммуникативной функций языка, но и материальные проблемы, например, такие как отказ в выдаче справок и документов, невыплата пособий и тому подобное. Сторонники буквы ё утверждают, что при нормативном написании развивается более высокая скорость чтения за счёт восприятия «формы» слова целиком, а на это влияет геометрическая форма слова, которая определяется как раз выносными элементами шрифта, присутствует обучающий эффект (правильное произношение постоянно подкрепляется), ё – полноценная буква алфавита и должна употребляться на равных правах с остальными буквами, с развитием компьютерной типографики не осталось никаких затруднений в печати этой буквы.

В подтверждение первой причины сторонников буквы можно привести слова академика Д.С. Лихачёва: «Чем больше в языке графических знаков, тем легче он при чтении, так как каждое слово становится характернее, индивидуальнее, приобретает определённую физиономию…». В 2018 году букве ё исполнилось 235 лет. В современном русском языке примерно около 12 500 слов, содержащих ё, из них около 150 слов на эту букву начинаются, около 300 на эту букву заканчиваются, и оказывается, что на каждую сотню знаков любого текста в среднем приходится одна буква ё.

Мной было проведено анкетирование среди учеников 6-9 классов. Это помогло сформировать объективную картину специфики употребления буквы ё в письменной речи. Задания, которые предлагалось выполнить участникам, были разделены на два блока. Первый призывал вставить пропущенные буквы (слонёнок, зелёной, сестрёнке). Для чистоты эксперимента нами были предложены слова, в составе которых нет буквы ё. Второй блок заключал в себе описание наглядного изображения. По итогам анкетирования отмечено, что 35 участников из 50 не следуют написанию ё. Это связано с тем, что большинство детей не придаёт значения этим двум точкам над буквой, не задумываются о разнице употребления е-ё. Однако это приводит к различным последствиям, начиная от безобидного, хоть и неправильного произношения свеклА вместо свЁкла, заканчивая проблемами, к примеру, получения денег в банке, если в договоре букву ё в фамилии проигнорировали, а в удостоверении личности она есть.

В 2005 году в городе Ульяновске (бывшем Симбирске – родине Н.М. Карамзина) был установлен памятник букве «Ё»: прямоугольная плита из коричневого мрамора, на которой выбита строчная буква «ё». В Москве открылся музей писателя Виктора Чумакова, посвящённый только букве ё, где над главным входом висит табличка с лозунгом «Даёшь ёфикацию всей страны!». Мне как учителю русского языка и литературы тоже хочется призвать и учеников, и коллег, и широкую общественность не игнорировать букву ё, дабы послужить делу грамотности. Пусть просто каждый начнёт с себя.

Екатерина БУТЕНКО,
учитель русского языка 
Карабалыкской СШ №1 
им. М.Горького

Наша цель – чтобы ни один ребёнок не страдал от психологического прессинга
Елена ПЕТРЕНКО: «Инициативы вице-министра нужные и своевременные»
Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4