Давайте поставим точки над Ё

Выпуск - №15(361)   :   24.04.2019
127

В последнее время в числе актуальных тем общественного обсуждения оказалась орфография как саморазвивающаяся система, требующая регулярной корректировки, упорядочения с учётом и развития самого языка, и существующей практики письма, в котором тоже происходят изменения.


 
Русский алфавит состоит из 33 букв, одна из которых – буква ё – стоит немного особняком. Лингвистами данный факт объясняется особенностями начертания и историей происхождения. Петром I буква ё была введена в русский алфавит в императивном порядке. 

Отсутствие двух точек над Е влечёт за собой нарушение не только когнитивной и коммуникативной функций языка, но и материальные проблемы, например, такие как отказ в выдаче справок и документов, невыплата пособий и тому подобное. Сторонники буквы ё утверждают, что при нормативном написании развивается более высокая скорость чтения за счёт восприятия «формы» слова целиком, а на это влияет геометрическая форма слова, которая определяется как раз выносными элементами шрифта, присутствует обучающий эффект (правильное произношение постоянно подкрепляется), ё – полноценная буква алфавита и должна употребляться на равных правах с остальными буквами, с развитием компьютерной типографики не осталось никаких затруднений в печати этой буквы.

В подтверждение первой причины сторонников буквы можно привести слова академика Д.С. Лихачёва: «Чем больше в языке графических знаков, тем легче он при чтении, так как каждое слово становится характернее, индивидуальнее, приобретает определённую физиономию…». В 2018 году букве ё исполнилось 235 лет. В современном русском языке примерно около 12 500 слов, содержащих ё, из них около 150 слов на эту букву начинаются, около 300 на эту букву заканчиваются, и оказывается, что на каждую сотню знаков любого текста в среднем приходится одна буква ё.

Мной было проведено анкетирование среди учеников 6-9 классов. Это помогло сформировать объективную картину специфики употребления буквы ё в письменной речи. Задания, которые предлагалось выполнить участникам, были разделены на два блока. Первый призывал вставить пропущенные буквы (слонёнок, зелёной, сестрёнке). Для чистоты эксперимента нами были предложены слова, в составе которых нет буквы ё. Второй блок заключал в себе описание наглядного изображения. По итогам анкетирования отмечено, что 35 участников из 50 не следуют написанию ё. Это связано с тем, что большинство детей не придаёт значения этим двум точкам над буквой, не задумываются о разнице употребления е-ё. Однако это приводит к различным последствиям, начиная от безобидного, хоть и неправильного произношения свеклА вместо свЁкла, заканчивая проблемами, к примеру, получения денег в банке, если в договоре букву ё в фамилии проигнорировали, а в удостоверении личности она есть.

В 2005 году в городе Ульяновске (бывшем Симбирске – родине Н.М. Карамзина) был установлен памятник букве «Ё»: прямоугольная плита из коричневого мрамора, на которой выбита строчная буква «ё». В Москве открылся музей писателя Виктора Чумакова, посвящённый только букве ё, где над главным входом висит табличка с лозунгом «Даёшь ёфикацию всей страны!». Мне как учителю русского языка и литературы тоже хочется призвать и учеников, и коллег, и широкую общественность не игнорировать букву ё, дабы послужить делу грамотности. Пусть просто каждый начнёт с себя.

Екатерина БУТЕНКО,
учитель русского языка 
Карабалыкской СШ №1 
им. М.Горького

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.